Этот пост тоже из моего телеграма, но он настолько отражает мои текущие взгляды на писательство, что здесь ему тоже место. И вообще, мне несколько жаль, что в последний месяц в этом журнале большинство постов взято из телеграма, мне бы хотелось писать отдельные посты для livejournal. Но пока получается так, что многие посты в моем телеграме похожи на то, что я писал в livejournal, но только с тем исключением, что здесь мне зачастую было лень оформлять это в отдельный пост, а к телеграму я отношусь серьезнее, поэтому там не лень. Однако я хочу в будущем находить что-то особенное и для livejornal, все-таки здесь 10 лет моей жизни, и не хочется, чтобы это раз и прервалось. Но пока... Я почти каждый день пишу в телеграм, я каждый день за очень редким исключением продолжаю писать свой роман. Перед этим я пишу поток сознания, который в определенной степени стал моим дневником (по понятным причинам, эти посты не предназначены для публики). В общем, в моей жизни и так очень много текстов.
В разговорах о писательстве я часто слышал примерно такую фразу: «Я бы хотел(а) писать, но не знаю, о чем», или «У меня нет идей». И раньше мне казалось, что мне нечем помочь этим людям, поскольку у меня такой проблемы не было вообще никогда. Вот довести идею до конца - да, это огромная проблема, но чтобы вообще не знать, о чем писать, такого никогда не было.
И конкретно мой способ находить идеи - это много фантазировать и много переосмыслять то, что я вижу. Ну, например, когда мне было 16, я прочитал «Марию-Антуанетту» Цвейга, и там был крошечный фрагмент, на полторы строчки. Марию-Антуанетту приехал то ли арестовывать, то ли просто куда-то перевозить один человек, которого она до этого знала, и она ответила в стиле: «Как, вы? Этого я никак не ожидала». И я подумал, не сделать ли историю, которая доводит этот эпизод до максимума. Есть Безумная королева, есть бунт против нее и есть человек, который влюблен в Безумную королеву, но понимает, что она все равно будет свергнута. И он решает присоединиться к бунтовщикам, чтобы в стане победителей был хотя бы один человек, которому будет не наплевать на судьбу свергнутой королевы. И я попробовал сходу реализовать эту идею в 16 лет в виде второстепенной линии большого романа, но тогда у меня было слишком мало знаний, поэтому идея все еще ждет своего часа.
Да, еще такую важную вещь надо сказать: я делю идеи на 2 вида. Есть самостоятельные идеи, представляющие из себя полноценный замысел для романа. Вот как идея выше - готовый замысел. Садись, пиши план, прописывай персонажей, сеттинг, сюжет и вперед - через год или два у тебя будет роман на эту тему. И есть неполноценные идеи, то есть либо такие идеи, из которых не соорудишь роман, либо и вовсе какие-то неясные образы.
Но это не значит, что эти идеи не важны или что их не надо записывать (и да, все идеи надо обязательно записывать и сохранять в надежном месте, где они будут ждать своего года). И иногда эти неполноценные идеи даже перерастают в полноценные. Например, я сейчас пишу роман, который родился из следующей идеи: «Есть две враждующие школы магии, одна направлена на практическую магию, файерболы там разные, а другие - на академические знания. МГУ против Хогвартса, в общем. И потом к этой идее прибавилось следующее: есть два ученика из этих школ, которые дружат, так сказать, братья по разную сторону баррикад. И их дружба носит отчетливый оттенок соперничества и желания выведать побольше чужих знаний и отдать поменьше своих. С тех пор идея сильно видоизменилась, я уже год над ней работаю и буду работать еще год, но суть не в этом. А в том, что какой-то неясный образ можно доработать, можно дополнить его другим образом, и получится полноценная идея. И даже если нет, то все равно маленькие идеи можно присоединять к большим идеям и добавлять их в виде какой-то отдельной сцены или сюжетного поворота, или элемента сеттинга, или образа.
В общем, мой способ поиска идей сводится к двум вещам. Много фантазировать. Подмечать какие-то маленькие детали, вокруг которых можно построить целый мир, или идеи, с которыми ты не согласен и хочешь выразить свой протест на бумаге. Отмечу отдельно, что речь идет не только о книгах и фильмах. Зачастую какие-то образы проще найти в музыке, в картинках и фотографиях, в видео с ютуба. Как можно скорее все записывать, давать им настояться и дополниться деталями и творчески комбинировать до тех пор, пока это не превратится в голове в полноценный замысел романа.