ЕСЕНИН-ДУНКАН И ДУНКАН-ЕСЕНИНА
В 1921 году они
встретились, соединились, оформив брак официально, и были вместе три года;
официального развода не оформляли. Сменили ли они советские взгляды на
антисоветские, убили ли их чекисты - размышляет в этой статье автор,
руководствуясь только фактами.
Айседора Дункан (1878-1927) родилась в США, жила там, а также - в Германии и
Франции. Неоднократно посещала Россию (1905, 1907, 1913), а потом жила в ней
(1921-1924).
Вот что рассказала газетам, российским и зарубежным, по
приезде в Москву в феврале 1921 года: «Нас сильно пугали. В Париже ко мне
пришли: бывший русский посол Маклаков и Чайковский, однофамилец гениального
русского композитора (глава правительства Северной России в 1918 г.,
созданного из русских белогвардейцев англичанами, оккупировавшими Мурманск и
Архангельск. - А.Г.). Так вот, оба они, а этот Чайковский даже встал
передо мной на колени, оба умоляли меня не ехать в Россию, так как я и Ирма
(ученица, приёмная дочь Айседоры) на границе будем изнасилованы, а если нам и
удастся доехать, то нам придётся есть суп, в котором плавают отрубленные
человеческие пальцы».
Нечего и говорить, что ничего подобного не произошло, а на
следующий после приезда день они обе были приняты наркомом просвещения
Луначарским и начальником Всеобуча Подвойским. «Я бежала из Европы от
искусства, тесно связанного с коммерцией», - заявила она этим двум видным
большевикам.
Весть о социалистической революции и перспективе культурной
революции для народных масс в России заставила богатую Айседору порвать свои
буржуазные связи и, несмотря на угрозы и репрессии её антрепренёров, приехать в
холодную и голодную Москву. Она сразу приступила к работе: поиск здания для
школы, набор учеников, преимущественно детей рабочих и крестьян. На первых порах
всё делала на свои личные сбережения. Она сразу вникла в нашу тогдашнюю бедность
и никогда не требовала ничего от Советской власти. «В центре миросозерцания
Айседоры стояла великая ненависть к нынешнему буржуазному быту», - напишет
позже в своих «Воспоминаниях» Луначарский.
И в главном у неё получилось. Созданная ею школа-студия танца
существовала до 1949 года (ею руководила Ирма).
Интересны такие факты. Через три дня после приезда в Москву её
пригласили на приём в Наркоминдел. Она выбрала туалет - от платья до туфель -
красного цвета:
«I am red!» («Я красная»). Почти через три года, когда она вместе с
Есениным будет выступать в Симфоническом павильоне в Бостоне (США), со сцены
крикнет в зал, где десять тысяч зрителей, то же: «I am red, red!» («Я
красная, красная!»).
Когда её называли «мадемуазель Дункан», она поправляла:
«Товарищ Дункан».
Через три труднейших года в России она скажет: «Приехав
сюда, я чувствую, что иду по тем путям, которые ведут в царство всеобщей любви,
гармонии, товарищества… Я презираю богатство, лицемерие и те глупые правила и
условности, в которых мне приходилось до того жить… Я считаю, что с тех пор, как
на Земле началось Христианство, большевизм является величайшим событием, которое
спасёт человечество».
Как после этого воспринимать белоэмигрантскую прессу,
кричавшую тогда, в 1923-1924 годах, что «Дункан - Дунька-коммунистка
продалась за баснословную цену большевикам», и сегодняшнюю «жёлтую» прессу,
которая ту, белоэмигрантскую, повторяет?
Сергей Есенин
(1895-1925). Вот факт малоизвестный. В 1916 году поэта призвали на службу в
санитарный поезд. Вскоре ему вырезали аппендикс и, освободив от строевой,
назначили писарем в Царское Село под начало штабс-капитана, порученца при
дворцовом коменданте, по фамилии Ломен. Накануне посещения императрицы с
дочерьми Ломен велел Есенину сочинить в их честь оду. Есенин сочинил, но не оду,
а стихотворение о страданиях солдата, умирающего в госпитале от ран, полученных
на фронте, - «В багровом зареве закат шипуч и пенен» (оно напечатано в
пятом томе сочинений Есенина, а его подлинник хранился - при Советской власти,
сейчас не знаю - в архиве Екатерининского дворца в г. Пушкино). За это
стихотворение Есенин был отправлен в дисциплинарный батальон (по дороге в
который дезертировал).
Когда 25 октября 1921 года они с Дункан регистрировались в
ЗАГСе, каждый взял двойную фамилию: Есенин-Дункан и Дункан-Есенина.
Вскоре они выехали на гастроли в Петроград, где остановились в
гостинице «Англетер», в номере 5, в котором через четыре года Есенин покончит с
собой.
В 1922 году они гастролируют в Берлине. Чтение стихов Есениным
- через переводчика - воспринимается не менее восторженно, чем танцы Дункан. А
вот что пишет из Берлина своему другу Есенин: «Германия… Здесь действительно
медленный и грустный закат, о котором говорит Шпенглер (немецкий философ,
автор книги «Закат Европы», 1922, русск. пер. в 1923. -А.Г.). Пусть мы
азиаты, пусть дурно пахнем, чешем у всех на виду седалищные щёки, но мы не
воняем так трупно, как воняют они. Никакой революции здесь быть не может. Всё
зашло в тупик, спасёт и перестроит их только нашествие таких варваров, как мы».
А ведь так и случилось после 1945 года, чёрт побери! Вот вам и Есенин, поэт «вне
политики»!
Между прочим, 13 мая 1922 года в берлинском кафе «Леон» Есенин
и Дункан после своих выступлений запели тогдашний советский гимн
«Интернационал». В кафе оказались белоэмигранты, они закричали «долой!» и
засвистели. Есенин вскочил на стул, крикнул «Не пересвистите» и продолжил вместе
с Дункан пение «Интернационала». Их горячо поддержало большинство
присутствующих, и белогвардейцы смолкли.
В 1923 году после нескольких месяцев гастролей в США они были
оттуда выдворены за «красную пропаганду», а Дункан к тому же лишена
американского гражданства. Уезжая, Дункан заявила: «Я не анархистка и не
большевичка. Мой муж и я являемся революционерами, какими были все художники,
заслуживающие этого звания. Каждый художник должен быть революционером, чтобы
оставить след в мире сегодняшнего дня». (На следующее утро почти все
американские газеты опубликовали эти её слова.) А Есенин сказал по возвращении в
Москву: «Сила железобетона и громада зданий стиснули мозг американца и сузили
его зрение». Ну, чем не современные слова! (Они были напечатаны в
«Известиях».)
Есть воспоминания друзей Есенина: «Айседора вдруг,
восторженно глядя на Есенина, воскликнула: «Он коммунист». Есенин усмехнулся:
«Даже больше». Это относится к началу 1924 года. А за 1924-1925 годы им были
созданы классические произведения: «Ленин», «Песнь о Великом походе», «Баллада о
двадцати шести», «Поэма о 36», «Анна Снегина», «Капитан Земли», «Русь уходящая»,
в которых его «коммунистичность», то бишь «партийность» (формально
беспартийного), проходит красной нитью. Таких «случайностей» не бывает. И никому
этого не удастся оспорить. Как и приписать ему «отступничество» от
коммунистической идеи. Враги пытаются брать «в помощь» его самоубийство. Но ведь
и этому есть объяснения, с которыми трудно не согласиться.
Ленин:
«История человечества
проделывает в наши дни один из самых трудных поворотов, имеющих необъятное...
всемирно-освободительное значение... Неудивительно, что на самых крутых пунктах
столь крутого поворота... кое у кого кружится голова, кое-кем овладевает
отчаянье...».
Есенин:
«Их мало с опытной
душой, кто крепким в качке оставался».
Горький:
«Есенин не столько
человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».
Маяковский
(комментируя
предсмертное стихотворение Есенина «В этой жизни умирать не ново, но и жить,
конечно, не новей»): «Сразу стало ясно, сколько колеблющихся этот сильный стих
подведёт под петлю или револьвер».
Алексей Толстой:
«Он горел во время
революции и задохнулся в буднях, он ушёл от деревни и не пришёл к городу».
Айседора Дункан:
«У
него была молодость, красота, гениальность. Неудовлетворённый всеми этими
дарами, его отважный дух искал невозможного... Протестую против легкомысленных
высказываний... Мы никогда не были разведены... Я оплакиваю его смерть с болью и
отчаянием».
В начале сентября 1927 года у Дункан было оформлено
гражданство СССР. Она собиралась выехать из Парижа в Москву. А за две недели до
этого в Ницце ей был задан вопрос одним из газетчиков: «Какой период Вашей
жизни Вы считаете величайшим и наиболее счастливым?». Она ответила:
«Россия, Россия, только Россия! Мои три года в России, со всеми их страданиями,
стоили всего остального в моей жизни, взятого вместе! Там я достигла величайшей
реализации своего существования. Нет ничего невозможного в этой великой стране,
куда я скоро поеду опять и где проведу остаток своей жизни».
(14 сентября 1927 года она погибла. Длинный шарф, один конец
которого был обмотан вокруг её шеи, другим концом попал под колесо автомобиля, в
который она только что села, чтоб ехать, мгновенно, при трогании с места
автомобиля, намотался на колесо и столь же мгновенно задушил её.)
Алексей ГОЛЕНКОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200539/?39_7_2