КРАДУТ ДЕНЬГИ
Татьяна Максимова стала клиентом ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» в декабре
2005 года, тогда банк предоставил ей автокредит. С этого момента и
началась ее история отношений с австрийским банком. С самого начала этих
отношений она обслуживалась в одном и том же отделении (отделение
«Смоленское» ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» по адресу: г. Москва,
Смоленский бульвар, д. 13, стр. 1), исправно и без просрочек платила по
автокредиту. Она приняла решение открыть в этом, как она тогда думала,
уважаемом банке, сейфовую ячейку. Татьяну пленил разрекламированный
имидж высоконадежного австрийского банка.
Необходимо заметить, что услуга по аренде сейфовых ячеек предоставляется
Райффайзенбанком только при условии открытия текущего счёта в рублях,
кроме случаев аренды ячеек для проведения сделок с недвижимостью. Это не
такое простое условие, как может показаться. Процедура открытия текущего
счёта в Райффайзенбанке предусматривает отсев «простых россиян» -
Райффайзенбанк хочет иметь дело только с состоятельными клиентами.
Татьяна очень подходила Райффайзенбанку в этом отношении: помимо
автокредита на неё уже была оформлена и кредитная карта. Для получения
автокредита Татьяна подала в банк полные сведения о своих доходах
(справку по форме 2-НДФЛ), паспортные данные, копию трудовой книжки,
сведения о месте работы, заполнила несколько анкет. У неё был большой
стаж работы на руководящей должности в коммерческой фирме, большая
заработная плата в течение многих лет. Все эти сведения стали известны
банку. Но как он решил ими распорядиться? Идиллия клиента с банком
длилась недолго. 23 января 2007 года была открыта ячейка и в неё были
положены деньги - 14 марта 2007 года Татьяна прошла к своей сейфовой
ячейке и обнаружила, что все её сбережения пропали. Ячейка просто была
пуста. Пропасть, нужно заметить, было чему - в ячейке находилась крупная
сумма наличных денег - это были накопления Татьяны за 7 лет, деньги от
стоимости проданной небольшой квартиры умерших родителей Татьяны,
машины, гаража и небольшого дачного участка, которые она продала.
Татьяна хотела исполнить последнюю волю своих родителей и купить
квартиру большей площади в память о них для их внука.
Что будет с вами, окажись вы в такой ситуации? Безусловно, сначала
паника, потом попытка воззвать к помощи. Какой реакции вы будете ждать
от сотрудников банка? Сострадания, поддержки и демонстрации желания
помочь всеми силами, чтобы найти похищенное и наказать виновных. Но
реальность была не такой радужной.
После обнаружения хищения своих денежных средств из ячейки Татьяна
немедленно известила об этом сопровождавшую её в депозитарий сотрудницу
банка и обратилась к руководителю отделения «Смоленское» банка
Карабанову А.С. с заявлением о расследовании хищения. Господин Карабанов
не проявил какого-то должного внимания к сложившейся чрезвычайной
ситуации, будто такие кражи происходят у них каждый день. Несмотря на
просьбу Татьяны, он отказался вызвать сотрудников службы безопасности
банка, сославшись на их занятость, отказал в возможности воспользоваться
телефоном в банке для вызова милиции на место происшествия, отказывался
поставить свою подпись о принятии от Татьяны заявления о краже. Он как
будто «действовал по инструкции» - чинить препятствия клиенту всеми
возможными способами. «Оставьте заявление - через месяц мы ответим Вам»,
- сказал руководитель банка. Впоследствии, через месяц, никакого
объяснения от банка пострадавший клиент так и не получил.
Со своего мобильного телефона Татьяна обратилась в службу «02» с
просьбой о помощи. На место прибыли сотрудники милиции. Были сняты
отпечатки пальцев и изъяты на экспертизу вещественные доказательства, а
также ключи от ячейки. По прошествии более двух часов и по настоянию
оперативных сотрудников милиции в отделение «Смоленское» Райффайзенбанка
наконец-то приехали сотрудники службы безопасности банка.
Но Райффайзенбанк не собирается компенсировать Татьяне похищенное.
Руководство банка в лице председателя правления господина Иоханна Йонаха
проигнорировало заявление Татьяны даже о проведении внутреннего
служебного расследования. Некоторые кредитные организации предлагают
заключить договор с описью ценностей, сдаваемых на хранение. Но
Райффайзенбанк не заключает таких договоров принципиально. Это странно,
потому что хранение в банковском сейфе с описью всегда дороже, чем без
описи, а в связи с жёстким отбором клиентов Райффайзенбанк должен быть
заинтересован в продаже более дорогих банковских продуктов.
Эксперты заявляют, что были случаи, когда банки «за откат» в 15-20% от
стоимости ценностей в ячейке вскрывали ячейки. Доказать вину банка при
этом бывает практически невозможно. Ранее в подобной практике не были
уличены иностранные банки, работающие в России, но, вероятно, времена
изменились.
Есть ли возможность противостоять беспределу, творящемуся в
Райффайзенбанке одному российскому гражданину и отстоять свои интересы?
Об этом расскажет следствие. По факту хищения денежных средств Татьяны
из депозитария ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» возбуждено уголовное дело,
которое в настоящий момент расследуется. В ходе предварительных
следственных действий были выявлены и зафиксированы в материалах
уголовного дела факты нарушений Райффайзенбанком правил осуществления
деятельности, связанной с хранением ценностей в индивидуальном
банковском сейфе. Проверку ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» по данному
эпизоду готовит и Центральный банк Российской Федерации. Делом также
заинтересовалась Счётная палата Российской Федерации.
Андрей МАРТЫНЮК,
генеральный директор ООО «АэроТрейдСервис»,
«Финансовый контроль», №7, 2007 г.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200731/?31_3_2