Ксавье Долан (Xavier Dolan)

Dec 29, 2016 20:02

http://www.vulture.com/2016/12/xavier-dolan-on-his-new-film-critics-and-more.html

Перевод. Двадцатисемилетний режиссёр Ксавье Долан в свои годы помещает куда больше всех остальных - он уже снял шесть фильмов, среди которых очаровательный и напряжённый «Мамочка» (2014), получивший приз жюри на Каннском кинофестивале - но этот год даже по его меркам был насыщенным. Прошлым летом Долан вернулся в Канны с драмой «Это всего лишь конец света» по пьесе Жана-Люка Лагарса об умирающем писателе (Гаспаре Ульель), воссоединяющемся со своей сложной семьей, которую он оставил в далёком прошлом. После спорной пресс-премьеры фильма Долан разругался в сети со своими критиками и даже угрожал оставить кинодело, несмотря на то, что несколько дней спустя жюри в Каннах присудило режиссёру Гран-при, что удивило критиков фестиваля и оставило последнее слово за Доланом. После фестиваля Долан (недавно поставивший клип на песню «Hello» Адель) взялся за свой первый англоязычный фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» с большим звёздным составом с Китом Харрингтоном, Джессикой Честейн и Натали Портман в главных ролях. В перерывах между съемками фильма я дважды встретился с Ксавье в Лос Анджелесе, чтобы поговорить с ним об «Это всего лишь конец света» - канадской номинации на Оскар в категории Лучший иностранный фильм - и о многом другом.


Хочу начать с чего-то простого. В одном из эпизодов «Это всего лишь конец света», когда протагонист возвращается домой спустя очень долгое время и собирается сесть поговорить со своей сестрой в спальне, звучит песня Blink-182 «I Miss You». Об этой песне я не вспоминал с момента её появления, но она так хорошо работает. Мгновенно вызывает ностальгию.

Мне нравятся Blink-182. Обычно в музыке я ищу как раз это счастливое, грустное, наполненное ностальгией чувство… или же раскрепощающий сексуальный вайб. Обычно выбор стоит такой: или это будет грустно и меланхолично так, чтобы буквально захотелось выброситься из окна, или это будет сумасшедше сексуально.

Ты не боишься добавить в свои саундтреки острых хитов, которые никогда не находят одобрения у критиков.

Когда мы готовили «Мамочку», я спросил продюсера Нэнси Грант: «Думаешь, у меня есть право использовать «White Flag» Dido для вступительных титров?». Мне нравится Dido, но я боялся, что многие услышат эту песню и подумают: «Боже, ну и выбор!» Помню, как Нэнси посмотрела на меня и спросила: «Что ты имеешь в виду под «правом»? У тебя есть право делать всё, что угодно. Зрители будут рады услышать эту песню, они её любят». У нас есть право перестать бояться тех, кто не одобряет какие-то решения, считая их слишком коммерческими или удобными. Этот снобизм появляется от того, что люди отказывают себе в правомерности наслаждения. Например, пишут мне в Twitter что-то вроде: «Мне понравился фильм, но, «Natural Blues» Moby? Это меня очень расстроило. Как заурядно”. На что я отвечаю: «Спасибо. Принято к сведению».+

"Возможно, я бы попал в тюрьму. Склонность к жестокости и импульсивность перешли в съемки фильмов вместо угроз людям."
Это не случайно, что ты берёшь много песен для саундтреков из более простого времени, до того, как ты стал режиссёром?

У меня буквально никогда не было возможности рассказать об этом. Мои фильмы про то, по чему я скучаю. Не о том, чего нет в моей жизни, нет, - о том, по чему я скучаю, о ностальгии по детству. Текстуры, цвета, всего этого мне не хватает. Все мои фильмы вышли из ностальгии, то же самое касается песен. Они отсылают нас к тем мгновениям, когда мы впервые услышали именно эту песню, целовались под неё или расставались. Песня пропитывает тебя и все эти события ты никогда не забудешь, но вдруг ты оказываешься в тёмном кинозале полном людей, и ты никак не связан с этой картиной, ты её не писал. И здесь у нас, создателей фильма, появляется возможность дать тебе шанс дополнить нашу историю, поскольку, когда ты слышишь песню, твои эмоции, чувства, воспоминания о том, когда твой отец был груб, удовольствие от мыслей о тёте, которая всегда приносила тебе конфеты, а эта песня звучала в комнате. Все это вдруг делает тебя создателем картины, и мы пишем её вместе.

В отличие от главного героя «Это всего лишь конец света», ты не уехал из Монреаля и не переехал в Голливуд. Ты остаёшься там, где твои корни и ностальгические чувства.

Я не собираюсь баловаться покупкой недвижимости в Венеции, или чем-то подобным - я не переезжаю сюда. Мне нравится жить в Монреале. Быть с друзьями, с семьёй, ездить каждое воскресенье домой к тёте, где я жил три года с кузинами, которые были мне братьями и сёстрами. Я играю в бадминтон с мамой, и не хочу это бросать, не хочу это терять. В Монреале хорошая еда, а кампус университета МакГилла - колыбель самых горячих людей на планете. Они ходят в своих спортивных костюмах, носят короткие худи МакГилла и ты думаешь: «Боже, я хочу чтобы вы занялись со мной спортом».

Каково было столкнуться с оценками «Это всего лишь конец света» в Каннах? Твой предыдущий фильм «Мамочка» получил в Каннах поголовно восторженные отзывы.

Это был довольно горький опыт. Я эмоциональный человек, и приехал в Канны, как и всегда, эмоционально открытым. Фильм «Мамочка» оказался таким успехом, его все полюбили, но этот фильм по какой-то причине вызвал столько желчи, столько огня, столько ненависти и жестокости. Нам было тяжело в это поверить.

Рассчитывал ли ты на такой раскол?

Совсем нет. Такого никогда не было. Никогда не было раскола во мнениях. В Европе у нас были потрясающие встречи со зрителями.

Чем ты объяснишь такую реакцию Канн?

Это опасно. Я никогда не отличался успехами в этом. Кажется, самым мудрым решением будет прикинуться, будто бы ничего не случилось, сыграть в табула раса. Но это не так. Если бы речь шла об обычных отзывах, всё было бы проще. Все эти годы я поглощал негативные отзывы. И даже почерпнул многое из них.

И ты согласен с критикой, которую ты получал в прошлом?

Не соглашался, но размышлял. И через некоторое время появлялись мысли вроде: «Хм, да, кажется и правда было слишком много рапида в «Воображаемой любви». Или: «Похоже было слишком много музыки и бесполезных героев в «И всё же Лоранс». Ну ладно».

Но в этот раз ты принял критику иначе?

В этот раз, прежде чем читать рецензии, я читал твиты. Мне казалось, что я прочту множество озлобленных сообщений. Отложил это в сторону, но был уже немного ранен и хотел прочитать рецензии. Прочитал пару - одну в Vanity Fair, другую в The Playlist - и они были настолько существенно неверными истолкованиями моей картины, что я решил, что вне зависимости от того, правы критики или нет, наши расхождения будут непреодолимы. Разрушать и поглощать себя дальнейшим чтением отзывов не стоило.

Ты так говоришь, но это очевидно на тебя повлияло.

Конечно, они на меня повлияли. По дороге домой меня всего трясло. Я не мог идти, не мог сидеть в кресле, не ощущая синяков на всем теле. Мне сказали, что реакция моего тела, это то, что происходит с человеком во время аварии, когда он видит через лобовое стекло несущийся на него грузовик и готовится к аварии. Мои руки уже полгода покрыты непроходящей экземой.

Это случилось после Канн?

Экзема проявилась летом. Акупунктура, кремы, кортизон, таблетки, стероиды, спорт… ничего не работает. Природные препараты и масла тоже.

Милые студенты МакГилла тоже не помогают?

Я не пробовал. [Пауза.] Хотя, нет, пробовал, но...

Один из критиков объединил тебя с главным героем, что тебя сильно задело.

Я не при смерти. Моя семья меня понимает. У меня с ними отличные отношения - мы играем в игры, карты, я часто с ними встречаюсь. Я точно никогда не видел своё альтер эго в этом герое, и, честно говоря, я вложил намного больше себя в старшего брата, мать или сестру-подростка. Думаю, это слабая интерпретация появилась из-за того, что я построил карьеру, и фильм про возвращение сына домой это по сути моя история. Но это очевидно игра.

Какие свои черты ты видишь во властном старшем брате?

Ярость. Жестокость. В детстве я много дрался в школьном дворе. Меня исключали из летних лагерей и школ, пока в один прекрасный день это не прошло. Всё ещё думаю о том, как хорошо, что я невысокого роста, даже не знаю, что бы было, если бы я был выше и больше… Возможно, я бы попал в тюрьму. Склонность к жестокости и импульсивность перешли в съемки фильмов вместо угроз людям. Но есть воспоминания, от которых мне так тяжело или настолько стыдно за своё поведение, что я, если нахожусь в этот момент один, начинаю петь.

Твои актёры обычно тебя защищают.

Я хочу быть как можно ближе к ним, не потому что я их поклонник, а потому что я преклоняюсь перед их работой. Я восхищаюсь ими. Чтобы мне с кем-то подружиться, мне нужно восхищаться этим человеком, и это уважение должно быть взаимным. Мне нравится Джессика [Честейн], Сьюзен Сарандон, Кэти Бейтс. Они здесь, потому что у них есть цель, и они благодарны и счастливы быть частью этого дела. Они состоявшиеся актёры, которые не выезжают на напыщенных праздниках и дурацких запросах.

Они могли стать дивами и не стали?

Ну, некоторые причуды такого стиля жизни неизбежны. У тебя есть антураж, команда. И это нормально. Я имею в виду приоритет работы. Джессика стала моим другом задолго до начала съемок «Донована», у этих отношений было время набрать силу и созреть прежде чем мы начали. То же самое с Марион, я люблю её всем сердцем.

"Не думаю, что сейчас сделал бы это. И я ведь даже не пассив на самом деле, раз уж мы заговорили об этом."
Ты довольно долго не снимался в своих фильмах.

Скоро, очень скоро. Я никогда не впихиваю своё присутствие в сценарий там, где это не ощущается органично. Я не собираюсь играть того парня в «Мамочке», и точно не хочу быть одним из докучливых камео со словами: «А вот и я, я работаю в службе доставки!» Меня это очень раздражает, если только ты не Хичхок. Но я очень скучаю по актёрской игре.

Что ты в ней находишь такого, чего нет в кинопроизводстве?

Игра освобождает. Кинопроизводство нет - одиночество и обязанности поглощают тебя. Когда ты играешь, ты выпускаешь что-то наружу, а когда снимаешь - наоборот, поглощаешь всё.

Ты и правда очень раскованный актёр. Не помню ни одного режиссёра, который в своём первом фильме снялся бы в пассивной роли.

А вот знаешь, я не думаю, что сейчас сделал бы это. И я ведь даже не пассив на самом деле, раз уж мы заговорили об этом.

Давай продолжим эту тему.

Окей. Напомни, для какого это раздела в журнале? [Смеётся.]

Твой фильм «Том на ферме», как по мне, о пассиве. Даже то, как он снят напоминает танец покорного протагониста и доминантного актива.

Это танец. У меня нет никаких проблем с тем, чтобы быть в подчинённой позиции. [Пауза.] Пытаешься расколоть меня? Хочешь, чтобы я сделал каминг-аут как пассив?

Делай каминг-аут как кто угодно. Есть же ещё универсалы.

Я не универсал.

Ты строго...

Я строго.

Наверное, приятно, что клип на песню «Hello», который ты поставил для Адель, посмотрел почти весь мир.

Да, но я тут ни при чём.

Не думаешь, что на этом видео есть и твой след?

Думаю, и, понятное дело, я был очень рад, но это касается того, насколько ценят талант Адель. Она была так открыта со своими фанатами, но также очень таинственна касательно её жизни и решений. Мне нравится эта её рутина художника, когда она исчезает и просто живёт. Я не знаком с ней близко и не хочу наговорить ерунды, но в какой-то момент, когда ты с головой в этом бизнесе и ничем другим не занят, и не живёшь, не выходишь в мир, чтобы оглядеться и впитать жизнь - улыбки, смех, причуды людей - ты зацикливаешься на себе, или на микроклимате, в котором ты крутишься, и который совсем не важен остальному миру. Не думаю, что Адель будет писать песни о шоу бизнесе - вроде, “Боже, я такая знаменитая, что мне делать со всеми деньгами?”. Вместо этого она прячется и живёт, и я нахожу прекрасным.

Ты снимал Тристана Уайлдза в роли ее возлюбленного?

Да. Я предложил его кандидатуру Адель и она согласилась.

"В детстве это было моим регулярным занятием, писать звёздам и говорить им о том, как я их люблю."
Почему его?

Он мне нравится, как и то, как он играл в «Прослушке»

И..?

В чём твой вопрос?

А каков твой ответ? Мне кажется, тебе есть что добавить.

Адель не хотела, чтобы мы снимали белого мужчину, что мне показалось разумным. Она позвонила мне и сказала: «Вот, что мне кажется нам нужно сделать», и, если мне не изменяет память… буду честным, это ужасно- не помнить какой именно конфликт тогда освещали новости, ведь сейчас столько случаев полицейского произвола. Она позвонила мне после очередного случая, и мне очень хочется помнить где это произошло. Очень хочется, чтобы не было так сложно запоминать их, ведь тогда не было бы столько случаев произвола. Они отвратительны.

То есть Адель предложила эту идею?

Она это сказала так естественно. Это вовсе не оппортунизм, она не хотела быть на пике. Она просто сказала: «Меня беспокоят напряжённые отношения властей и чёрного сообщества, и я хочу их поддержать». Мне показалось это достойным. Хотел бы, чтобы это была моя идея, но увы.

Ходит слух, что Адель будет сниматься в «Смерти и жизни Джона Ф. Донована». Это так?

Нет.

Как идут съемки?

Мы сняли половину. Сейчас взяли паузу, потому что, я не хотел снимать всё сразу. Боялся, что заболею, и заболел.

Ты обычно болеешь во время работы над фильмом?

Нет, но этот фильм особенно изнурительный. Это очень сложный опыт.

Почему он был таким изнурительным?

То, как мы его организовали, как мы его готовили. Нам не хватало подготовки, и это давало о себе знать всё лето. Этот фильм сложно собрать воедино, в нём соединяются и переплетаются множество миров. Снимать фильм вроде «Это всего лишь конец света», который захватывает один вечер, намного легче. Этот сложнее из-за того, что мне приходится мыслить примерно так: «Окей, часть этой сцены с Натали Портман я буду снимать через пять месяцев, и там должна быть операторская тележка. И я знаю, что переход из этой сцены заканчивается статически, так что мне нужно найти что-то в следующей сцене, чтобы они подходили друг к другу». Это тяжело. Занимаешься всем и сразу.

«Донован» - фильм об известном актёре, сыгранном Китом Харингтоном, чья карьера в опасности после того, как публика узнала о его переписке с намного более молодым поклонником. Ты не писал письма Леонардо ДиКаприо, когда был маленьким?

Много, много, много писем.

Возможно в этом был источник задумки?

Думаю, это даёт о себе знать. В детстве это было моим регулярным занятием, писать звёздам и говорить им о том, как я их люблю. Я писал Денни Де Вито, Кейт Уинслет, Сьюзен Сарандон, Лео, актёрским составам «Баффи - истребительница вампиров», «Розуэлла», «Зачарованных», «Тайн Смолвиля»….

Кейт Уинслет была для тебя так же важна, как Лео?

Я стал её фанатом с первого взгляда. Она вдохновила меня на то, чтобы стать актёром, режиссёром, костюмером… она помогала мне расти как художнику и человеку настолько, что она сама даже не представляет. Когда я увидел её в «Титанике», мне было 8. Я посмотрел фильм и был поражён: «Только посмотрите на это!» Большие идеи, амбиции, большие, чем жизнь. Так я понял, что нет границ для того, о чём можно мечтать. Я не мог поверить технологическому проектированию. Ты знаешь какой точности и строгости исследование провёл Джеймс Кэмерон для этого фильма?

Вплоть до фарфора.

Вплоть до дверных ручек. Точность каждой детали близка к оригиналу, и это поражает. Но с 8 до 16 лет Кейт Уинслет была представительницей моей юности, сама того не зная. Она была лицом моих самых диких мечтаний художника. То, как она ходила, говорила… она определила то, кем я являюсь в стольких аспектах. И я знаю, что об этом очень странно говорить. Некоторые художники так на тебя влияют. Для меня это была она.

Ты работаешь в кино так долго, но все ещё очарован кинозвёздами и большими картинами.

Снимать фильмы прекрасно потому, что зрители берут твою работу и вставляют её в свои жизнь, когда им это нужно, когда они растут. Твои фильмы больше тебе не принадлежат - они принадлежат зрителям. «Титаник» стал моей собственностью в детстве, и я использовал его при каждом удобном случае, чтобы стать тем, кто я есть сегодня. Я заговаривал всех без умолку «Титаником» последние несколько лет.

Ты чувствовал, что его нужно защитить?

Да. Потому что люди снобы.

ЛЮБОВАТЬСЯ, информация, стыренное, флешмоб

Previous post Next post
Up