1949 год - в материковом Китае коммунисты победили в долгоиграющей гражданской войне, загнали Чан Кайши с остатками Гоминьдана на Тайвань, приступили к мирному социалистическому строительству...
Освободим Тайвань!/Отстоим Тайвань!
И объединённая под одной властью страна поехала в коммунизм с китайской спецификой.
Великий шёлковый путь -товары с востока на запад, Великий коммунистический путь - идеи с запада на восток...
Не без зигзагов.
Но всё познаётся в сравнении: со времени дележа Китая на рубеже ХХ века до победы коммунистов - период одной сознательной человеческой жизни.
Этапы большого китайского пути.
Я читаю «через пятое на десятое» книгу «Особый район Китая.1942-1945»- редактированные в 1970-е дневниковые записи советского представителя при «дворе» Мао. Периодически повторяются сетования на полную нищету или крайнюю бедность, необразованность абсолютного большинства населения. При этом отмечается фанатичное упорство в работе помноженное на культивируемое исторически трудолюбие. Речь очевидно о крестьянах - основной части тогдашнего китайского населения. И вздохи «братского пролетарского сопереживания»: если бы этому народу дать возможность трудиться свободно, да на благо своей страны, да без внешних и без внутренних эксплуататоров...
Дневник коммуниста о коммунистах.
В 1970-х можно было и дальше сочувственно вздыхать. Но через 50 лет- в 2020-х - меня берёт оторопь от темпов набранных этой полуторамиллиардной махиной. Оторопь и паника. За семь десятков лет, за сознательную жизнь одного человека построить такой всемирный экономический каток! Которому есть куда дальше раскатываться имея под собой настолько огромный внутренний рынок.
В блоге у
humus - "Фотографии Жан-Филиппа Шарбонье. 1955. Китай. Часть 6. Разное. Вып.2"- попала на глаза фотография:
Большие дорожные работы
А буквально за день до этого «попадания» смотрел ролик о строительстве сети китайских скоростных дорог (не ЖД, автомагистралей!).
Прочувствуйте разницу...
Click to view
Это только автодороги. Но есть и железнодорожное сообщение...
В недалёкие 1980-е при недалёком Горбачёве несильно но улучшились советско-китайские отношения. По ТВ показали советский документальный фильм снятый в тогдашнем Китае. Однообразно одетые в ватники и кепки люди, небогатый совсем быт, огромная железнодорожная станция вся в дымах и парах от массы паровозов на параллельных путях... На этом именно эпизоде один мудрый человек удовлетворённо констатировал: «Ну всё, они отстали от нас навсегда!». Прошло сорок лет исторического движения...
Поехали...
Приехали?
На таких скоростях китайские товарищи вполне могут в течении следующих десятилетий мягко закатать в асфальт всех конкурентов на глобальной дороге. Есть шанс что в отлаженной машине может случиться системная поломка на манер либерально-демократической Тяньаньмэнь.
Click to view
Шанс конечно есть, но на сегодня китайский локомотив успешно отлаживает электронную начинку «социального рейтинга». Трудолюбиво и упорно, последовательно и неуклонно...
Click to view