"ЮМОРИСТЫ"

Apr 05, 2005 12:45


"ЮМОРИСТЫ"

Давно замечено, юмористы - люди серьёзные - шутят, не улыбаясь. Чем более постная физиономия у рассказчика, тем смешнее зрителям. Но, может быть, это наблюдение справедливо лишь для отечественного юмора?

В последние годы с Запада к нам пришла другая манера подавать смешное. К примеру, хохмой в американском кино считается потасовка с использованием для метания в противника тортов и других кулинарных изделий. При этом, чтобы не было сомнений, где надо смеяться, за экраном поощряют героев и зрителей гомерическим хохотом!

Нашему зрителю такие сцены и смех прежде были непонятны! Кто знает, не связано ли это с уважением соотечественников к хлебу насущному? Или у нас просто иной, нежели у янки, менталитет?

Не смешно русскому человеку и когда бьют убогого, обманывают простодушного, заколачивают деньгу на недотёпах! О культуре народа вполне можно судить по тому, над чем он смеётся. Судя по голливудским фильмам, американцам весело от перечисленного выше. И ещё от многого другого, не менее странного!

Весьма смешным считается застать человека за отправлением естественных надобностей или за переодеванием, сделать при людях нечто неприличное, например, испортить воздух. Метеоризм вообще стал темой некоторых американских фильмов. То, что должно показывать студентам-медикам, представляют обывателям в виде комедии!

Но бог с ними, с американцами! У них свой мир, свои представления о смешном, своя мораль, отличная не только от нашей, но и от европейской. Недаром появились в США римейки. Удачные комедии, вроде французских «Неудачников» с Ришаром, пересказывают на американский лад. Чем иным, как не тем, что европейский юмор непонятен янки, объяснить такое «творчество»?

Самодовольным заокеанским обывателям можно лишь посочувствовать: столетия обособленного от Европы существования, криминальные корни (известно, что среди первопоселенцев было много уголовников и вообще людей некультурных) сделали своё дело! Тем тревожней процесс заимствования американской «культуры», который столь успешно развивается в РФ. Загниванию российского кино и телевидения впору посвящать обширные исследования! Я поставил перед собой скромную задачу: показать этот процесс на примере популярного детского киножурнала «Ералаш». Он был вне конкуренции в моё время, да и сейчас по инерции сохраняет высокий рейтинг. Но надолго ли?!

Помните, с чего начинался советский «Ералаш»? «Мальчишки и девчонки, а также их родители, весёлые истории увидеть не  хотите ли? Весёлые истории экран покажет наш, весёлые истории в журнале «Ералаш»!» Услышав задорную мелодию, все бежали к телевизору и на 10 минут отключались от забот. Улыбки и смех сопровождали каждый новый сюжет!

Что же случилось с «Ералашем»? По привычке зрители ещё откликаются на знакомую музыку и собираются у экрана, но смеются от души лишь над старыми миниатюрами, которыми ТВ не забывает перемежать «Ералаш-лэнд». Винегрет из старых и новых сюжетов телевизионщики устраивают не от хорошей жизни. Только так можно поддержать уровень известной передачи.

Даже не все взрослые разбираются, где старое, а где новое. Ребёнку же этого совсем не понять: он смеётся, если смешно, и зевает, когда скучно! Впрочем, это и есть критерий качества!

Тем не менее детей постепенно учат новому юмору. Упорству господ грачевских можно позавидовать! И когда дети, наконец, станут воспринимать «Ералаш-лэнд», задача американизации подрастающего поколения будет выполнена! И потому нам не до смеха!

Над современным «Ералашем» людям, привыкшим к советскому, плакать хочется! Не то чтобы вовсе не смешной, но смех какой-то не такой (сдержанный, вымученный, неловкий?).

Так что же произошло с «Ералашем»? Художественный руководитель как был Борис Грачевский, так и остался, именитые актёры по-прежнему не отказываются участвовать, в средствах отказа нет - в программах ОРТ журнал всегда на видном месте.

Беда началась со смены названия: старый «Ералаш» в одночасье превратился в «Ералаш-лэнд»! Чувствуете разницу?! Смесь русского и американского: «Дисней-лэнд» - «Ералаш-лэнд». Помните замечание капитана Врунгеля по поводу превращения «Победы» в «Беду»: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт»? Вот и детский юмористический киножурнал после переименования поплыл в русле чужого для нас заокеанского юмора.

Несмотря на кажущуюся простоту миниатюры советского «Ералаша» отличались глубоким смыслом. Они и смешны, и поучительны. Авторы понимали, что смех не должен быть пустым. Искренний смех лучше любых нравоучений отвращает детские души от пороков. Проблема была в том, чтобы избежать назидательности. Но если дети смеялись, они незаметно усваивали уроки человеческой морали.

«Ералаш-лэнд» презрел не только назидательность, но и поучительность. Он оставил одно: рассмешить, неважно как - любым способом, хоть щекоткой! К счастью, искренний смех не может быть бессмысленным! Без смысла хохочут лишь идиоты!

За 15 «демократических» лет «Ералаш-лэнд» мог бы хоть раз по-настоящему рассмешить зрителя? Несмотря на все старания, этого не случилось! Нельзя сказать, что юмористы совсем разучились смешить людей. Но подменили дело халтурой - это точно. Эстрада нынче вообще напоминает спецподразделение зарубежной державы по оболваниванию отечественных зрителей! Смотришь трансляцию концерта - ни проблеска разума в глазах исполнителей и зрителей! Слава богу, наши дети пока ещё смеются, когда им действительно смешно, а взрослые, похоже, уже по команде, синхронно с закадровым хохотом. На эстраде преобладают шутки «ниже пояса» и основанные на эффекте неожиданности. В «Ералаше», по понятным причинам, первых ещё мало, в основном вторые. Из всего многообразия юмористических приёмов в ходу лишь самые простые. Грустно, не правда ли? Что делает с творческими людьми отказ от смысла в своей работе, в первую очередь от здравого смысла!

Для примера возьмём «Ералаш» от 27.11.2004 г. (хотя можно привести любой - не имеет значения).

«Мухлёж». Тинейджеры (воспользуюсь зарубежным словом, ибо эти дети больше похожи на американских), девочка и мальчик, играют в карты на поцелуи. Если девочка проигрывает, мальчик её целует. Девчушка помладше с интересом наблюдает, как мальчик жульничает, а партнёрша этого «не замечает». Когда ребёнок возмущается «мухлежом», девочка её выпроваживает, чтобы не мешала...

Чему посмеёмся? Наивности ребёнка или опытности тинейджеров? Кстати, деткам не более 12 лет! Не подать ли в суд на авторов миниатюры за развращение малолетних? Или так нынче принято? Согласно методике устранения ложной стыдливости? Для воспитания ранней сексуальности? А то в СССР секса не было, а всего лишь любовь!

«Опять двойка». Первые кадры: копия картины советского художника - понурый школьник, осуждающие домашние: опять двойка? Нет, пять! Сцена меняется в мгновение ока: богатый стол с тортом и фруктами, все в восторге. «Пять двоек!» - уточняет ребёнок. Немая сцена!

Что сказать об этом юморе? На уровне плохого анекдота! Назидательность картины, положенной в основу сценки, очевидна. Но есть ли хоть какой-нибудь смысл в новом сюжете? Подлинно - рассмешить щекоткой не хуже!

«Посторожить?» Подросток предлагает постеречь автомобиль. Хозяин отказывается - у него автосигнализация. Новоявленный «бендер» прокалывает недотёпе шины. А другому паркующемуся, глядя на пример, ничего не остаётся, как заплатить юному шантажисту за «охрану». Действие продолжается. Ловкач решил прокатиться на колесе обозрения. Ещё более юный соискатель лёгкого заработка предлагает уже ему постеречь велосипед, пока тот будет развлекаться. Старший неблагоразумно отказывается - он прикрепил машину к столбу цепью. Финал: «специалиста» побили его же оружием, ребёнок уносит колёса, а старший на высоте кусает локти! Мораль: будь начеку, всегда найдутся ловкие, которые обчистят тебя не хуже, чем ты это проделываешь с другими!

Авторы предлагают посмеяться не над плохим поступком, а над тем, как «вор у вора дубинку украл»! Когда я представил, к каким выводам могут придти дети от этой «поучительной» миниатюры, мне стало не до смеха!

«Завтра с родителями». Учительница требует от оболтуса привести родителей. Тот соображает и договаривается с юношей - ровесником учительницы. Молодые люди влюбляются, и провинности школьника уходят на задний план. Мальчик довольно потирает руки. Но в финале старший показывает ему кулак: только посмей теперь расстроить учительницу!

В этом сюжете предлагают посмеяться над недотёпой. Но, обратите внимание, целесообразность решения проблемы не подвергается сомнению. Скорее всего юный зритель и здесь решит, что надо действовать ловчее.

«Дай в глаз». Хитренький ребёнок просит приятеля поставить ему фингал: деньги, данные родителями на продукты, истратил не по назначению и хочет оправдаться, мол, хулиганы отняли. Но герою показалось, что приятель стукнул слишком сильно, и случается драка. В конце концов оба разошлись, украшенные синяками. И результат достигнут. К тому же приятель тоже может сочинить сказку родителям и что-нибудь умыкнуть из семейного бюджета.

«У меня освобождение». Мальчик вылетает из дверей школы и, опрокидывая всех на пути, несётся со скоростью чемпиона. В конце пробежки он сталкивается с директором. «Почему не на физкультуре?» - «У меня освобождение!»

Опять дурачок не сумел обмануть! Смотреть надо лучше!

«Яйца кончились». На паренька   сверху упало куриное яйцо, испачкало физиономию. Приятель полюбопытствовал, что случилось? Поставил его на то же место, где до этого стоял сам - опять прилетело яйцо. Подошёл третий - тот же результат. А на четвёртом осечка. Компания смотрит вверх - ничего не происходит. Что же испортилось? «Что, что, яйца кончились!» - высовывается из окна на третьем этаже сорванец.

Не то же ли это бросание тортами из голливудских комедий? Или не стремление рассмешить любым способом?

«Взрослые не врут». Бабушка уговаривает внука есть котлетки, мол, станешь большим. Тот решил проверить и стал их скармливать маленькой собачке. Старушка довольна, только и успевает жарить котлеты. После очередной из-под стола вместо собачонки вылезает огромный пёс. «Взрослые не врут!» - думает внучек, а бабуся в обмороке!

Смешок у зрителя разве что от неожиданности. У ребёнка же, который не часто видит котлеты на столе, смех может застыть в горле. Этот сюжет, как и предыдущие, явно рассчитан на перекормленных.

Из восьми миниатюр - ни одной нравоучительной! «Посторожить», «Завтра с родителями», «Дай в глаз», «У меня освобождение» поощряют ловчить, обманывать и смеяться над недотёпами. «Опять двойка», «Яйца кончились», «Взрослые не врут» смешат неожиданным финалом, смысла никакого, если не считать таковым воспитание дебилов. «Мухлёж» подвигает деток к ранней сексуальности. Ровесникам героев после этой миниатюры стыдно признаться, что они не целовались.

Если обратиться к советскому «Ералашу», в каждом сюжете спрятаны заповеди божьи: «не греши», «не укради», «не обижай ближнего», «не чревоугодничай» и пр. Отнеси их к кодексу строителей коммунизма или к народной мудрости, как ни назови, от этого они хуже не станут. Куда ж они пропали в «Ералаш-лэнде»? Обществу понадобились эгоисты, жулики, ловкачи, трусы, жадины? Нет таких пороков, к которым бы «Ералаш-лэнд» не отнёсся снисходительно.

Но, может быть, я выбрал для критики неудачный «Ералаш-лэнд»? Отнюдь! Возьмём ещё передачу «Мы делаем «Ералаш» от 25.12.2004 г. В ней авторы решили похвастать своими «успехами» и, наверное, представили лучшие миниатюры.

«Статическое электричество». Учитель физики показал детям, как наэлектризованная расчёска притягивает к себе полоски бумаги. Самый сообразительный воспользовался опытом, чтобы таким образом доставать деньги из карманов одноклассников. «Юмор» усиливается незапланированным эффектом - вслед за расчёской взлетает и юбочка у девочки, открывая детскую попку!

Что ж, эффект неожиданности вызывает улыбку зрителя - но и только! Миниатюра скорее предлагает восхищаться ловкачом, чем осуждать его.

«Коварство и любовь». Девочка отмечает с друзьями день рождения. В раковине копится грязная посуда, а самой мыть не хочется. Хитренькая сердцеедка таинственными намёками заставляет влюблённого в неё мальчика задержаться после ухода гостей. «Ты всё для меня сделаешь? Всё, всё? Закрой глаза!» А когда мальчик, трепеща, даёт обещание и открывает глаза - перед ним гора немытой посуды. Немая сцена!

Можно не продолжать - всё в том же духе! Если уж сами создатели считают эти миниатюры лучшими в своём творчестве, о чём ещё говорить?!

Для себя я попытался решить вопрос - купил видеокассету со старым советским «Ералашем» (три часа доброго светлого юмора) и показываю её внукам, когда они приходят в гости. Но это не выход из положения!

И моя статья взывает не к совести грачевских, а к соотечественникам: «Не пора ли разобраться не только с «Ералаш-лэндом», но и с самими «юмористами» и на телевидении, и на эстраде, и в жизни?!»

Ю. ШАБАЛИН, г. Тула

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200513/?13_7_2

Ю. ШАБАЛИН г. Тула, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО, 200513

Previous post Next post
Up