Механизм манипулирования сознанием.

May 06, 2014 11:20

Главной составляющей любого манипулирования является предложение уже готовых вариантов развития событий, без возможности рассмотрения какой либо альтернативы.

Например, вам говорят - попробуйте сделать то-то или то-то самостоятельно, и вы увидите что это невозможно. А так как большинством из нас правит страх неизвестности, мы подсознательно выбираем уже проверенные варианты событий, которые гарантируют нам предсказуемый результат, причем сам прогноз событий как и их вариативность, мы принимаем от постороннего лица, в надежде на его компетентность в этом вопросе. Этому способствует наше сомнение в собственные возможности и ложное доверие к тому кто по нашему мнению знает больше чем мы. Хотя если взглянуть на ситуацию со стороны, то тот кто предлагает нам варианты, обладает точно такими же возможностями как и мы сами с поправкой на личный опыт, который может иметь место быть, а может и не быть.

Когда нам говорят что это очень сложно, это невозможно, нужно много усилий и т.д., все наши действия по этому поводу в первую очередь будут ограниченны нашим собственным восприятием ситуации, с наложением на них тех ограничений, под которые мы согласились их наложить под влиянием другой стороны, либо самостоятельно. Другими словами нас никто не заставляет думать о чем-то новом именно так как этого хочет вторая сторона, однако все что мы воспринимаем со стороны, в той или иной степени присваиваем своему собственному мышлению. А это значит, что если мы верим в невозможность или трудность нового для нас дела, то на деле все так и будет, хотя если решение этого вопроса удалось одному человеку, то почему же оно недоступно другому?

Процесс любого манипулирования основан на страхе, сомнении, отсутствия силы воли, и обыкновенной лени. Кроме того, в человеческом обществе на протяжении всей истории социального развития и трансформаций, основной управляющей силой считалась власть основанная на авторитете одной или нескольких личностей, имеющих влияние на большинство. Сила авторитетного мнения от специфики социального управления, нашла применение и в других сферах человеческой деятельности, тем самым с одной стороны облегчив физический и умственный труд в обществе, а с другой стороны увеличив зависимость от внешних источников информации, и снизив веру в собственные возможности.

В настоящее время, в современном обществе наблюдается удивительный парадокс кризиса идейных преобразований общества. Если в середине прошлого века, весь мир ориентировался на курс переменного развития двух сверх-держав, имеющих противоположные платформы государственного управления и идеологии, которые несмотря на свою враждебность друг к другу, тем самым легко объединяли народные усилия, то в настоящее время, ориентация на личностный материальный рост, превращает любую нацию в деградирующую область человеческих возможностей.

Приобретение знаний об окружающем мире в детском возрасте перешло из стадии познавательной в стадию обязательную, тем самым напрочь убивая желание этими знаниями воспользоваться, чтобы с их помощью открыть нечто новое, которое может принести пользу большинству. Причем подобная схема управления массовым сознанием, начиная с самого раннего детского возраста, представляет собой в большой степени пережиток прошлых, и как следствие неэффективных идей, в основе которых лежит желание создать «послушную толпу» не обладающую ярко выраженными личностными свойствами, с некоторой доле погрешности, которая вписывается в ограниченный процент творческой и свободомыслящей интеллигенции.

В итоге все произошло с точностью до наоборот. Система всеобщего управления, начала оказывать своё влияние на общий процент населения только тогда, когда произошли существенные перемены в государственной системе многих стран, и одна идеологическая основа сменилась на совершенно иную по своему характеру. На смену коллективному единству, активно насаждаемому государством, пришло коллективное объединение отдельных индивидуумов. Другими словами каждый стал жить ради себя, но при этом действия, поступки и мысли каждого стали практически идентичными всем остальным. Произошла резкая смена парадигм систем внешнего и внутреннего управления массовым сознанием, что в свою очередь создало целый ряд массовых экспериментов доказывающих наибольшую эффективность новых методов влияния и привлечения сознания, таких как реклама и формирование специальных новостных блоков, формирующих будущую политическую активность обновленного электората.

Отсутствие естественного информационного иммунитета в бывшем СССР, на информационные атаки созданные по рекламным шаблонам западных корпораций, послужило благоприятному формированию потребительской среды с полным отсутствием критического мышления к воспринимаемой информации. И пока информационный иммунитет начал потихоньку вырабатываться, методы влияния на общественное мнение и действия, были отточены, скорректированы и доведены до совершенства. Место агрессивной рекламе, уступила реклама скрытого характера, воздействующая на подсознательные механизмы человеческого сознания и инстинктивного мышления.

Потребительский культ в настоящее время создал целый ряд поведенческих шаблонов, тем самым определив место каждого сознательного индивидуума в своей категории социальной ячейки, прописав при этом все основные действия и потребности. И если раньше, главным побуждающим механизмом было стремление к новому и неизведанному, отличному от старого образа жизни, то в настоящее время таким механизмом стало желание индивидуума соответствовать тем или иным шаблонам, согласно личному уровню желаемых достижений. Проще говоря если ты хочешь заработать много денег, ты должен строго соблюдать те или иные правила данной социальной среды. Вот тут и можно обнаружить те факторы влияющие на манипулирование сознанием, о которых я упомянул в самом начале статьи. Четкий алгоритм возможных действий, целью которых является успех в выбранной среде, является определяющим вектором сознания, не имеющим иных альтернатив. При этом любые попытки объективного взгляда на ряд противоречий в данном алгоритме, тут же блокируются с помощью многочисленных оговорок, количество которых подминает под себя любые здравые мысли. Но все эти методы были бы не эффективными, если бы не поддержка тех кто ими пользуется. Поэтому любая критика, даже при условии что она наиболее эффективна, буквально потонет в многочисленных отрицаниях её объективности, пользователями данных методик.

Ярким примером подобного поведения, могут служить так называемые методики достижения финансового успеха, которые описываются в многочисленных изданиях типа «как разбогатеть за один год». Здравый разум нам подсказывает, что если бы данная методика работала, никому и в голову не пришло бы работать на одном месте много лет, когда можно приобрести книгу и разбогатеть всего за год.

Другими не менее распространенным примером, может служить вполне откровенное стремление индивидуума к соблюдению всех без исключения правил данной методики на практике. То есть правила соблюдаются безукоризненно, а успеха по прежнему все нет и нет. А ведь в таком режиме может пройти не один и даже не три года. Хотя любому человеку со стороны будет понятно, что главным критерием эффективности любой чудо-методики, будет результативность данного метода на практике. Если индивидуум все ещё продолжает делать вид что он успешен, или до сих пор стремится к успеху, считай что данный метод не работает совсем.

Биография многих успешных и добившихся внушительных состояний людей, показывает что никто их них никогда не читал подобных книг, не говоря уже о том чтобы писать их самостоятельно, ибо это им не нужно когда источники финансов уже имеются. Это все равно что утверждать буд-то деньги приносят счастье, причем в количестве равно-пропорциональном общей сумме денежных знаков. Однако мы можем наблюдать большое количество состоятельных людей, но лишь единицы из них могут казаться счастливыми. Такие наблюдения зачастую обнажают пустоту общего механизма манипулирования общественным сознанием, представляющим лишь видимость чего-то важного, но не мене пустого внутри.

Сам механизм манипулирования человеческим сознанием довольно разнообразен и многогранен. Чем незаметней его воздействие, тем он наиболее эффективен в руках манипулятора. Однако и у него есть свой побочный эффект. Тот, кем успешно манипулируют со стороны, со временем сам становится манипулятором, имея наглядный опыт сторонних манипуляций. Наиболее показательным примером в данном случае являются дети. Сначала взрослые манипулируют детьми, потом дети, осознав свои преимущества и уровень влияния, начинают манипулировать взрослыми.

Что есть манипуляция в целом? Это ряд действий, позволяющих добиться от иного человека того что мы хотим от него получить. Причем во много важен сам результат а не методы манипулирования. Некоторые рассчитаны на массовые действия, некоторые на индивидуальные.
Главный расчет любого манипулятора направлен на подчинение иного сознания своему. При этом наиболее поддающиеся внешнему манипулированию, становятся именно те, кто имеет наибольшие сомнения в собственных возможностях и знаниях, либо наоборот слишком самоуверен в своих способностях. При этом нужно учесть фактор индивидуального желания самого индивида, которое в конечном итоге может послужить тем стимулирующим фактором, который и будет являться основным рычагом личных усилий по выполнению завуалированной просьбы манипулятора. То есть сам манипулятор, может создать иллюзию выполнения заветного желания ведомого человека, поставив при этом конкретное условие. Но высшим пилотажем в данной ситуации, является то, что сам манипулятор ничего конкретного не обещает, а лишь грамотно предоставляет объекту манипуляции ту мысленную среду или почву для размышлений, которую он сам превратит в собственную мечту или ассоциирует с таковой.

Ещё с древних времен и по настоящее время мы знаем что основную роль любого правителя, играет его свита. То есть, чем выше поддержка пользователей системы, тем выше её власть над теми кто желает подчинятся. Причем у каждой власти есть своя собственная атрибутика, по отличительным признакам которой, любой даже не сведущий в регалиях, может подсознательно догадаться о её значимости. И ведь такую привычку подчинятся власти, а также её иерархичной структуре нам прививают ещё в школе, по цепочке - ученик-учитель-завуч-директор. То есть главной задачей в школе является не научить человека мыслить, а научить его подчинятся чужим решениям. И чем больше таких подчиняющихся, тем выше авторитет и влияние самой власти. Ведь на любое индивидуальное решение, большое значение оказывает власть толпы. Многочисленные эксперименты это правило только подтвердили. Например, в лифт заходят 6 человек. Пятеро из них по предварительному сговору разворачиваются к стенке лифта таким образом, что один из них стоит противоположно остальным. Через некоторое время, этот человек тоже поворачивается таким образом как и все остальные. Таким образом несложно догадаться, что любой человек, которого примет соответствующее окружение и наделит соответствующей атрибутикой, может запросто стать главой народного управления, так как толпе достаточно будет только основных признаков управляющего начала а не личных характеристик претендента на власть.

В обычной жизни, привычка подчинятся, играет с большинством на руку разного рода манипуляторам, которые отлично вживаются в роль начальников и людей с высоким социальным статусом. Проще говоря, для успешного манипулирования другим человеком, достаточно вжиться в соответствующий поведенческий шаблон. Остальное сделает сам объект манипуляции своими силами.

По большому счету, секрет манипуляции как раз заключается в том чтобы убедить объект манипулирования в том, что его действия направленные в пользу самого манипулятора, на самом деле есть ничто иное как объект его личных желаний. Что этого хотел не манипулятор а сам объект манипулирования. И нужно отдать должное такому подходу, из-за высокой эффективности исполнительных действий, отличных от тех, которые могли бы осуществится под воздействием прямого указания или приказа. Естественно что выбор манипулятора, в первую очередь падает на тех, кто потенциально отвечает его требованиям и готов подчинятся любом кто соответствует его представлениям об авторитете, власти и прочей атрибутики законного манипулирования.

Ещё А.С.Пушкин в своё время отлично объяснил принцип манипулирования в строках «Ах обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». И ведь прав был классик. В большинстве случаев мы даже не в состоянии определить что из желаний являются наши собственные, а какие из них мы позаимствовали со стороны, поддавшись чарам внешней иллюзии. При этом сказать точно что именно мы хотим, мы часто не в состоянии.

Классическим примером подобной неразборчивости может служить простейшая реклама. Например, в рекламном ролике демонстрируют автомобиль бизнес класса. При этом в каждре присутствует красивый пейзаж или престижный район города, сам автовладелец - мужчина модель с красивым лицом и спортивным телосложением, красиво одетый в модную одежду а рядом с ним стереотипная красавица, при этом не говорится о том кем этот мужчина работает и кем приходится ему данная женщина. Считается, что потенциальный потребитель самостоятельно додумывает образ автовладельца, неизбежно заменяя его образ своим, а образ красавицы своей знакомой и т.д. При этом тому кто смотрит эту рекламу, сложно сказать что именно ему необходимо, машину, внешний вид, модную одежду, красавицу и т.д.? Потребителю нравится сам образ - красивая картинка, которая и создает задуманное маркетологами впечатление привязанное к конкретной марке машины, а то и бренду в целом. Вот вам и готовая среда для манипулирования. А далее остается только ловить на живца - того индивидуума, у которого желание всем эти обладать наиболее стойкое. Ведь не секрет, что у каждой машины есть своя цена. А деньги можно заработать многими способами. Правда нужно понимать, что красивый рекламный образ, тем и притягателен, что не имеет ничего общего с реальностью. Ведь в обычной жизни нужно потратить гораздо больше усилий, чем просто купить машину. Новая машина не сделает наш вкус в выборе одежды совершенным, она не сделает наше тело более поджарым и спортивным, она не гарантирует наличие соответствующей спутницы, и уже тем более фонового сопровождения в виде богатого квартала или набережной океана.

Основной принцип манипуляций прост и примитивен - символическая морковка перед носом, которую повесил для нас заботливый манипулятор. При этом мы сами создаем себе образ морковки, поверив в то, что кто-то готов решить за нас все насущные проблемы. Ведь верить в свои желания гораздо легче чем воплощать их в жизнь. Поэтому сам принцип манипуляции это ловкость рук и никакого мошенничества. Все происходит с нашей личной поддержки и согласия.

мистер вихлюн

свобода, глупость, согласованность, созерцание, зависимость, найти своё Я, мотивация

Previous post Next post
Up