В НЕБЕСАХ МЫ ЛАТЕЛИ ОДНИХ
Решающий
вклад Красной Армии в победу над нацизмом и освобождение Европы
неоспорим, отметил председатель французской ассоциации ветеранов полка
«Нормандия-Неман» генерал Риссо. Во Второй мировой войне без Красной Армии
нельзя было и мечтать о победе, подчеркнул он. Генерал сделал небольшой экскурс
в прошлое. «Мы были на удивление тепло приняты в России и наш полк вошел в
историю не только потому, что отличился в боях в небе России, - сказал он. -
Нельзя забывать, что французы помнят, как Россия помогла Франции не только в
этой, но еще и в Первой мировой войне. Ее дивизии, которые храбро сражались на
Восточном фронте, возможно, спасли тогда Францию от поражения». Мы беседуем
с генералом на известной всей стране 132-й базе ВВС Франции близ Кольмара, где
дислоцированы два прославленных авиаполка - созданный в 1941 году в
Великобритании полк «Эльзас» и сформированный в Советском Союзе полк
«Нормандия-Неман». Первый воевал на западных фронтах вместе с авиацией
союзников. Второй - на восточном, начав свой боевой путь в небе над Россией и
ставший гордостью французских ВВС после войны. Вначале он назывался просто
«Нормандия», слово «Неман» было добавлено по личному распоряжению Сталина за
участие в освобождении Белоруссии, когда войска форсировали реку Неман. Полк
«Нормандия-Неман» был единственным в истории всех войн смешанным полком, который
состоял из французских летчиков и советских механиков, особо отметил мой
собеседник. «Двигаясь с востока на запад, именно наш полк первым из всех
французских частей вступил на германскую землю в ноябре 1944 года», - с
гордостью констатировал генерал. По его мнению, полк сыграл не только выдающуюся
роль в укреплении французско-советского братства по оружию, но и способствовал
признанию руководимой генералом де Голлем «Свободной Франции» в качестве
единственного законного представителя Французской Республики на международной
арене. «Трудно выделить какой-либо из боев всех битв Второй мировой, в
которых пришлось участвовать полку, - рассказывает генерал. - Особенно
тяжелыми были первые дни, когда пилотов было совсем мало. До сих пор не могу
забыть горечь утраты, когда после первого дня из боев вернулись всего девять
человек из четырнадцати. Особенно тяжело пришлось в битве за Орел и на Курской
дуге, в боях за Смоленск, когда нам пришлось отойти на переформирование, чтобы
пополнить личный состав. К тому времени «Нормандия-Неман» оставила уже заметный
след в небе войны и французские пилоты-добровольцы, находившиеся на Мадагаскаре,
в Индокитае, в Англии, в Джибути спешили влиться в наши ряды». Полк
«Нормандия-Неман» открыл новую страницу в истории отношений между двумя
странами, считает Риссо. За боевые заслуги его четыре летчика - Марсель Альбер,
Ролан де ла Пуап, Жак Андре и Марсель Лефевр /посмертно/ получили почетные
звания Героев Советского Союза. «Если после войны 1812 года французов
выставили за границы России казаки с пиками, то в 1945 году мы возвращались на
Родину на подаренных Сталиным советских «Яках», прощались с нашими советскими
товарищами как боевые друзья, как братья по оружию, - сказал в заключение
ветеран. - Впереди нас ждала триумфальная встреча в Париже, где наши асы на
советских самолетах продемонстрировали высочайшее мастерство пилотирования на
воздушном параде». Мы поддерживаем постоянные контакты с нашими товарищами
из ассоциации ветеранов «Нормандия-Неман» в России, и в мае собираемся в Москву
на 60-летие Победы, поведал в заключение беседы генерал Риссо. Нам удается
бывать и в российском одноименном полку, мы были и на похоронах нашего любимого
командира, генерала Захарова, в 1985 году. Каждый раз, когда мы приезжаем в
Россию и встречаемся с нашими братьями по оружию, мы вспоминаем пережитое и
наших боевых товарищей. «Наше братство по оружию и наша дружба прошли
проверку временем. До сих пор стоит перед глазами волнующий момент расставания с
советскими друзьями в июне 1945 года, последние напутственные слова генерала
Захарова, который за годы войны стал для нас, молодых пилотов, как отец. Этот
могучий и грозный с виду генерал не смог сдержать слез, когда знамя полка было
приспущено, а подаренные французам «Яки» взлетали с аэродрома в Эльбине и брали
курс на Запад».
Юрий УЛЬЯНОВСКИЙ
* * *
Подробности о британских летчиках, сражавшихся с «мессершмитами»
и «хенкелями» в небе над Кольским полуостровом, рассказал на страницах
«Бюллетеня Российско-британской торговой палаты» историк Марк Шеппард. В своей
статье автор обращается к эпизоду Великой Отечественной войны, когда Британия в
качестве нового союзника Советского Союза приняла решение предоставить помощь
военной техникой, в частности, направлять в Россию истребители «харрикейн». Для
помощи в сборке и эксплуатации боевых самолетов из состава британских летчиков и
техников была сформирована специальная группа «Бенедикт». В конце августа 1941
года первая партия «харрикейнов» была доставлена на аэродром Кег-остров под
Архангельском и 48 самолетов «Пи-40» - на остров Ягодник, а в первых числах
сентября передовая группа британских специалистов из 151-го авиакрыла прибыла в
Ваенгу с посадкой на базе «Африканда» под Кандалакшой и приступили к несению
боевого дежурства. У части орудий обнаружились неисправности с гашетками, и
поэтому было принято радикальное решение: с двух «харрикейнов» из каждой
эскадрильи были сняты по восемь исправных пушек и установлены на четырех других
истребителях с тем, чтобы каждый из них мог нести полный комплект вооружений.
Первый вылет «харрикейны» совершили 11 сентября двумя четверками. Каждую
сопровождал советский летчик на истребителе И-16, ознакомивший британских
летчиков с районом боевых действий. Первая встреча с врагом произошла несколько
дней спустя: два истребителя из звена «В» 81-й эскадрильи во время
патрулирования встретились в воздухе с германским «Фокке-Вульф-110» и обстреляли
его. Вскоре в первом бою британские летчики открыли счет воздушных побед: они
сумели сбить три германских истребителя, а четвертый получил серьезные
повреждения. В бою погиб британский сержант Смит, который не смог открыть фонарь
пилотской кабины и выброситься с парашютом. «Он стал одним из двух пилотов
королевских ВВС, погибших в бою в годы Второй мировой войны во время операций в
небе над Россией и был похоронен на Кладбище советских героев под Мурманском»,
- пишет Марк Шеппард. В течение сентября британские пилоты 134-й и 81-й
эскадрилий на истребителях «харрикейн» совершили целый ряд боевых вылетов. В их
обязанности также входило обучать советских летчиков. Среди первых советских
пилотов, летавших на этих самолетах, был Герой Советского Союза Борис Сафонов,
погибший в бою 30 мая 1942 года.
Юлия МАСТЮГИНА
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200517/?17_11_1