Я недавно писал про Дисайплс, но очень давно не писал про то, а во что нового для себя я все-таки успел поиграть. В этом плане моя игровая жизнь превратилась в известный мем. Я покупаю по скидкам игры, в которые потом не играю месяцами. Но в этом нет ничего удивительного на самом деле. С появлением онлайн-дистрибьюторов покупка игр превратилась в отдельное хобби, больше связанное с коллекционированием, чем с непосредственно игрой.
К тому же в условиях, когда игры по полной цене стоят дорого, а скидки бывают частыми и щедрыми, велик соблазн купить игру по скидке, в которую ты не будешь играть прямо сейчас, но в которую ты хотел бы поиграть. Когда-нибудь. В будущем. Короче, я скупил все интересные стратегии и варгеймы, которые продавались по доступной цене.
В основном я отложил их на будущее (и надеюсь когда-нибудь отдельно про них написать), но парочку все-таки запустил сразу.
Первой игрой была Wars of Napoleon, но это было настолько большим разочарованием, что я впервые в жизни оформил возврат средств в Стиме. Wars of Napoleon - это игра 2015 года от AGEOD, ремейк их же игры Napoleon’s Campaigns 2007 года. Казалось бы, если вы переделываете свою же игру 8-летней давности, вы должны много улучшить, иначе зачем выпускать?
Но они ничего не улучшили. Графон остался на прежнем уровне, интерфейс остался таким же запутанным и непонятным. Игра стала более глючной и вылетающей. Но я мог бы простить это, если бы не одно важное НО. По сравнению со старой игрой они не только не добавили контент, они вырезали его!
По сути, в новой игре осталось три сценария. Йена, Испания и Ватерлоо. Помимо этого, добавилось несколько вариантов гранд-кампании, то есть отыгрыша всего периода 1805-1815 в одном огромном сценарии, где можно принимать не только тактические, но еще и административные и дипломатические решения.
И гранд-кампания - это, конечно, хорошо, но для варгейма это не главное. Для варгейма куда важнее достаточное количество хороших сценариев, а их просто нет. Я главным образом купил игру, чтобы отыграть вторжение Наполеона в Россию или его польскую кампанию, а этого в игре просто нет. Возможно, все это делалось под DLC, которые так никогда и не вышли, и я не против DLC, но не тогда, когда в основной игре явно не хватает контента. А для DLC материал всегда найдется, взять хотя бы итальянские войны Наполеона или египетский поход, или революционные войны, или войны России с Османской Империей и Персией, или какие-нибудь альтернативно-исторические сценарии, например, войну России и Австрии за Молдову или еще что-нибудь.
Короче, халтурно сделанная игра с небрежным подходом, и от этого очень жаль.
Вообще, с AGEOD странная история. У них много сделанных под копирку игр по разным очень интересным периодам в истории. Тридцатилетняя война, Северная война, Первая Мировая, Гражданская война в России. И в теории все это выглядит очень интересно, но на практике играть невозможно.
Но теперь к более приятным новостям. Помимо «Наполеона», я купил Field of Glory 2 и Field of Glory 2: Medieval. Это два варгейма, первый про Античность, второй про Средневековье. Мне интереснее был второй, но там была скидка на комплект, так что взял сразу обе.
И Field of Glory 2: Medieval - это такой Panzer Corps, только в средневековом сеттинге, и мне кажется, разработчики вдохновлялись серией Total War, учитывая такую связку Античность-Средневековье. Да и названия у юнитов временами очень похожие.
По сравнению с Panzer Corps Field of Glory 2: Medieval немного запутаннее и гораздо сложнее. Маневрировать здесь очень сложно, потому что у войск есть фронт, фланги и тыл, поворачиваются они медленно, сквозь друг друга войска не ходят, а лучники даже отказываются стрелять из-за спин товарищей. И вообще, трудно управлять войсками так, чтобы никто никому не мешал и не подставлял фланги и спину врагу.
Плюс в игре прямо-таки запредельная сложность. Мне пришлось понизить уровень сложности до минимального, чтобы пройти первую миссию, правда, там есть опция прогрессирующего уровня сложности, и в третьей миссии я уже едва избежал поражения. Вряд ли я пройду всю кампанию. Ачивки подтверждают, что игра сложная для всех. 73% игроков смогли победить хотя бы в одной миссии, но лишь 18% игроков прошли битву на третьем уровне сложности (из шести).
Помимо этого, у меня есть претензия к графону. Понятно, что это инди-игра, но зачастую с высоты птичьего полета не очень понятно, кто где. Игре явно не хватает каких-то иконок над войсками или 2D-режима. Со временем привыкаешь, но все равно неприятно.
Но в целом играется приятно и интересно. Хотя игра сложная - она сложная, потому что тебе надирает задницу компьютер, а не потому что интерфейс слишком запутанный, и это выгодное отличие от игр AGEOD.
В целом же это ближайшее, что есть в мире компьютерных игр к настольным варгеймам. Я бы предпочел, чтобы в игре были более интересные и разнообразные условия победы, но «победа по очкам» - это классика варгеймов. Требуется обратить в бегство 60% вражеских войск, но иногда это бывает нереалистично. Например, в последней битве я достиг победных 60%, противник достиг их в ответном ходе, и это как бы ничья, но на самом деле, если бы битва продолжалась, скорее всего, я бы не выстоял. Такие условные цели приводят к таким ситуациям.
Самое крутое - в игре есть 4 кампании, при этом подобраны они весьма необычно. Ну что первым приходит в голову на тему Средневековья? Вильгельм Завоеватель, Крестовые походы и Ричард Львиное Сердце, Столетняя война. Битва при Гастингсе здесь есть, но только в качестве отдельного сражения, а вот для кампании избраны другие периоды. Кстати, в качестве отдельной битвы есть также битва на Калке.
Тут в качестве кампаний избрана Анжуйская империя (Короли Англии, которые владели значительной частью Франции, потому что феодальные правила наследования), Александр Невский, Монгольские завоевания и Северные Крестовые походы (то есть Тевтонский Орден). Необычно и круто. Я начал играть за Анжуйскую империю, поскольку Англия и Франция - моя первая ассоциация со Средневековьем, но как только станет слишком сложно, переключусь на другие кампании.
Кроме миссий, здесь сделали и решения в диалоговом окне. Например, принять бой от превосходящих сил или отступить, оставив арьергард прикрывать отступление (и получив нереальный по сложности бой в роли лидера арьергарда). Неплохо, но жаль, что похоже, все эти решения исключительно краткосрочные. Нет такого, как в Panzer Corps, где исход предыдущей миссии влияет на все дерево кампании. Тут похоже, что 10 миссий даны тебе железно, ну а решения исключительно тактические.
Как я уже говорил, играется прикольно, но по сравнению с Panzer Corps я бы выделил такую особенность. Битвы в Field of Glory 2: Medieval - это полный хаос и неразбериха. Схватка разбивается на отдельные стычки, кто-то убегает, кто-то увлекается преследованием и отрывается от остальных сил, кто-то попадает в локальное окружение. Сохранять строй и проводить полноценные маневры очень сложно. Это во многом атмосферно, потому что, наверное, битвы в Средневековье такими и были. Сложно представить другое в отсутствие связи и когда твои войска - это
а) на 80% - необученные и плохо вооруженные новобранцы
б) на оставшиеся 20% рыцари, у которых все очень плохо с воинский дисциплиной и которые больше воюют сами по себе, чем исполняют приказы. Не зря в игре нельзя остановить свои отряды, которые преследуют убегающего врага - большое отличие от серии Тотал Вар, где у тебя полный контроль над войсками.
В общем, в целом крутой опыт, хотя я не думаю, что это станет для меня прям лучшей игрой года. У игры все-таки есть очень серьезные условности и ограничения. Но неплохая игра, чтобы провести за ней 10-15 часов в совокупности.