КРАДЕНАЯ ЛИ МОЩЬ ТУ-4?
В последнее время вновь стали показывать по ТВ
«Тайны русского оружия», изготовленные для телеканала «Культура» два года назад.
Я хорошо отношусь к этому документальному сериалу. Есть вполне приличные фильмы,
познавательные и вызывающие чувство гордости за советскую оборонку. Но, как
говорят, в семье не без урода. Именно так я отношусь к фильму «Краденая мощь».
Вспоминая его, напрашивается сравнение с «Моментом
истины» Караулова. За поездом правдивых разоблачений там всегда тянется вагончик
лжи. Таким вагончиком в сериале является «Краденая мощь».
Очевидно, телезрителя ещё не раз ждёт встреча с
этим маленьким пропагандистским шедевром. В ожидании чего я считаю полезным
объяснить своё отношение (инженера-оборонщика) к тому, что в нём рассказано.
Может быть, вслед за мной зритель обратит внимание на явные погрешности и
нестыковки повествования, призванные создать превратное представление об одной
из передовых отраслей советской оборонки, авиационной промышленности.
Для специалиста нетрудно заметить «дезу» в ряду
более или менее нормальной информации. Фильм «Краденая мощь» как раз является
такой «дезой», диссонансом в ряду других картин из добротного сериала. Не могу,
конечно, утверждать, что он делался по прямому заказу того нового ведомства
Пентагона, которое с некоторых пор отвечает за информационную войну, но
объективно - выполняет его задачу.
Для тех, кто не видел, скажу, что речь в нём идёт о
том, как Сталин поручил Туполеву скопировать удачный американский бомбовоз Б-29
и как это было выполнено в короткий срок, за два послевоенных года. Эта байка
уже достаточно долго гуляла по страницам газет и в Интернете, но специалисты к
ней серьёзно не относились. А сейчас нашли людей из туполевского КБ и авиации
(В. Буль, В. Решетников, В. Ригмант), заслуженных людей, со звёздами и званиями,
которые её подтвердили. Судя по бодрому виду, в 1947 году они были очень
молодыми: Решетников - командующий дальней авиацией в 1969-1980 гг., Буль -
ведущий специалист по двигателям ОКБ Туполева, а Ригмант - вообще молодой
человек, директор музея ОАО «Туполев».
И что они могут знать о высших материях компетенции
Сталина и Туполева? Но свидетельствуют и утверждают! Обычно, если люди не были
участниками событий, то ссылаются на других, указывают источники. Эти же без
всяких заявляют, что было вот так и не иначе.
Особенно обидно, что к ним присоединился и В.
Близнюк, главный конструктор наиболее современного дальнего советского
бомбардировщика ТУ-160. Но ведь он мой ровесник и не участвовал в предполагаемом
воровстве заокеанских «секретов». Правда, у Близнюка свой подход к этой истории.
Он замечает, что копировали самолёт для освоения современных американских
технологий, в которых мы, якобы, здорово отстали во время Великой Отечественной
войны. Но здесь уважаемый конструктор вступил на мою территорию. Я-то знаю,
много ли можно понять в чужой технологии по готовым деталям, вдалеке от
производственного процесса.
Если работники авиационной промышленности не могут
или не хотят опровергнуть это историческое сочинение, придётся им помочь. Я
никогда не строил самолёты, но всё же и оборонщик, и технолог. Поэтому задам
несколько простых вопросов.
Вопрос первый. В фильме говорится, что у
Туполева к 1946 году был готовый проект дальнего бомбардировщика, аналогичного
Б-29, но наша авиапромышленность за годы войны отстала от американской и не
могла сделать кое-что из запланированного конструктором для нового самолёта. Это
кое-что: навигационное оборудование, комплект прицелов, дистанционные приводы и
вооружение. Замечу, сплошь продукция специализированных заводов. Если уж
копировать, то что-либо из этого списка. При чём тут самолёт?
Кроме того, нынче всем известно, что победа СССР в
Великой Отечественной войне была обеспечена, в том числе, и тем, что мы
изготовили больше боевых самолётов и более качественных, нежели Германия. Уж как
Гитлер хотел получить аналог ИЛ-2, но за всю войну немецкая промышленность
сумела изготовить только 800 штурмовиков «Хейнкель» против 40 000 «Ильюшиных». И
по боевым качествам он не достал ИЛ-2 (Ударная сила. Летающий танк// «Новый
день», ОРТ. - 25.03.2004). Перед войной мы держали первенство по самым тяжёлым
самолётам. Это Чкалов летал в Америку через полюс, а не они к нам. Строя
десятки тысяч боевых самолётов, побеждая грамотных немецких авиационных
инженеров, когда же мы растеряли все свои навыки?
Россказни завзятых «демократов» о том, что Сталин
забросал немцев трупами своих солдат, чушь собачья. Самые большие потери СССР
понёс в начальный период войны.
Из-за превосходства в 1941 году немецкой техники мы
проигрывали и превосходством своей вновь построенной техники победили в
остальное время Великой Отечественной войны. Советская оборонная промышленность
произвела намного больше самолётов, танков, пушек, стрелкового вооружения и
боеприпасов, чем промышленность Германии вместе со всей оккупированной Европой.
Из западной техники, поставляемой по так
называемому ленд-лизу, красноармейцы ценили разве что «дугласы» да
«студебеккеры». Но это не то, чем выигрываются войны. Американские и английские
танки с бензиновыми моторами горели как свечки, истребители были хуже наших,
стрелковое вооружение не годилось в подмётки, об артиллерии я уж и не говорю. А
знаменитые «катюши», аналогов которым не было ни у одной из воюющих стран?!
Смешно было слушать комментатора в фильме про ТУ-4,
когда он сообщал, как в 1943 году американский капитан, советник президента
Рузвельта по авиации, инспектировал русских на предмет правильного использования
американской военной техники. Такие вещи можно выдавать зрителям только от
большого ума! И ещё обсуждает, не надо ли было дать в помощники американскому
капитану русского генерала... Да Сталин и капитана-то дал в сопровождение только
из вежливости (Или потому, что капитаны, как правило, больше соображают в
технике, чем генералы?)...
Вопрос второй. Привожу данные из популярной
советской книги (Самолёты Страны Советов. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1974): Самолёт
ПЕ-8 (АНТ-42, ТБ-7), серийно выпускаемый с 1942 года. Взлётный вес 32 т, 4
двигателя по 1850 л.с., бомбовая нагрузка 4 т, скорость 450 км/час, дальность 6
000 км.
Самолёт ТУ-4, серия с 1947 года. Взлётный вес 60 т,
4 двигателя по 2 400 л.с., бомбовая нагрузка 5 т, скорость 560 км/час, дальность
5 000 км.
Не правда ли, интересно? ПЕ-8, хоть и старше, но
кое в чём превосходит своего потомка, например, в дальности. А ведь именно из-за
дальности, как утверждают авторы фильма, Сталин заставил Туполева копировать
чужую машину, чтобы достать Америку.
Не ясно ли, кто создал ПЕ-8, и следующий самолёт
сделает не хуже. Зачем копировать?
Вопрос третий. Сравним характеристики ТУ-4 и
Б-29 (Справочник «Джейн». Знаменитые самолёты и вертолёты. - М.: Изд-во «Астрель»,
2002. И те же «Самолёты Страны Советов»). Взлётный вес Б-29 - 56 240 кг (у ТУ-4
- 60 000 кг), мощность двигателей 8 800 л.с. (у ТУ-4 - 9 600), скорость - 576
км/час (у ТУ-4 - 560), дальность - 5 230 км (у ТУ-4 - 5 000).
Разница - по каждой характеристике. Зачем, если
копировали один к одному?
Даже внешнее сходство самолётов ещё не
свидетельствует о заимствовании. Близость характеристик, общее назначение
нередко приводят к чисто внешнему подобию.
Возьмём из более поздних времён: ТУ-144 и
«Конкорд». Никто не отрицает их поразительного внешнего сходства, и также никому
не приходит в голову обвинять авторов этих машин в плагиате.
А в фильме утверждается, что Сталин запретил
отступать от Б-29 даже на йоту!
Вопрос четвёртый. В книге «Самолёты Страны
Советов» помещен пассажирский самолёт ТУ-70 с основными характеристиками ТУ-4, и
взлетел в том же 1947 году. И это при том аврале, что требовался от Туполева!
Копировать отнюдь не проще, чем делать новое. Если верить фильму, и Туполев, и
КБ, и заводы два года стояли на ушах и всё своё бросили.
Говорят, немецкие инженеры убедили Гитлера не
копировать советский танк Т-34. Они знали, что такое занятие - это смерть для
собственной танковой промышленности. Во время войны не грех стащить кое-какие
идеи у противника, но копировать можно только тогда, когда сам не имеешь ни
серьёзных традиций, ни технологий, то есть полный нуль и терять тебе нечего. Не
то чтобы содрать чужое изделие невозможно, но уж больно хлопотно!
Мог ли Сталин с его трезвым умом заставлять
Туполева копировать американскую машину?
Был случай в сталинские времена, когда мы строили
чужой самолёт, «Дуглас». Но это по лицензии, то есть купили всё, в том числе и
технологии. Но и купили потому, что не хотели отвлекать своих конструкторов от
создания боевых машин. А кончилась война, и сразу же появились свои - ИЛ-12,
ИЛ-14, ТУ-104...
Нет, в самолётах нам нечему было учиться у
американцев. Фильм о ТУ-4-Б-29 - явная «деза», рассчитанная на российскую
молодёжь.
Впрочем, лично для меня, даже если бы доказали, что
ТУ-4 - несамостоятельная конструкция, ничего бы не изменилось. Моё уважение к
советской авиационной промышленности не уменьшилось бы. Для технолога такое
копирование равнозначно подвигу!
Мало того, пока ты заимствуешь чужую машину,
конкурент делает новую и уходит вперёд. И коль ты несмотря на это всё же его
опередил (а кто спорит по результатам XX века в строительстве самолётов, что
американцы остались позади по самолётам вообще и тяжёлым машинам, в частности),
то честь тебе и хвала!
Но всё же рассчитывать на такой подарок, какой
преподнесла «демократическая» Россия своим конкурентам, не приходится.
Пятнадцать лет наши конструкторы не выдают на гора ничего нового, лишь повторяют
то, что сохранилось в заделах советского времени. Мы стоим на месте, и Запад
может спокойно передирать всё, в чём он отставал от нас иногда на десятилетия.
Одним словом, с какой стороны ни посмотри,
«Краденая мощь» - оскорбление памяти двух умных людей, Сталина и Туполева. Они
этого не заслужили от потомков!
Специалисты, конструкторы и авиаторы даже в этом
тенденциозном фильме, вспоминая прошлое, напирают на то, что стыдится нам
нечего. Советским, мол, не грех было скопировать удачную чужую машину, учитывая
наши потери в войне и вклад в победу над фашизмом. И это при том, что та же
Америка безбожно грабит Россию все последние пятнадцать лет. Воровство научных и
технических идей поставлено на поток, идёт по плану. А нам предлагают стыдиться
заимствования, сделанного по итогам мировой войны. Лучше бы сами постыдились
своего паршивого ленд-лиза: надо же, за пролитую кровь всего лишь отсрочка по
платежам!
Но заимствования-то не было! «Демократы» его
придумали. Вряд ли могут быть какие-то сомнения в этом.
Чтобы поставить точку в рассуждениях по поводу
фильма «Краденая мощь», позволю себе вспомнить развитие идеи дальних
бомбардировщиков после ТУ-4: ТУ-16, ТУ-22, ТУ-95, ТУ-160. Турбовинтовой ТУ-95
был принят на вооружение уже в 1956 году, а реактивный ТУ-160 («воздушный
терминатор», 44 мировых рекорда!) - в 1988 году.
В ряду ПЕ-8, ТУ-4, ТУ-16, ТУ-22, ТУ-95, ТУ-160 -
«четвёрка» стоит на своём законном месте, как этап в развитии фирмы и идеи,
которая привела, в конце концов, к ТУ-160. При взгляде на этот самолёт мне не
так жалко ТУ-144. Он тоже, в какой-то мере, послужил делу создания знаменитого
бомбардировщика. И в этом смысле достоин уважения больше, чем «Конкорд» с его,
казалось бы, благополучной гражданской судьбой.
Титановый корпус, вес 275 т, высота с трёхэтажный
дом, скорость 2200 км/час, потолок 15 км, но может летать и низко, применяясь к
изгибам поверхности: уникальная машина! РФ её уже не строит, а лишь
модернизирует! Однажды сообщили по ТВ о модернизации одной из них на Казанском
авиазаводе... Слава богу, хоть так.
Что было, не сумели сберечь. Из 21 ТУ-160,
базировавшихся в Прилуках (Украина), в Россию вернулись только 8 - после
восьмилетних (!) переговоров. Остальные, даже новые (44 часа налёта!), украинцы
разрезали под наблюдением американских военных. Как боятся штатовцы советской
военной техники! Правда, нельзя не заметить, для них дешевле заплатить
«квислингам» за уничтожение ТУ-160 на земле, чем сражаться с ними в воздухе! Это
разумно!
Американский В-1, с которым обычно сравнивают
ТУ-160, несёт бомбовую нагрузку вдвое меньшую (20 против 40 тонн) и имеет
скорость тоже вдвое меньшую, хотя и обходится американским налогоплательщикам
почти как к атомная субмарина, 280 млн. долларов за штуку. Наш, по слухам, всего
лишь 100 млн., но, тем не менее, намного лучше!
Война против России носит не только информационный
характер. Ещё не был забыт «Курск», а в сентябре 2003 года страна пережила новую
трагедию: погиб «Михаил Громов», один из гигантов ТУ-160. И вновь заметно
стремление начальства спрятать концы в воду: «объясняют», что двигатель
загорелся оттого, что на авиабазе его сменили сами, не захотели отправлять
самолёт на ремонтный завод. А почему не захотели? Не потому ли, что у авиаторов
нет денег? Но главное, отчего самолёт без бомбовой нагрузки взорвался сразу же,
как только загорелся двигатель?
В прежние времена первая мысль была бы о диверсии,
вспомнили бы, что идёт война, разобрались бы, почему в Саратовской области, в
непосредственной близости от стратегических объектов, уникальных, буквально
бесценных самолётов и ракет поселились и компактно проживают тысячи чеченцев. А
главное, что существует держава, которая спит и видит, как бы уменьшилась
русская воздушная мощь. С гибелью «Михаила Громова» стало на 1/15 меньше
стратегических возможностей у российской авиации. Кому выгодно?
Трудно поверить, что пожар в одном двигателе может
погубить такую серьёзную машину. Наверняка конструкторы рассчитывали, что в бою
она может получить и большие раны, и предусмотрели средства для борьбы с
ними.
Детский лепет, который преподнесли обывателю в виде
объяснения причин гибели уникального самолёта, поразителен...
Точно так же, как поразительно обвинение ТУ-4 в
плагиате! Вся история туполевских бомбардировщиков не дает основания для таких
инсинуаций.
И ведь не так безобидно, как может показаться на
первый взгляд. Всё-то надо Западу выставить русских дураками! Авось, и
привыкнем…
Ю. ШАБАЛИН, г. Тула
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200508/?08_6_2