Иллюзия контроля.

Apr 30, 2013 09:45

Итак, прежде чем приступить к обсуждению данной темы, хотелось бы привести один любопытнейший афоризм за авторством А. Эйнштейна «Только дурак нуждается в порядке - гений господствует над хаосом».

Ранее, я уже объяснял основные причины наших личных страданий - это «желание» и «страх», которые в случае превышения необходимых потребностей, во многом являются продуктами нашего неконтролируемого ума и ведут к неизбежным страданиям. Сегодня, я хотел бы поговорить о неком связующем звене «желания» и «страха», позволяющим трансформацию из одного состояния в другое. Это желание контроля над ситуацией.

В первую очередь, мы говорим об «иллюзорном контроле», а не о контроле необходимом. Отличие иллюзорного контроля, от необходимости контролировать, заключается в уровне необходимой на то потребности. И начну я пожалуй именно с периода детства, который часто является недостижимым идеалом личного состояния счастья во время взрослой жизни.
Итак, чем пора детства отличается от стадии взрослой жизни? Есть несколько объективных параметров на данный счёт:
объём информационного багажа;
объём материального багажа;
объём жизненного опыта;
уровень личных желаний;
уровень страха;
уровень контроля окружающей среды.

Рассмотрим каждый параметр в отдельности, чтобы получить некоторую долю представления существенных отличий в период «до» и «после».

1.Объем информационного багажа - в детском возрасте, в дошкольный период, данный объём был обусловлен лишь уровнем знаний, которые сам ребенок считал необходимыми для себя. Причём этот период характерен той разницей приобретаемых знаний и желанием их приобрести согласно личной воле с тем объемом, который мы были обязаны усвоить уже в школьный период. Согласитесь что от уровня эмоциональной настройки во время получения знаний, зависит степень усвояемости необходимого материала. Такой принцип верен в любой ситуации, в том числе и с понятиями «любимая работа» и «работа по-необходимости». Естественно что пребывая в позиции «любимая работа», индивидуум способен производить свой труд лучше и качественней, чем в противоположной. В дошкольном возрасте, уровень приобретаемых знаний по большей степени определяет дальнейшую предрасположенность ребёнка к осваиванию новых знаний в школьный период. Но именно чувство «свободы» такого познания, делает ребёнка во многом счастливым. Кроме того, если вы сравните человеческий ум со всеми его многозначительными функциями с компьютерным процессором, то согласно операционной системе, ежедневно в его задачи входит загрузка и работоспособность некоторого количества необходимых программ + некоторое количество второстепенных, необходимость в которых возникает время от времени. В первом случае, чем больше необходимых программ задействовано, тем меньше ресурса процессора, для загрузки программ индивидуального характера.

Что же представляют собой данные программы? Каждое утро, взрослый человек просыпаясь, проводит загрузку операционной системы своего ума. В голове одна за одно включаются все необходимые программы - программа завтрака, общения, память о собственных данных (параметры, члены семьи, адрес проживания и т.д.), данные о местонахождении (адрес проживания, маршрут следования, улицы, город, страна, положение на земном шаре и множество других), данные о работе, второстепенные информационные данные о которых нужно помнить и т.д. Понятно, что учитывая опыт и привычку, взрослые не обращают на подобную загрузку с утра, никакого внимания, и в течени дня подобная нагрузка только увеличивается, и времени (не говоря уже о ресурсе нашего процессора), не хватает на обработку тех вопросов, которые нам жизненно необходимы. Например, почему у меня возникает стресс, почему я нервничаю и многое-многое другое. Всё доводится до автоматизма, где действия выходящие за пределы стандартной программы, расцениваются как покушение на стабильность системы, а следовательно нанесение угрозы собственному образу жизни. И желание контролировать такую систему, в данном случае является связующим звеном.

У ребёнка, такой загруженности процессора не происходит. Поэтому любое исследование окружающего мира происходит за счёт упрощения восприятия самой реальности, а все процессы происходящие за пределами понимания из-за недостатка багажа, за счёт свободных ресурсов ума, автоматически блокируются, тем самым позволяя ребёнку быть счастливым человеком.

2.Объём материального багажа - за счёт минимального объема багажа интеллектуального, желание обладать чем либо у ребенка сводится к минимальному набору потребностей. В детском возрасте, все вопросы материального обеспечения лежат на плечах родителей, тем самым освобождая мысли ребёнка о необходимости чего-то желать или чем-то обладать. Ребёнок в данном случае воспринимает мир с максимальным принятием реальности такой, какая она есть. В то время как во взрослой жизни, человек пытается построить свои условия жизни под уровень собственных желаний в плане материального благополучия. От величины желания чем-то обладать, зависит и та степень неудобств и самоограничение личной степени свободы в желании заполучить объект своих желаний. Поэтому вместо объективного восприятия красоты окружающего мира (которая даётся нам бесплатно), мы сосредоточенны на иллюзорной материализации наших ожиданий. У ребёнка такие желания тоже могут возникнуть, но в узкой сфере игровых потребностей. Скажем игрушка нужна не для того чтобы её обладать и быть счастливым обладателем той или иной вещи, а чтобы появилась возможность разнообразить свой досуг. Причём, если такой возможности нет, то свободная энергия ума, позволяет ребёнку включить мыслительный процесс на полную, и не ограничивая себя в фантазии, превратить любую обыденную вещь в предмет игры. Похожая возможность существует и у взрослых, но в силу привычки соотносить свои желания с конкретной материальной поддержкой, взрослые предпочитают потратить свои умственные усилия на удовлетворение «своих» потребностей, чем создать что-то принципиально новое. Понятное дело, что с помощью одной лишь фантазии, на воображаемом велосипеде ты далеко не уедешь. С другой стороны, ребёнку нужно лишь наличие велосипеда, а не повода на нём поехать. Кроме того, параметры используемой машины, ребёнка будут волновать меньше чем взрослого.

Чем больше объём материального багажа у взрослого, тем больше у него возникает страха за его сохранность, что порождает иллюзию желания контролировать текущее положение вещей с помощью страховых полисов, железных дверей, сейфовых ячеек, депозитных счетов и прочего. Ребёнка ничего подобное не держит, так как он всегда способен обрести себе единомышленников похожего возраста, и буквально создать себе игру из ничего, на пустом месте. Любое ограничение вызывающее стресс, это первые обязанности ребёнка в плане принятия пищи, смена одежды и сон, которые сглаживаются блокирующими защитными процессами, неиспользованных ресурсов ума.

3.Объём жизненного опыта - чем больше объём жизненного опыта, тем менее непредсказуем для нас окружающий мир. С одной стороны мы избегаем множества ошибок, с другой стороны объём ошибок в детском возрасте менее трагичен и менее разнообразен чем во взрослом периоде. Кроме того, никто не будет спорить с тем, что в конечном итоге объём жизненного опыта напрямую влияет на установление новых связей, и в первую очередь дружеских (как источника положительных эмоций).

Объём жизненного опыта для взрослого человека, перекрывает возможность получения положительных эмоций от радости познания. Скажем ребёнок, любое неизученное пространство будет воспринимать с интересом исследователя, даже при условии того что это пространство ограниченно однообразностью внешних условий. Таким образом типичная обстановка внутреннего двора многоквартирного дома, несмотря на свою похожесть с другими дворами, будет всё таки чем-то отличатся от другого. И эти отличия, увидит именно ребёнок, но не взрослый. Предсказуемость обстановки + багаж информации, в конце-концов не вызывает интереса исследовать что-либо, в пределах соображений «нужно»/«не нужно». У ребёнка таких вопросов не возникает, он воспринимает окружающую среду как данность, а условия как «возможность» а не «ограничение возможностей». Взрослому нужен объект и причина для действий, ребёнку достаточно необходимого пространства, всё остальное он создаст сам из подручных материалов. И всё это будет осуществлено на личном желании, а не на чувстве долга, потому что так надо. Попробуйте ребёнка заставить играть, и любая игра превратится в пытку необходимостью. В итоге получается, что взрослый привыкает к чувству долга и уже не может обходится без него, в «иллюзорной надежде» на свободу. У ребёнка противоположная ситуация - он свободен от каких либо обязательств, и воспринимает мир таким, каким хочет, вместо того чтобы воспринимать его согласно параметрам жизненного опыта, долга, информационного багажа и чувства контроля над ситуацией. И опять мы сталкиваемся с чувство контроля, где всё должно подчинятся строгой иерархичности последовательных действий. Отсюда возникает такое свойство взрослой жизни как «счастье по расписанию» (о котором я писал ранее), в то время как у ребёнка это счастье возникает из-ниоткуда, что стимулирует его и к дальнейшему отсутствию контроля. Здесь может наблюдаться лишь необходимая форма контроля (например контроль за соблюдением правил в игре, так как при жульничестве результат будет предсказуем), но не форма контроля результатов игры. Ведь одна игра, может трансформироваться в другую, с той же степенью неизвестности результатов. Даже проигрыш будет восприниматься как стимул к совершенству навыков, что у взрослых наверняка вызовет подавленное состояние чувств, так кк форма контроля не сработала.

4.уровень личных желаний - в предыдущей статье о «желаниях» и «страхах», я постарался раскрыть эту тему, максимально глубоко. Однако, раз «контроль» является связующим звеном между желанием и страхом, остановлюсь на этом пункте.

Каким может быть уровень желаний в детстве? Ограниченным той средой, в которой дети общаются. Так как родители обеспечивают весь спектр необходимых потребностей, то у детей желания возникают согласно их возможностям. К примеру, родители могут пообещать купить игрушку к определенной дате, и тогда желание ограничивается лишь выбором игрушки. Если такой возможности нет, игрушка формируется из окружающей среды с одинаковым уровнем эмоционального восприятия. В крайнем случае, если игрушки нет, это в конечном счёте не огорчит ребёнка настолько сильно, насколько это может огорчить взрослого.

Другими словами, у взрослых с их возможностями, уровень личных желаний давно уже превышает уровень необходимого удовлетворения потребностей, а значит и поводов для огорчения в разы больше. Кроме того, привычка мыслить в категориях решения несложных логических постановок, выдаёт привычку удовлетворять свои желания только в похожих тематических категориях. К примеру, что-бы получить ту или иную вещь, нужно соотнести её с категорией возможностей, например можно купить или нет? Если можно, в ход идёт второй пункт вопросов - где, когда, сколько стоит? Если эти параметры учтены, то возникает третий пункт - как заработать? Тут уже существует масса различных путей, от поиска работы, приработка, до совершения действий криминального характера. В любом случае, в цену зачастую входит некоторое количество действий (но не умственного труда в результате общедоступности таких путей), и тех ресурсов которые мы способны затратить (время, здоровье и прочее). В итоге, даже удовлетворения своих желаний, в конце-концов приводит к разочарованию, так как итог такого желания предсказуем, а уровень эмоций как оказалось ограничен во времени использования. Другими словами у вас есть мотоцикл, но нет времени на нём кататься, потому что нужно тратить собственные ресурсы на удовлетворение ещё кучи разных желаний. И естественно на сравнительной фазе анализа затрат/удовлетворения затрат исполнение желаний, часто оба пункта не соизмеримы. В итоге чем больше желаний, тем больше затрат, тем больше уровень страданий. Страдания могут быть незначительными, но их объём в итоге может перерасти в нечто большее и значительное. Кроме того, как я уже говорил ранее, ложное чувство контроля за происходящим процессом, может сыграть с «контролером» плохую службу, подвергая сомнению алгоритм его действий в случае неудачи. Причём, может оказаться так, что корень проблемы может быть не в налаженности действий, а во внешнем воздействии среды, которая как известна не подчиняется контролю. Так что наши желания, это ещё один пункт в копилку безрадостного уровня взрослой жизни, в то время как у ребёнка такой повод к огорчениям отсутствует.

5.уровень страха - зависит от совокупности всех предыдущих пунктов. У детей страхи маленькие, так как малы объёмы знаний, опыта, материальных ценностей. Грубо говоря, у ребёнка мало поводов боятся чего либо, а в силу недостатка знаний, ум не способен выращивать самостоятельно тех чудовищ, которые как известно имеют место быть при сне разума. Все страхи ребёнка связанны в основном с внешними объектами - страшными героями сказок, страх темноты, страх наказаний и страх за родителей. Даже мысли о смерти, которые возникают у детей самоустраняются мыслями о долгой жизни, в которой ещё многое предстоит узнать.

Другое дело страхи взрослого человека, которые развиваются с возрастом и расширением окружающей среды. Желание обладать напрямую связанно со страхом потерять. Информационный багаж и багаж опыта - рождает страх возникновения проблем. Но главный страх рождается из желания полного контроля над жизнью, и вот тут кроется главная причина страха взрослого человека. Любое отсутствие контроля, угрожает привычному образу жизни. Если убегать от проблем (что делают большинство), то такая привычка ведёт к слабости (моральной и физической), в то время как борьба со страхом подразумевает устранение самого источника страха. И если человек готов докопаться до этого источника, то вскоре он обнаруживает что таким источником является сам. Кроме того, чувство страха дезорганизует мысленный процесс, позволяя эмоциям контролировать работу ума, в то время как необходим обратный процесс.

Страх подвергает нашу жизнь непрерывному стрессу, где возможным способом избавления от него, служит некий способ замещения одного чувства другим. Отсюда возникает вредная зависимость, замещения наших страхов, удовлетворением наших желаний, где любая неудача ведёт к обратному процессу. Чувство долга в данном случае, только усиливает возникновение страха в том случае если наши ожидания не соответствуют действительности. В детском возрасте таких проблем в большинстве случаев не наблюдается.

6.Наконец главный пункт нашей темы - уровень контроля окружающей среды. Как я уже говорил, уровень контроля делится на две категории - необходимый и иллюзорный. Необходимый уровень контроля напрямую зависит от наших насущных потребностей, и делает нашу жизнь в некоторых случаях более безопасной (например вождение автомобиля), так как противоположный подход рождает опасное чувство самоуверенности. Но желание контролировать всё в своёй жизни, в конце-концов приводит к неминуемому разочарованию и негативным эмоциям.

Давайте изначально подумаем о том, что в нашей жизни может поддаваться контролю? Мы не можем контролировать основные жизненные процессы в организме, так как любое отклонение приведёт к смерти. Мы не можем контролировать чистоту воздуха, качество пищи, угрозу внешней среды и т.д. Мы не контролируем период своего рождения и смерти, так как можем умереть в любую минуту. Мы не можем контролировать окружающую среду, поведение других людей, животных, насекомых, уровень брака на производстве, и многое-многое другое. Мы даже собственные поступки не всегда можем контролировать из-за своих желаний и страхов, хотя и изо всех сил пытаемся это делать. Происходит ли что-то подобное в детстве? Нет, поэтому каждый день по своему интересен, познавателен, эмоционален.

Разве мы изменились со времени своего детства? Разумеется изменились, но каким образом? С помощью каких параметров? Кто является источником данных изменений? Только мы сами. Если в детстве мы не контролировали окружающий мир, и даже не пытались этого делать, то во взрослом возрасте мы также не имеем возможностей для контроля, но изо всех сил пытаемся всё контролировать. В итоге в такой неравной схватке, любое дисконтрольное действие, снижает уровень нашего счастья, принося разочарование. Мы продолжаем пытаться контролировать ту область которая не подлежит контролю, и совершенно не пытаемся научится управлять той областью, которая подлежит контролю. Эта область мы - наше эго. Генератор наших страданий и удовольствий.

При этом само слово «наших» весьма условно, так как никто не рождается с заранее прописанными эмоциональными установками, никто не рождается с уже полным комплектом информационного багажа - поэтому и желания формируются от восприятия внешней среды. Все делают, и я делаю. Вот вам и основа для страдания основанного на принципе «как все». Ребёнок не заворачивается на создании проблем, он поглащён созерцанием общей картины мира. У взрослого, его картина мира уже давно заляпана собственными иллюзиями, часто навязанными из вне. Но как можно навязать что-то взрослому человеку - только с его личного согласия воспринимать то что ему навяжут. Он отказывается идти нетрадиционными путями поиска чего-то интересного, а предпочитает уже протоптанную дорожку своих предшественников, с желательно аккуратно установленными указателями «дорога к счастью».

Ребёнок не считает себя должником собственного счастья и страданий, он довольствуется минимум потребностей, переключаясь на мир духовного восприятия реальности. Быстро огорчаясь, он также быстро и забывает о предмете огорчения. Взрослый же наоборот, старается всеми силами уйти от огорчения (ещё одна степень иллюзорного контроля), что делает неизбежность огорчения весьма серьезной, по продолжительности эмоцией. Пытаясь контролировать других, он забывает об отсутствии опыта контролировать самого себя. Так как если бы такой опыт был, он бы понимал всю сложность данного процесса, и не было бы повода для обид. Чем больше взрослые гонятся за объяснением тех или иных внешних ситуаций, тем больше забывают об их внутреннем источнике, который в большинстве случаев нуждается в небольшой корректировке, чем внешнем исправлении ситуации.

Ребенок это чистое «я», отсюда чистота эмоционального восприятия и упрощение основных жизненных положений. Взрослый это тоже самое «я», только заваленное огромных количество разнообразного мусора, который по большому счёту необходимо хорошенько вычистить. В противном случае, этот мусор будет способствовать возникновению новых проблем. А как решать проблему, если не знать в чём заключается её основа?

В детстве, своё будущее воспринимается как расширение собственных возможностей познания. Машина чтобы ездить в далёкие путешествия и т.д. Взрослыми, мы воспринимаем свои возможности как возможность контроля над основными процессами жизни, увязнув в предсказуемости своих действий. В итоге мы лишаем себя возможности обретения новых эмоций рамками потребительской среды, применимых в условиях социальной среды. Мы учимся жить, радоваться и страдать в условиях постоянного долга, перед собой, работой, семьёй, государством и т.д. Всё начинается со школы, когда возникает понятия - долга учёбы. В конце-концов, мы так привыкаем к чувству долга и неволи, что данное качество уже трансформируется в разряд необходимых, бех которых не может быть нормальной жизни, потеряв при этом своё «я». Школьный возраст это как раз переходный этап между чувством долга и свободы, между желанием контроля и восприятием мира таким какой он есть. Мы воспринимаем счастье таким какое оно есть, хотя и в ограниченном виде. Во всяком случае, время после уроков и домашней работы, мы используем для получения максимально положительных эмоций. Учитывая неизменность возраста души, вся взрослость это навесное чувство, накапливаемое с годами. И именно из-за его тяжести, мы не в состоянии почувствовать своё счастье, в неконтролируемом его варианте, исключая даже возможность нечто подобного.

Позиция взрослого проста - я работаю ради своего счастья, и несчастен потому что работаю. Подумать о том что жизнь может приносить постоянное счастья в не зависимости от того работает человек или нет, недопустима из-за своей сложности. Ведь несмотря на сложность отдельных работ и стрессовость окружающей среды, работать гораздо легче чем «работать» над собой и своими проблемами. Мы тратим свою жизнь, невосполнимое время и здоровье ради временных результатов. Почему не найти время чтобы поработать над собой ради длительного результата? Ведь любое понимание причин и следствий в жизни человека, а также понимание основного принципа подобной работы, схоже с навыком езды на велосипеде. Стоит один раз научится и всё. А вместо этого, мы предпочитаем более «понятный и доступный вариант», где правила игры прописаны и доступны. А всё из-за того, что наше «я» перестало таким быть в принципе, и из разряда личных приоритетов, перешло в разряд общественно-доступных. Мы теряем себя в социуме, а потом расплачиваемся за данную потерю собственной возможностью личного счастья. Таким образом любое счастье переходит в разряд «каталожного выбора», а его исполнение в разряд действий происходящих по расписанию. Если что-то идёт не так, чувство контроля утрачивается (хотя его и не было изначально), и возникает страдание.

Буддисты предлагают отказаться от своего «я», чтобы избежать всех страданий связанных с нашим эго, которое и является их источником. Однако если бы не было этого «я», не было бы и потребности от него отказываться. А значит, требуется значительная чистка всех ментальных процессов, от ложных иллюзорных восприятий жизни, в том числе и необходимости контроля тех зон, которые в этом не нуждаются вовсе.

Работа над собой весьма сложный процесс, и хотя к чувству детской непосредственности мы всё таки вернемся в уже относительно пожилом возрасте, лучше всего вернутся к нему тогда, когда твои возможности соответствуют твоему восприятию мира. В старости мы утрачиваем множество накопленных во взрослой жизни пунктов, но к подобной «чистоте», неизбежно прибавляются все недостатки ослабленного возрастом организма.
Контролировать естественные процессы организма бесполезно, и это понятие особенно приходит в почтенном возрасте благодаря наглядной практике. Однако мы живём в большинстве случаев так, будто знаем как повернуть все процессы вспять, будто есть лекарство от бессмертия и прочие мифические заблуждения. В конце-концов, радость детства заключается в восприятии времени «сейчас», в то время как у взрослого это «сейчас» должно наступить строго по расписанию.
Невозможно жить «потом», так как «потом» не поддается контролю.

мистер вихлюн

детство, согласованность, жизненные ценности, зависимость, найти своё Я, страдание, ошибки

Previous post Next post
Up