Из музыкального прошлого-2...))

Dec 29, 2010 15:32

image Click to view



С этим произведением у меня связана весьма волшебная история.
Именно эту часть Пятого концерта для фортепиано с оркестром мне выбрали в выпускном классе муз. школы для сдачи экзамена по аккомпанементу. Солировал на кларнете наш завуч, а я производила на клавишах ту поддержку, которую в выше расположенной записи исполняет оркестр.
Сначала у меня с этим произведением что-то не заладилось, хотя я очень любила Баха, и могла длительное время без передышки наяривать его пьесы для фортепьяно, которые обязательно входили как полифонические в каждую программу, приготавливаемую раз в полгода.
Я никак не могла понять чего от меня хочет мой партнер, и я все время конфузилась, от того, что он слыл в школе "настоящим музыкантом, от Бога", а я, значит, ему никогда не смогу быть "под стать"...(((
И вот, однажды, он пригласил на мой урок по аккомпанементу свою подругу по имени Марта, которая была известна тем, что почти не занималась с учениками своего класса музыкой, все больше ходила из класса в класс - поболтать с коллегами и вела больше светский, а не педагогический образ жизни. А ученики ее, тем не менее, всегда отлично справлялись с программой.
Так вот, эта Марта послушала нашу игру, а потом заявила:
-Нет, так не годится! - и присела на бортик клавиатуры слева от меня.
(Надо сказать, что это была чертовски красивая крашенная в блондинку еврейская женщина - яркая, привлекательная и какая-то мощная изнутри, не смотря на свои весьма скромные внешне объемы).
Она пристально на меня поглядела и начала говорить... Что она говорила, я, кажется, не понимала, но слушала как зачарованная. Говорила она долго, выразительно, расставляя интонациями в своей речи акценты, чем завораживала и выводила своих слушателей за рамки обычного восприятия, как это я сейчас понимаю.
Потом волшебство внезапно кончилось. Марта встала с бортика клавиатуры, отряхнула коленки своих бархатных мушкетерских штанов, подтянула ботфорты и пошла к двери. Там она повернулась на каблуках и уверенно, даже безопеляционно заявила завучу:
- Все, теперь вы сыграете лучше всех! - и скрылась за дверью.
Мы начали играть. В воздухе класса явно что-то переменилось.Доиграв до конца мой учитель воскликнул:
- О! Это совсем другое дело! Замечательно, в таком же духе и будем продолжать!
Теперь мы по-прежнему встречались раз в неделю, но играли только один раз от начала до конца и он меня тут же отпускал, словно боясь спугнуть наладившуюся гармонию исполнения.
Наконец, настал день экзамена. Я была сама не своя от страха, вспомнив, как позорно провалилась в прошлом году на экзамене по ансамблю. Завуч нашел меня, сидевшую где-то в углу и трясущуюся как осиновый лист. Он завел меня в класс, велел играть. После игры сказал каким-то неестественно звонким голосом:
-Если сыграешь так же в зале - все будет хорошо, пошли!
И мы пошли. Как я играла, я не слышала. Просто я была внутри музыки, была ею, а мой партнер был моим отражением, зыбким, но вполне ощутимым... А на самом деле мы с ним представляли одно целое, неописуемое и не обозначенное нигде в пространстве.
После того, как я слезла со сцены, ко мне подошла моя учительница по специальности, взяла за плечи, заглянула в глаза и спросила:
- Ну, я от тебя такого не ожидала, ты даешь! Только почему так робко? - и засмеялась, - минус за робость.
Тут подоспел завуч и обращаясь ко мне, заявил:
-Не обращай внимания, минусы в аттестаты на выставляют! - повернулся на каблуках и насвистывая только что сыгранное произведение, вышел из зала.
Самое интересное в том, что очень скоро я поняла, вернее, почувствовала, как Марта это делает, и сама потом стала использовать этот прием на других людях, но это - уже другие истории...))

былички, музыка

Previous post Next post
Up