Как мы теряем своё «Я»? (часть №2)

Sep 18, 2013 09:26

Как мы теряем своё «Я»? (часть №2)

Институт

Сомнений поступить или не поступить в институт, у ребенка уже не возникает, при условии что родители подростка также закончили институт в своё время. А вопрос выбора института, подросток переносит по привычке на плечи родителей, так как им (по той же самой привычке) виднее за исключением редких случаев собственного выбора, или выбора по примеру своих друзей. Главное что жизненный путь от этого не изменился, и не изменится. Новые цели - стать полноправным и желательно успешным членом общества, искореняют остатки детских желаний, быть тем кем ты хочешь быть и поступать так как тебе нравится.

Учёба в институте уже не кажется такой трудной, так как студент уже понимает зачем он учится и для чего. Если в школе ученик был обязан учится и подстраиваться под общие требования школы, то для студента имеющего за плечами школьный опыт «обязаловки» и учебы по режиму, учеба в институте кажется более свободной и независимой. Что же стимулирует студента к учёбе? Его возросшие вместе с физическим взросление потребности - интерес к противоположному полу и деньги. Происходит понимание, что недостаток личных преимуществ (высокий интеллект, спортивная фигура, способности к музыке и прочим навыкам требующим как времени так и занятий), можно заменить денежной компенсацией. Поэтому интересным для девушки можно стать если повести её в кафе, прокатить на собственной или родительской машине или подарить что-нибудь ценное, в довесок к той внешней атрибутике, которую подросток закрепил в школе. А деньги эти можно либо заработать самому, либо получить у родителей за хорошую учёбу. Если студент зарабатывает сам, то сразу понимает о возможностях своего заработка, которые увеличатся с момента окончания института. Поэтому ко всем общим атрибутам взрослой и индивидуальной жизни, примешивается и желание стать финансово независимым от родителей, чтобы «самому» распоряжаться своей жизнью.

Цель определяет потребность. И не удивительно, что окончив институт, вчерашний студент находится в поиске работы, позволяющей получить соответствующий опыт и минимальный но самостоятельный доход. Родители в свою очередь стимулируют студента либо небольшими денежными вливаниями на съём своей квартиры, либо приобретают её, чтобы таким образом обеспечить соответствующий жизненный достаток, и спровоцировать тем самым планы на будущее по созданию собственной семьи.
В итоге мы получаем нового члена общества, живущего по его правилам, имеющего «общественные» убеждения, планы, стремления и т.д. Причём, чем больше у него точек соприкосновения с обществом, тем сильнее его уверенность в том, что он живет правильно, не отдаляясь от намеченных на ближайшее будущее планов. И эти планы он справедливо считает своими, на том самом основании что несмотря на их общность и похожесть, он вкладывает в их реализацию собственные усилия и ресурсы, стало быть какими они могут быть ещё? Правильно, только собственными. Опыт по трате собственных усилий провоцирует опыт их экономии на всем что плохо лежит и не требует этих самых усилий. А значит можно свободно копировать чужие идеи, взгляды, поведение и прочее. В общем все, что можно использовать бесплатно с целью достичь «собственной» цели и стать независимым от обстоятельств, хозяином «собственной» жизни.

Работа и семья

Кроме того, несмотря на разнообразие событий, наш индивидуум стремится к так называемой «стабильности», пологая что именно она в конце-концов составлять основу его прекрасного будущего. Таким образом частая или вынужденная смена рабочих мест, сексуальных партнёров и прочих элементов активной и уже взрослой жизни, приводит к желанию упорядочить их до одного, но стабильного и наилучшего. Тоже самое происходит и с любовными отношениями, тем более что пример более старших коллег (а значит уже живущих в ореоле такой стабильности), только способствует осуществлению подобного желания.
Так возникает желание женится и создать свою семью. Причём вместо того чтобы разобраться в специфике своего желания и его последствий досконально, индивидуум составляет ряд требований к своей будущей жене, и создает в голове иллюзорную картину будущей жизни, основанную на стереотипном мышлении современного общества по поводу брака. Любые расспросы о семейной жизни у родителей, как правило приведут его к стандартным ответам и описанию положительных качеств брака. При этом родители специально будут умалчивать о тех не стыковках, и притирании их характеров между друг-другом, которые неизбежно возникают среди молодоженов. Родители не говорят об этом, чтобы не спугнуть своего сына от своего намерения, так как ждут о него внуков.

Отсутствие навыков в вопросе накопления информации и желания разобраться в предмете своей мечты, приводит к тому, что со всеми плюсами, а главное минусами совместного проживания, молодому мужчине приходится сталкиваться на собственном опыте, решая возникающие проблемы общедоступными способами по мере их возникновения.
Семейный союз становится по-настоящему счастливым только при обоюдном понимании супругов в большинстве бытовых и межличностных сфер. Любые конфликты, не более чем притирка друг к другу, конечно при условии что супруги делают соответствующие выводы и добровольно подстраиваются друг под друга, что бывает не часто. В конце-концов любой конфликт, либо гасится взаимными усилиями, либо такими же усилиями разгорается ещё сильней, пока не сожжет все мосты и не приведет к разводу.

Но эти явления можно отнести к отвлекающим от жизни факторам. Да, это конечно и есть та самая жизнь, но она не предполагает ещё наличия фазы её осмысления. В жизни молодожёнов, решаются множество различных препятствий и проблем, начиная от устройства первоначального быта, и заканчивая сексуальными разногласиями. Затем, наш герой решает, что пора завести ребёнка. Причём решение это как правило складывается из желания жены, родителей, примера коллег и знакомых и т.д. И данное условие является новой притиркой в семейных отношениях, так как предполагает наличие новых испытаний, как моральных так и физических. Естественно что любые стрессовые ситуации, лечатся исконно «народными» средствами, как это делают все. Нет, есть конечно и личные интересы, и увлечения и прочее, но в большинстве случаев они буквально идентичны тому окружению, в котором вращается индивидуум.

И вот наконец, мы плавно подходим к стадии личностного кризиса, когда происходит переоценка личных достижений, и возникают первые тревожные звоночки личной неуравновешенности. Все это возникает от того, что жизнь начинает все больше и больше напоминать вчерашний день. Новизна уходит из неё, и проблемы остаются на месте, и к ним прибавляются новые, уже нового характера и типа. А самое неприятное в этой ситуации то, что «общедоступные» способы избавления от стрессов, приносящие хоть и временное но все же действенное ощущение счастья, тоже приелись и уже не приносят тех эмоций, какие были раньше. Жизнь из множества мелких и гнетущих неприятностей, превращается в одну сплошную проблему.

И вместо того, чтобы понять в чём корень проблемы, наш индивидуум, уже по привычке ищет её в чем угодно, только не в себе. И либо просто мирится с ними как с неизбежностью, либо начинает их избегать и даже самоустранятся. Также общераспространенным способом решения семейных проблем, является временная замена супруги на любовницу, что приводит к дополнительным неприятностям, затратам и нервотрепке. И каждое такое «своё» желание, требует своей цены, и как следствие влияет на общее настроение желающего и постепенно подавляет его. В итоге такой человек вообще не понимает, кто он, зачем он живет и зачем все это делает. Ведь изначально он стремился к доступному счастью, и хотел жить так как все, пока с ужасом не понимает что все, именно так и живут. И что жизнь есть ничто иное, как череда нескончаемых страданий, изредка разбавленных случайными моментами счастья.

И нет в этой жизни ничего нового, а любое стремление к комфорту, лишь увеличивает собственную зависимость от этих условий. К страданиям моральным, присоединяются страдания физического характера, как следствие отсутствия здорового образа жизни. Наш герой по привычке получает информацию о том что такое хорошо, а что такое плохо из привычных для него источников информации: телевидения, интернета, друзей и прочего. Все они изначально предлагают лучший вариант, направляя нашего героя на наименее лучший и безопасный путь к абсолютному комфорту и счастью. Но вместо ожидаемого, он сталкивается с тем, что уже не раз замечал в других, но не хотел признаваться в этом самому себе - счастье это иллюзия. Та самая морковка, которую ловко подменили с личного согласия самого героя. Весь поиск такого человека упирается в уровень личных знаний и целей. Но о каких личных знаниях может идти речь, когда вся жизнь этого человека состоит из чужих указаний, советов, ультиматумов и приказов? В желании обрести свободу от фальшивого долга обществу, он только глубже погрузился в него. Конечно, есть ещё надежда на детей, которые наверняка могут добиться лучшей участи. Но как могут дети добиться чего-то нового, если они воспитываются в том же самом режиме, в котором воспитывался и наш герой?
Единственное личное убеждение в том что «счастье есть иллюзия» построено на горьком опыте личной жизни, но никак не в попытках его воплотить в своей жизни. И это не удивительно, так как никто не знает, что же такое счастье и как оно выглядит, не говоря уже о попытке его обрести. Если спросить у современного человека - что такое счастье? Он наверняка уверенно перечислит все термины и ситуации, которые ассоциируются у него с этим понятием. И эти самые термины и ситуации, он возьмет не из собственной жизни, а из жизни другого человека, рекламного героя, героя из фильма и т.д. Вот и получается, что большинство членов общества живет иллюзией счастья других людей, чей образ жизни часто бывает недоступен из-за разницы в социальном и финансовом положении, в то время как часто люди более высокого социального статуса, также оказываются несчастны, и могут завидовать тем кто живет попроще, на том основании что их жизнь сложилась исходя из общих взглядов на счастливую жизнь человека в современном обществе.

Что делать?

Однообразность нездорового образа жизни, отсутствие новых эмоций и впечатлений способствует возникновению острого личностного кризиса, и чаще всего именно данный кризис является попыткой изменить свою жизнь пока есть такая возможность. Человек начинает открывать для себя разнообразные духовные учения, но как правило часто становится узником тех самых ловушек, которые ожидают тех, кто привык мыслить шаблонно. Таким ученикам кажется что без беспрекословного подчинения своему гуру, авторитетному мнению не будет и прогресса, а значит не будет и результата по выходу из кризиса. Изначально выбирая чужую цель, невозможно прийти к личному результату. В итоге из одной социальной ловушки, наш герой попадает во вторую, третью и т.д. Пока его разочарование не достигнет своего пика. Некоторые заканчивают жизнь самоубийством, другие предпочитают быстрой и болезненной форме смерти, медленную и приятную, постепенно убивая свое тело с помощью разнообразных вредных факторов. Проблема в том что мы привыкли подходить к решению проблем с помощью стандартных методов, чем пользуются многие специалисты, уверяющие в своей способности помочь. Помощь этих специалистов основана в первую очередь на неспособности большинства помогать самим себе. Вся так называемая помощь, часто умещается в рамки общих рекомендаций. Например вы заболели? Благодаря рекламе мы знаем что нам делать, какое лекарство взять и как им лечится. Но лекарство это лишь временная мера, и оно не спасет если процесс саморазрушения уже запущен в полной мере.

Как работают так называемые духовные спасатели? Они работают по узким шаблонам, предлагая методики избавления от самых распространенных проблем в жизни. По привычке, те кто нуждаются в помощи, покупают их книги, идут на лекции в полной уверенности что найдут там квалифицированную помощь. И находят, и даже избавляются от проблем, но на их место приходят новые и снова возникает потребность в духовных таблетках. Тем кто эти таблетки производит, выгоднее регулярно лечить нуждающихся, а не сделать их здоровыми. Настоящий специалист, в первую очередь изменяет образ жизни человека, позволяя ему обрести свою целостность, и отделить все то что отравляло его жизнь, от того что ему идет на пользу. А как принести пользу себе? Для этого нужно понимать кому вы приносите пользу? Себе, своему телу, своей работе, своему начальнику?

И мало кто из нас знает, что все это время наше спасение находилось внутри нас самих. В погоне за чужими желаниями и целями, мы утратили свою целостность, заменив её трухой из временных и часто бесполезных благ. Стоило бы вспомнить свой детский период, и вспомнить о своём желании освободится от иллюзии общественного долга. Ведь ты больше никому и ничего не должен, ты расплатился за собственное выживание собственными силами, временем и молодостью. Ты научился хорошо выживать, возможно пришло время научится хорошо жить? Жить так, как тебе этого хочется, а не так как ты привык думать об этом.

Мы привыкли требовать от других ровно то, что часто не способны требовать от себя самих. Общество подчиняющееся закону толпы, никогда не расскажет тебе о том что такое «я», и как его можно отыскать. Все наши представления о себе, не имеют к нам никакого отношения. Все наши личные признаки, были выданы нам по мере нашего взросления. По большому счёту, мы не нужны никому, зато нужны наши данные, подтверждающие наше существование в этом мире. Мы не выбирали своего имени, цвета кожи, своих родителей, дом, школу и т.д. Мы даже работу не выбираем, а работа выбирает нас приглашая на открывшуюся вакансию. Большинство наших знаний не только бесполезны для нас лично, но и для остальных. Мы носим одежду которую нам сделали на фабрике, едим кем-то приготовленную пищу, ездим на автомобиле который произвела одна из фабрик и ходим на работу, которая принадлежит не нам. И эта привычка пользоваться чужим, убивает в нас самих себя, вырабатывая безразличие к проявлению любой личной индивидуальности. Зачем писать книги когда есть хорошие писатели? Зачем писать картины, когда в галереях столько работ? Зачем вообще что-то делать самому? Но никто не спросит себя, дружище, а ты уверен в том что тебе все это нужно? Кто сказал что тебе нужно пить пиво именно этой марки или курить только такие сигареты? Кто сказал что ты вообще должен курить? Никто - правильно. Только ты сам! Но почему? Потому что все так делают. Поэтому и нет нашего «я», вместо него только воображаемое «мы». Даже находясь в одиночестве, мы не можем избавится от тех общественных иллюзий, которыми мы опутали свой собственный мир. И конечно среди них просто невозможно отыскать себя самого, свои желания, свои цели. Их нет, за этим огромным ворохом наших копий чужих идей.

Маркс говорил что богатство общества, определяется наличием свободного времени у его участников. Так сколько же личного времени мы тратим на себя? Принадлежит ли личное время нам целиком? Безусловно принадлежит, и никто не в праве не в силах его у нас отобрать. Мы сами разбазариваем его либо меняя на деньги, либо на удовольствия. И лишь минимальный процент времени тратится на нашу пользу. И так будет все время до тех пор пока мы не осознаем в чем именно заключается польза для нас, и кто тот, кому необходима подобная польза и для чего.
Такие вопросы не популярны в нашем обществе только потому, что за них никто не платит. И привыкнув получать мгновенный результат, мы не можем тратить свое время на те действия, смысл и результат которых нам неизвестен. А тем временем результат может превзойти все наши ожидания, так как работа над собой предполагает результат соразмерный затраченным усилиям. Нам только кажется что наш труд стоит каких-то денег, а на самом деле мы соглашаемся работать за ту денежную компенсацию, которую нам предлагают, и думаем что это и есть стоимость нашего труда. Учитывая время затрат на труд, и скорость траты денег, он изначально далек от истинной цены. И эту цену мы можем ощутить лишь впервые затратив усилия по работе над собой и собственным счастьем.

Как заново найти свое «Я»?

Если человек серьёзно решил найти своё «Я», он для начала должен отыскать его под залежами многолетнего мусора, которые это «Я» скрывают. Это не так легко, но вполне возможно. Наше «я» начинается с поиска наших личных потребностей, с объективной работы над своими достоинствами и недостатками. В этом случае не требуется помощи со стороны, кроме личной готовности работать над собой согласно личной интуиции.

Поиск своего «я» необходимо начинать с простых условий и понятий, доступных нашему пониманию на изначальном уровне. С чем ассоциирует свое «я», тот кто находится в стадии собственного добровольного невежества? Естественно со своим телом, а значит необходимо изначально привести своё тело в порядок. И понятно что привести его в порядок может лишь личный труд, включающий в себя поиск условий, информационную наполненность и закрепление полученных знаний на практике. Все это требует изменения образа жизни и как следствие, внесение в привычную жизненную колею новых путей. Профилактика тела, требует соблюдения нескольких пунктов - регулярные физические нагрузки, здоровый режим питания, отказ от вредных привычек и пищи. Любое внутреннее сопротивление этому образу жизни, будь то физическое или моральное, является первым признаком своего «я», которое начинает подавать признаки жизни. Впервые человек меняет свой распорядок дня, и находит в нем место для личных желаний и ощущений. Чем сильнее внутреннее сопротивление, тем больше усилий придется отдать для того чтобы его подавить. Все это связанно с обратным процессом, как когда-то мы сопротивлялись общественному долгу в дет.саду и школе.

Это первый опыт работы над самим собой, который идет в разрез с общественными представлениями о личном досуге и пользе. Имея привычку чужого одобрения, мы сталкиваемся с равнодушием и частым отсутствием понимания в данной тематике. Все что ты начинаешь делать для себя, вызывает недоумение у тех, кто привык жить ради чего угодно, только не ради себя. А любое желание доставить себе удовольствие, как правило имеет свои корни из общих представлений о том что такое удовольствие и как его достичь. Преодоление барьера из чужих ярлыков, происходит параллельно с приобретением первых навыков по принятию самостоятельных решений. Нет смысла оповещать своих друзей и знакомых о новом образе жизни. Нет смысла искать попутчиков пойти в спортзал. Нужно понимать, что все эти «мы» заканчиваются там, где возникает потребность работы над собой, а значит предпринимать усилия, да ещё в свободное от работы время, да ещё при условии что за это тебе никто не платит.

Первый опыт работы над собой, развивает силу воли, настойчивость, самостоятельность и навыки поиска альтернативных путей под себя. У тебя появляется опыт новых ощущений, исходящих от собственного тела. Ты начинаешь чувствовать его, знакомится с его потенциалом, знакомится с хорошим самочувствием. Оказывается не только работа на других приносит свой результат, но и работа на себя приносит не менее лучший результат. Собственное здоровье не сравнится по качеству со здоровьем из аптеки, к быстроте и кратковременности которого мы все привыкли.
Меняется личный взгляд на себя со стороны. Зависимость от общества и его «молчаливого» мнения, постепенно уменьшается.

Следующим шагом по самоидентификации служит устранение внешних неприятностей и проблем. Само ощущение возможности внутренней свободы, способствует работе над проблемами. Закрываются долги, кредиты и прочие подавляющие хорошее настроение факторы. Человек начинает отделять личные желания от внешних, навязанных с его добровольного согласия. Происходит постепенно отделение от зависимостей, с помощью поиска достойной и мало затратной альтернативы. Далее, происходит поиск личных увлечений, проба новых хобби, погружение в новые условия развития. Начинается постепенно отключение от телевидения, с последующей заменой на фильмы и музыку которые интересно нам самим. Поиск полезной информации, которую можно реализовать на личной практике. Здесь здорово помогают воспоминания об увлечения молодости. Если ты любил играть на гитаре, вспомни о том что сейчас ты можешь позволить себе хороший инструмент вместе с усилителем. Если ты любил смотреть на звезды, ты можешь купить телескоп, велосипед, фотоаппарат, палатку и все что захочется. Хотел научится играть в бильярд, теннис, шахматы? Все это доступно уже сейчас. Родители часто запрещали играть в компьютер? Что мешает приобрести себе свою приставку сегодня? Музыка, книги, кино? Все это доступно в любом качестве. Хотел путешествовать? В чем дело? Ты не ограничен в своем выборе, так как сам являешься ограничителем этого выбора. Пора произвести поиск новых ощущений, делай то что хотел сделать. Любой новый опыт принесет тебе новые ощущения и мысли. Ты это твоя жизнь, твой взгляд это твоя жизнь. Отныне тебе принадлежит ответственность за нее, только тебе. Начни получать от жизни новое удовольствие. Начни жить по-новому.

Борьба с зависимостью это практика, позволяющая ограничить личные потребности и свести их к минимуму, либо заменить чем-то более доступным и более здоровым. Часто мы не способны на поиск новых решений, так как все они связанны с осознанностью новых целей. О каких рецептах здоровой пищи может идти речь, если нет цели принимать пищу для поддержки своего тела в рабочем состоянии? Первые признаки поиска и идентификации своего «я» начинаются с установки личных желаний, цель которых сделать что-то полезное для себя. Целенаправленный поиск дает новую информацию, учит обрабатывать её и применять на практике.

Со временем, смена образа жизни в новую и более перспективную сторону заставляет изменить свой взгляд на окружающий мир. Приходит понимание, что это не мир изменился а мы меняем его в то время, когда меняемся сами, по своей воли с помощью личных усилий. Появляется особый вид удовольствия - открытие новых личных граней, новых граней нашей личности. Появляется чувство ответственности как за себя, так и за своих близких. Любое продвижение в рамках духовного саморазвития, дает свой результат равно-пропорциональный количеству затраченных усилий. Движение идет от простых этапов личного изменения, до самых тонких - работа над характером.
Работа над характером предполагает установки особых условий в жизни, при которых мы даем себе конкретное задание - избегать лжи, избегать раздражения, держать себя в руках, научится избегать оценочных суждений и т.д. В этом плане, фактически готовыми инструкциями по саморазвитию являются религиозные учения. Никто не запрещает нам воспользоваться этими учениями и наметить для себя программу по преобразованию нашего характера. Прошла вора иллюзий о сомнении в личные возможности, сбрось с себя стереотипы о том что у тебя ничего не получится. Ничего не получается у того кто ничего не делает. Больше за твоей спиной не стоит общество, которое следит за каждой ошибкой. Ошибаться стало приятно, так как ошибся именно ты, а значит любой опыт непременно отразится на качестве будущих действий. Ты начинаешь чувствовать себя, следить за собой, следовать собственным целям. Ты чувствуешь как медленно и постепенно в тебе просыпается жизнь. Раньше ты себя чувствовал старым и разбитым, а на самом деле ты лишь соглашался с общественным мнением о себе, пока не доказал на практике что оно ошибочно.

Любая подобная практика это фактическая проверка наших возможностей. Любой навык который мы приобретаем в результате подобной практике, говорит лишь об одном, нет ничего невозможного. Мы такие, какими мы себя делаем. Поиск нашего «я», это буквально самоосвобождение от тех условий и обязанностей, которые нам навязало общество с нашего личного согласия. После личного преобразования, мы впервые учимся распоряжаться своей жизнью самостоятельно, контролируя свои чувства, мысли и желания.

Теперь все что делало нашу жизнь скучной, превратилось в возможности её разнообразить. Появилось свободное время, о котором мы мечтали но не могли возможности им воспользоваться. Свободное время было всегда в наличии, мы просто не знали что с ним можно и нужно делать. Отпала необходимость что-то доказывать и объяснять другим людям, так как слова без практики не работают. Наш герой научился развивать свои способности и возможности, вести поиск новых горизонтов и т.д. Фактически поиск своего «я» - это попытка произвести настоящий труд на собой, тот труд, которому не учит социальное общество. Кроме того, практика самореализации не только полезна, но и богата в плане новых положительных ощущений, которые были доступны тебе изначально. Ты просто не знал что они существуют, не знал каким образом их можно извлекать из личного отношения к ним. При самоидентификации, человек практически оживает, и рождается заново и это только первый этап на пути самопознания. Можно остановится на нём, а можно продолжить копать глубже.

Найти себя это значит очнутся от собственных иллюзий, от иллюзий страха и негатива, которыми мы сами себя окружили. Ты словно просыпаешься от сна, и понимаешь насколько ты стал свободен от всего что тебя окружает, так как знаешь весь механизм социального общества изнутри. Теперь ты понимаешь, как взаимодействовать с ним так, чтобы снова не потерять себя. Тебе не нужно ничего и никому доказывать, так как ты уже приобрел самую главную ценность в жизни - личное осознание жизни и её возможностей. Пришло время - научится жить так как ты хочешь. Жить так, как ты всегда хотел.

мистер вихлюн

свобода, детство, созерцание, найти своё Я

Previous post Next post
Up