Почему отдых в России такой дорогой? Или о чeм мне не дали сказать на телевидении.

Jul 29, 2015 17:50

Недавно имел честь принять приглашение на интервью телеканалу СТС-Челябинск. За что, отдельное спасибо коллеге по радио-цеху, журналисту и телеведущему Павлу Зорину, кстати, тоже пишущего в ЖЖ под ником Башка. Пригласили меня для разговора о внутреннем туризме в России: дать оценку его развития, выделить интересные и новые направления в этом сезоне.
Наверно сейчас, они сильно об этом жалеют, хотя я был о-очень сдержан в своих суждениях. Ведь когда Павел узнал о моем мнении (основанном на объективных фактах и многолетнем опыте работы в туриндустрии), настоятельно просил меня быть помягче в высказываниях. Поскольку установка партии, правительства и перового канала «у нас в стране всё хорошо, импортозамещение идет успешно и полным ходом», и мы должны соответствовать духу времени - патриотично отдыхая в Крыму, а подставлять редакцию пусть даже и «своим частным мнением» не стоит. Подставлять редакцию не стал, но советом, что «свое мнение ты можешь высказать в личном блоге» я пожалуй воспользуюсь.
ИТАК, внутренний туризм в России, и моё личное, весьма неоднозначное к нему отношение. С одной стороны богатство нашей культуры, история России и красота её природы не могут не вызывать желания путешествовать. Путешествовать по России действительно интересно, в стране огромное количество объектов и маршрутов способных подарить туристу самое главное - новые впечатления. А с другой - есть очень большое НО, и это не только ценник на российский туризм (о его причинах ниже) внутренний туризм как экономическая отрасль на сегодняшний день характеризуется фразой «пациент скорее жив - нежели мертв».
Откуда такой пессимизм? Статистика! По данным федерального агентства по туризму за прошлый год зафиксировано 73 млн. ночевок. Именно количество ночей, является важнейшим показателем туристической активности. 73 миллиона - много это или мало? Для сравнения аналогичный показатель в США - 1,5 миллиарда, при этом им никто не запрещает выезжать из страны, зарабатывают они больше россиян, количество безвизовых стран для граждан США очень велик и включает в себя практически весь «Шенген», Израиль, Индонезию, Новая Зеландия и прочие зарубежные прелести.
В чем причины такого отставания, почему мы, такие патриотичные в последнее время, не желаем путешествовать по своей стране?
Причин, на мой взгляд, несколько - ценник, серая безликость регионов, отсутствие туристической инфраструктуры, - это основные. Если рассматривать отдельные регионы, то будут и дополнительные, например, черноморское побережье России - очень короткий купальный сезон, маленькие городки центральной России - отсутствие хороших путеводителей и т.д. Я принципиально не выделяю в качестве отдельной причины сервис, поскольку это цена вопроса и реакция на потребительское поведение, хотя соотношении цены и сервиса в нашей стране явно не в пользу последнего… но ничего, - «people хавает».
Но, обо всем по порядку.
1. Одной из основных причин слабого развития внутреннего туризма это ЦЕННИК.
Чтобы не быть голословным приведу несколько примеров, хотя уверен, вам ли не знать. Семейный отдых на море, 2+1 ребенок. Билеты в Крым я бронировал по льготной цене, это те самые дотационные которые разошлись за 20-30 минут - 21.000 рублей на троих в обе стороны (халява, но мне удалось забронировать их только потому, что я работаю в Спутнике. и вовремя услышал разговор авикассиров), простым смертным такие «спецы» можно словить, только при условии сильной дружбы со специалистом туркомпании. Отель 4 звезды, на первой линии, на 14 дней, но без питания - 60 000 рублей (опять таки учитывая статус сотрудника туркомпании). Плюс с собой на питание думаю надо было тысяч 25 брать. И получается сотка в итоге, напоминаю, что это при льготных ценах. Если бы не это «НО», то стоимость бы составила:
Авиабилеты - 81 000 (на июнь), а если смотреть на август, то еще на 20 тыс. дороже.
Отель: 80 000
Питание: 25 000
186 000 за двухнедельное крымское счастье!!!
В итоге моя бронь на билеты слетела и я без толики сожаления забронировал Золотые пески в Болгарии, 5 звезд на берегу моря, все включено - 100 000 на троих.
Примеров можно привести множество, но давайте зададимся главным вопросом - «Хули так дорого?»
Главная причина это огромное желание нашего государства развивать внутренний туризм за наши с вами огромные деньги, зарабатывая на перевозке граждан по самой большой стране мира. А все остальное дело техники.
Во-первых, половина стоимости любой путевки - это перевозка, самолетом, поездом или теплоходом по реке, не важно - все требует горючего. Горючее, которое заполняет баки самолетов всех авиакомпаний течет из «одного крана» и цена определяется только одним игроком - государством. Газпромнефть, Роснефть, Сибнефть и прочие национальные достояния прилипли к одним рукам и они очень жадные. Иногда из этих рук некоторым из нас перепадают дотации, как это было с билетами на Симферополь или для жителей Дальнего Востока, но в этих крохах не было бы смысла если бы не монопольно высокие цены на топливо в одной из самых богатейших нефтью стран мира.
Именно монополия на топливо задает основной тон в ценообразовании туристических путевок.
Во-вторых, к этому фактору надо прибавить слабую конкуренцию среди авиакомпаний, нехватку воздушных судов (у нас в стране попросту очень мало самолетов), «закрытое небо» для зарубежных авиакомпаний и прежде всего для лоукостеров, вместо них у нас создают «Победу» с бешеными ценниками.
В-третьих, на туроператорском рынке также наблюдаются тенденция к монополизации, что соответственно скажется и на ценах. Вообще лозунговая политика государства по развитию внутреннего туризма никак не сказывается на формирование и ценообразование турпродукта. Вместо сюжетов по РТР о том как хорошо нам отдыхать в России лучше бы создали условия для инвестиций в туризм, развитие инфраструктуры, обеспечили туроператорские компании доступными кредитами и «длинными деньгами».
А вообще лучшая государственная экономическая стратегия по развитию туризма в России - это снижение тарифов: на топливо, ж\д перевозку и т.д. Тогда у людей появится возможность путешествовать по России, но вот будет ли желание? А это как раз вторая причина болезни внутреннего туризма.
2. «Борщ, солянка, пельмени», - именно эту фразу я слышал в каждом кафе по дороге из Челябинска в Москву. Проезжаешь, Башкирию, Татарию, Чувашию, Нижегородскую область, Владимир… а каждой кафешке по дороге тебе предлагают только одно, - «Борщ, солянка, пельмени». Многонациональная страна, а по факту регионы очень безликие и дело даже не в кухне придорожных кафе (где кстати могли бы предложить бишбармак, эчпочмак, шарку, волжской ухи или еще чего-нибудь), одинаковые города, куда ни глянь везде «3-я улица Строителей». Нет, я конечно согласен что Москва вылизана и отполирована, Питер накрасил губы своей набережной, но только вонючие дворы-колодцы по-прежнему источают «запах нашей истории» (хотя это тоже своеобразный бренд), Казань тычет в небо новенькими минаретами… вот пожалуй и все. Несколько достопримечательностей, а дальше сплошные «3-тьи улицы Строителей» с одинаковыми «хрущевками», «брежневками» или прочее «советское баррако». Страна большая, но очень одинаковая.
Ах да простите, красивая русская природа! Но о ней в следующем пункте, посвященному инфраструктуре.
3. Природа совершенна, а потому мы и считаем её прекрасной. Многие из нас городятся красотой русской природы, кичливо доказывая свое нежелание видеть что-то еще. Ну да Бог с ними, перейдем к проблеме туристической инфраструктуры. Решил я как то своим близким показать красоты Таганая, древнейший родник Белый ключ, Откликной гребень, но только мы стали приближаться к турбазе ноздри сразу уловили запах со школы знакомых строчек:
Хорошо в краю родном
Пахнет сеном и…
Через некоторое время собрались на одно из многочисленных озер Южноуральского края, к берегу не подъехать, всё облеплено базами и домами отдыха, хотя мы просто хотели отдохнуть на бережку и искупаться. Ну да ладно, думаю заночуем в одном из образцов социалистического прошлого, только подъехал к воротам и вышел из машины, как тут же в воздухе запахло давешними строчками. Да на х…й это надо!
Природа у нас красивая, но что бы ей наслаждаться надо быть не туристом, а путешественником и с рюкзачком или на байдарке забуриться где совершенству нет предала. А так по базам мотаться это либо полное г...но, либо ценник 4-5 тысяч за коттедж, - блять, номер на Манхеттене (г. Нью-Йорк) стоит дешевле.
Вот вам и перспективы развития внутреннего туризма.

Путешествия, Турпрофи

Previous post Next post
Up