Судьба его это зеркало эпохи, зеркало того общества. Василий Сергеевич Ощепков-основателю дзюдо в СССР. Уважаемый человек, и его последователи спустя много лет чтят первого своего учителя. Но какова судьба? Заглянем немного в это зеркало. Его мать родилась в середине XIXв. В Пермской губернии и после смерти мужа, оставшись без средств к существованию и за какое то преступление была отправлена на каторгу на заводы на 17.5 лет. (это к слову о промышленных достижениях того времени). Не выдержав разлуки с дочерью совершает побег. За что ей дают 60 ударов плетью и отправляют с выбритой половиной головы и ножных кандалах на Сахалин. Здесь всех каторжанок ждет «сватовство» и ее берет к себе будущий отец Василия Сергеевича. (Что такое «сватовство» на каторге - ищите сами) Клейма «незаконнорожденный» Василию было не избежать (подумайте только, родился человек. Возможно именно он станет спасителем человечества или просто талантливым человеком, подарившим стране Дзюдо.. А ему государство, церковь говорят - родился незаконно! ) В 11 лет он остается сиротой. Прошедшая Русско-Японская война показала необходимость создания контрразведки. Так для изучения языка, обычаев и устройства государств востока семь подростков отправляют учиться в духовную семинарию Русской православной миссии. Там Василий в 1913г. оканчивает Токийский кодокан (высшее учебное заведение, где преподавали дзюдо). Во Владивостоке, где Ощепков был назначен военным переводчиком после возвращения, был открыт первый кружок дзюдо. Появились и ученики и последователи. Работе секции не помешала ни революция ни иностранная интервенция.
Уже в советской России власти понимают важность для армии и милиции японских техник ведения рукопашного боя. Ощепков становится ведущим специалистом по рукопашному бою и прикладной спортивной борьбы в одежде. Проводит обучение для начальствующего состава РККА.
И вот новая трещина в зеркале 1937г… Началась Японо-Китайская война. Руководство считало, что она окончится присоединением Китая к Японии и далее нападением на СССР. Началась истерия НКВД и поиски изменников родины. Ежов подписывает указ о харбинцах. Аресту подлежали 25 тыс человек. ( в своем закрытом письме Ежов пишет что органы НКВД учтено до 25 тыс чел.).
И вот опережая график арестов, уже 29 сентября 1937 вышло постановление ОГПУ на Лубянке: «Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии... Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей». Более того, в его деле №2641 отсутствуют упоминания о том, что он были разведчиком, как и отсутствуют протоколы допросов. Такова была узаконенная практика: в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом тех лет, упоминание подследственным своей секретной работы приравнивалось к разглашению государственной тайны и автоматически добавляло еще одно обвинение, увеличивало тяжесть вины, удлиняло срок или вело к расстрелу.
В деле сказано, что 10 октября 1937 года в 19 часов арестованный Василий Сергеевич Ощепков умер в Бутырской тюрьме от приступа стенокардии, или, как писали тогда, грудной жабы. Но, в то же время, его жене еще полтора года говорили, что он жив, и бедная женщина продолжала носить своему мужу передачи.
Его смерть избавила его дочь Дину и супругу Анну Ивановну Казем-Бек («харбинки»!) от необходимости отправиться в лагерь в соответствии с пунктом 12 приказа «о харбинцах».