ПРОСТО РЕПЛИКА
Ю.М. Шабалин в ответе на мою заметку об истории создания Ту-4
упрекает меня в отсутствии серьёзных аргументов и в том же , по сути дела,
обвиняет и П.А. Агаджанова.
Дело в том, что Павла Артемьевича я знал хорошо, будучи его
заместителем по заведыванию кафедрой. И несмотря на то, что я не был в то время
даже доцентом, он и мои коллеги по кафедре - профессора и доценты - безусловно
мне доверяли. Я говорю это не ради хвастовства, но для того, чтобы сказать, что
авторитет и безукоризненные человеческие качества П.А. Агаджанова порождали
взаимное доверие к его решениям. Поэтому-то я и сделал ссылку на его рассказ,
зная, что в нём не было неправды, тем более, что он сам решил нам специально
рассказать об истории создания Ту-4. И мне, честно говоря, обидно читать строки
Ю.М. Шабалина о его рассказе как о каких-то слухах. Да и кое-что я и ранее
слышал от своих друзей по учёбе в МАИ, да и сам, как уже писал, держал в руках
соответствующее моему профилю оборудование. П.А. Агаджанов рассказывал нам и о
тех процессах, о которых пишет Л.Л. Кербер, не упуская некоторых смешных
случаев. Я не помню сейчас, присутствовал ли П.А. Агаджанов при беседе
А.Н. Туполева с И.В. Сталиным, но характер беседы он нам образно представил.
Ю.М. Шабалина смущает такой характер. Так я рекомендую почитать о подобном в
воспоминаниях А.Т. Рыбина, личного телохранителя И.В. Сталина.
Помилуйте, Ю.М. Шабалин, я вовсе не защищаю фильм «Краденая
мощь», его я и не видел, поэтому в моей заметке нет ни слова о нём, есть только
критика позиции автора в его статье со ссылкой на ту информацию, которая мне
известна. Мне как-то смешно читать строки Ю.М. Шабалина о том, что создание Ту-4
как копии В-29 могло быть лишь устной прихотью И.В. Сталина, и, кроме того,
нецелесообразной. Я повторяться не буду: о целесообразности в разных аспектах я
писал, ну а в статье
Л.Л. Кербера дополнительно пояснена официальная сторона дела и его
целесообразность. Уважаемый Ю.М. Шабалин сам ведь пишет, что занимался
скрупулёзным исследованием образцов зарубежных боеприпасов, результатом которых
были пухлые отчёты об изделиях в десяток-другой деталей. И всё? Только отчёты, а
зачем? Чтобы убедиться в отсутствии преимущества перед своими изделиями? Но
ведь это - тоже учёба со своими результатами.
Да, конечно, трамвай построить - не ишака купить: В-29 это не
десяток-другой деталей. Тут учёба-то куда обширнее, включая боеприпасы. И
затрагивает множество множеств разнообразных производств, целый промышленный
комплекс. Это - о целесообразности. И можно ли делать вывод на основе
десятка-другого деталей о целесообразности учёбы в сфере огромного комплекса?
О каком «воровстве» может идти речь, если у тебя в руках
изделие вовсе не ворованное и вовсе не устаревшее и ты сам, своими технологиями,
делаешь точно такое же? Вот пример. Передо мной схема приёмника, опубликованная
в журнале «Радио» или в брошюре массовой библиотеки. Я сам на её основе собираю
приёмник: мотаю катушки, достаю или покупаю конденсаторы, лампы, панели, что-то
делаю сам, руководствуясь написанным в источнике, хожу в радиоклуб, смотрю,
учусь, как делают другие… Что это - воровство? Нужно было кому-то в «Краденой
мощи» бросить тень на создателей Ту-4, так это - не новость у наших «патриотов»
с их последним прибежищем. Мне как-то тихо наплевать на этих, в прибежище. Но я
читаю Ю.М. Шабалина и вижу, что он по-своему, но их поддерживает, говоря: если
скопировали, то, значит, украли. Вот мой приятель-художник копирует картину
(Караваджо, кажется) «Осенний праздник в Риме». Есть копии античных статуй в
Пушкинском музее. Воруют, - скажет Ю.М. Шабалин? Нет, - скажу я, - учатся
искусству прекрасного, чтобы суметь сделать и лучше. Только и всего. Л.Л. Кербер
и подтверждает это - другими словами, но как и П.А. Агаджанов.
В.Н. ДИВЕЕВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200540/?40_6_3