Впервые в моей жизни появился компьютер, когда мне было 9 лет. Я не помню его характеристик, конечно. Мне было 9, я не очень в это вникал, но зато я хорошо помню обстоятельства, предшествовавшие этой покупке. Май 2004 года (хотя не исключено, что апрель), ТЦ Москва, когда он еще выглядел прилично. На третьем этаже там было много магазинов техники. И мы там, наверное, пробыли весь день. Сначала выбирали компьютер, потом ждали, пока установится ОС. А потом повезли компьютер обратно на маршрутке.
Стоил он 30 тысяч (только системный блок), не знаю, сколько это в переводе на современные деньги, но это была колоссальная покупка для моей семьи. Теперь я знаю, насколько безумными обычно бывают готовые конфигурации, поэтому наверняка это был оверпрайс, но учитывая, что никто в моей семье ничего не соображал в компьютерах, в целом жаловаться не на что. В итоге он проработал больше 10 лет без какой-либо замены компонентов. Мы знали, что нам нужен Пентиум 4 (а не Селерон, например) и 512мб оперативной памяти. На многих компьютерах тогда было 256мб. А вот на видеокарту мы не обращали внимания, и насколько я помню, впоследствии именно она стала слабым звеном компьютера.
Единственное, на чем развод был явный, это то, что на какое-то время мы стали счастливыми обладателями операционной системы Windows ME. Могу подтвердить, что это была ужасная ОС. Постоянно висла, пока брат не установил XP. И еще беспроводная мышка. Она дико жрала батарейки, и их приходилось постоянно покупать, пока мы не купили аккумуляторы.
Кстати, в комплекте с компом шел диск вместе со 100 играми, это даже было вынесено на корпус. Как бы смешно это ни звучало, возможно, это тоже склонило родителей к выбору именно этой модели. Кстати, диск был не лишним. Компьютер в основном покупался для меня и брата, чтобы мы могли поиграть и не чувствовали себя ущербными по сравнению со сверстниками. И если мама впоследствии освоила компьютерные технологии, то папа, к сожалению, в этом плане застрял в XX веке.
Мне кажется, мы быстро купили какие-то игры, но все-таки диск из 100 игр какое-то время развлекал нас, тем более, там попадались и достаточно годные варианты. Боевые корабли, например - пошаговая стратегия с достаточно неплохой графикой. Было целых 2 понга («хоккей» и «теннис»). Был Президент острова - игра, в которой весь «геймплей» заключался в том, чтобы вбивать в строку цифры. Трудно вспомнить все игры, конечно. Ну а потом начались полноценные игры.
И да, тут надо сказать следующее. Это не было моим первым опытом в видеоиграх. До этого у нас уже была приставка Сега Мега Драйв. Но, конечно, такого перехода, как тогда, когда я перешел с консоли начала 90-х на компьютер середины нулевых, у меня уже никогда не будет.
Я в целом уже давно не играл в современные игры (к чему я еще вернусь), хотя, конечно, что-то я видел на стримах и на ютубе, во что-то и самому удалось поиграть. Тем не менее, за последний месяц я посмотрел десятки видосов, где тестили разнообразное железо в современных играх, и я не могу сказать, что был так сильно впечатлен. Да, я во многое хочу поиграть, но в основном игры - это узнаваемые, улучшенные копии старых. Особенно сходство бросилось в глаза, когда я увидел Quake Champions - она прям очень похожа на Unreal Tournament 2003, за которой я провел много времени. Разница станет очевидной, если поставить эти игры параллельно, но это не другая вселенная. Metro Exodus в целом похожа на Сталкер, про спорт и гонки можно и не говорить. Хотя, конечно, стоит признать, что батл рояль - это все-таки новый жанр, которого не было 10 лет назад. Но поскольку у меня как-то нет особого желания играть ни в Фортнайт, ни в PUBG, даже когда у меня будет техническая возможность, то это не слишком цепляет.
Но тогда это был именно переход в другую вселенную. Технологии настолько ушли вперед, что это просто по-другому игралось. В спортивных симуляторах разница была не так велика, но даже NFS: Underground по сравнению с Road Rash 2 на Сеге - это нечто совсем другое. Ничего близкого к шутерам от первого и третьего лица тоже не было. Игры вроде Contra и Demolition Man скорее воспринимались как платформеры. РПГ тоже не было. Точнее, были, конечно, jRPG, но они были достаточно редкими и не попадались мне на глаза, поэтому та же Divine Divinity была невероятным культурным открытием. Стратегии… Ну, на Сеге была, конечно, Dune 2, которая принципиально ничем не отличается от того же Варкрафта 3. Но «Дюна» была очень уж схематична. И если в случае со зданиями это было даже стильно, то юниты смотрелись кошмарно даже тогда.
Короче, эти новые игры реально воспринимались как волшебство. Такого уже не будет. Первым диском была связка НХЛ-НБА-ФИФА 2004 на одном диске. Правда, ФИФА не запустилась, ее пришлось отдельно докупать. Ну а потом пошли прям полноценные-полноценные игры (при всем уважении к спортивным симуляторам): Макс Пейн 2, Цивилизация 3, первый Андерграунд, все в таком духе.
Именно игры 2003-2006 годов выпуска стали для меня золотым веком PC в том плане, что тогда я больше всего играл в актуальные игры, больше всего знал о новинках, поскольку брат с другом складывались на журнал «Игромания». Правда, слово «играл» следует писать со звездочкой, поскольку играл все-таки больше брат, а я часто оказывался в роли зрителя. И иногда бывало так, что я игру в детстве вроде пробовал, но прям полноценно в нее играл годы спустя. Например, Варкрафт 3 я прошел (и то не до конца) лишь 3-4 года назад.
Дело тут даже не в том, что брат был злой и не пускал меня. Просто мы часто не создавали 2 разных сохранки, а играли под одной. Брат был старше, поэтому быстрее осваивал игры. А сложность в играх растет постепенно, и если ты не проходил сам начало, то потом тебе уже сложнее. Хотя бывало и так, что мы все-таки играли каждый за себя (например, в Андерграундах у нас были свои кампании у каждого, а вот в Most Wanted общая). А иногда и вдвоем удавалось проходить игру без перекосов (например, Prince of Persia: Two Thrones). Правда, до конца мы игры редко проходили, и это, я считаю, правильный подход.
В игры 2002 года мы тоже играли, правда, в основном эти диски получали от друзей, тем более, ими можно было обмениваться. Но в целом, учитывая, что большинство из этих игр приходилось физически покупать (то есть в магазине брать диск), даже удивительно, сколько же игр того времени мы попробовали. Здесь и далее игры приведены по Метакритику, поэтому что-то могу пропустить. Также я не стал указывать игры, в которые играл сильно позже года выхода. Получилась на самом деле впечатляющая выборка, особенно учитывая, что тогда не было возможности полноценно взглянуть на игру до покупки. Были совершенно нереальные диски, как, например, тот, на котором были одновременно Rome Total War и Вархаммер 40к, а в придачу к нему еще Kult: Heretic Kingdoms, Evil Genius и еще что-то.
2002: ГТА 3, Варкрафт 3, Unreal Tournament 2003, Disciples II, Divine Divinity, NFS: Hot Pursuit 2. Однако в большинство из этих игр мы играли позже, чем в игры 2003 года.
2003: ГТА Вайс Сити, Макс Пейн 2, Цивилизация 3, C&C: Generals, Sim City 4, NFS: Underground, НХЛ-ФИФА-НБА-2004.
2004: Rome: Total War, Warhammer 40 000: Dawn of War, NFS: Underground 2, Kohan 2.
2005: Цивилизация 4, ГТА Сан Андреас, Prince of Persia: Two Thrones, Fable, NFS: Most Wanted, Moto GP 3, NHL 06, Black & White 2, Казаки 2: Наполеоновские войны (несмотря на низкое место в этом рейтинге, одна из моих любимых игр), Total Overdose (недолго, поскольку эта игра была одолжена, кажется, у кого-то из знакомых).
2006: Тут случился первый облом. Отказался запускаться Обливион, а Готика 3 шла настолько плохо, что ее даже не будем считать. Впрочем, плохая оптимизация Готики была легендарной. Но в целом все еще был ряд игр, в которые можно было комфортно поиграть.
Medieval 2: Total War, Warhammer 40 000: Dark Crusade, TOCA Race Driver 3, The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth 2, Neverwinter Nights 2, NFS: Carbon, Titan Quest, Герои 5 (снова игра, у которой относительно низкий рейтинг, одна из моих любимых).
2007: Переломный год, когда компьютер действительно устарел. Об апгрейдах мы тогда как-то не задумывались, воспринимая компьютер как единое целое. Хотя брат, может, и задумывался, но это надо было просить деньги у родителей. А им до сих пор куда понятнее идея «старое выкинуть, купить новое», чем что-то ремонтировать или апгрейдить.
Какие-то игры худо-бедно шли. Например, в C&C: Tiberium Wars мы даже в мультиплеер играли, пусть и на минималках, по-моему. Unreal Tournament III не то чтобы был совсем неиграбельным, но играть было некомфортно. Европа 3, в которую я начал играть только пару лет спустя, шла не очень, хотя это вообще не останавливало. Я даже не знал, насколько быстро там мог там идти календарь, пока не установил ее на ноут через несколько лет.
NFS: Pro Street был совершенно неиграбельным, зашли на 5 минут и удалили. Зато Сталкер худо-бедно тянул, хотя опять-таки я в него толком не играл, зато брат прошел полностью. Но многие игры мы даже уже не пробовали.
2008 год и далее описывать особо нет смысла. Отдельные игры можно было запустить, но в основном - нет. Однако по-моему, мы с братом философски отнеслись к проблеме и не слишком унывали. В 2007 году у нас появился интернет. Помимо своей обычной ценности, он сильно расширял возможные игры. Брат на годы увлекся World of Warcraft. Я так и не втянулся (опять-таки, во многом из-за того, что мы играли за одного персонажа), но зато играл в F1 Challenge 99-02 и rFactor и даже развел родителей на игровой руль. Правда, rFactor шел отвратительно. Я пытался играть в виртуальных чемпионатах, но толком из этого ничего не вышло, компьютер был слишком старый. Так что я гонял в сингле в основном.
Кстати, тут такой забавный момент, что часто игры кажутся мне новее, чем они есть. То есть трудно поверить, что 2008 год - это Ведьмак, ГТА 4, Mass Effect и Фоллаут 3. В моем сознании это уже нулевые.
Продолжение следует...