О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Oct 04, 2005 12:51


О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Казалось бы, о правах человека мы знаем все. И все же ни один современный закон, ни одна национальная конституция, ни один учебник не имеют четкого определения понятия «права человека». Каждый из нас вкладывает в термин «права человека» свой смысл. Между тем, это не имеющее своего определения понятие лежит в основе Устава Организации Объединенных Наций и законодательства многих стран мира.

Так что же такое «права человека»?

Ответ на этот вопрос можно найти в книге советского и американского правозащитника М. Малинина «Заметки советского диссидента о правах человека», выпущенной в 2005 году нью-йоркским издательством «Gitel Publishing House, Inc.».

Излагая историю возникновения и развития прав человека на основе изучения юридических актов Великой французской буржуазной революции конца восемнадцатого века, откуда и происходит сам термин «права человека», автор приходит к выводам, которые в корне меняют устоявшееся представление о правах человека как о правах и свободах отдельной личности.

Под правами человека французская революция понимала не состояние личности, а состояние общества, основную идею, при помощи которой формируются представления об обществе и государстве.

Во время французской революции 1789-1795 годов была отвергнута идея происхождения политической власти от Бога. В результате королевская власть во Франции законодательно утратила божественное происхождение, король из помазанника Божьего превратился в номинального главу исполнительной власти. Бывшая государственной католическая церковь была отделена от государства, ликвидированы все сословия и сословные привилегии.

В новой конституции правовая организация общества строилась уже не на тезисе о том, что мир создан Богом, а исходя из новых принципов равенства, свободы, безопасности и собственности. Под «собственностью» понималась не частная собственность, связанная с эксплуатацией человека человеком, а право каждого человека «пользоваться и распоряжаться своим достоянием, своими доходами, плодами своего труда и своего мастерства».

Принципы равенства, свободы, безопасности и собственности были записаны в декларациях прав человека и гражданина, и эти декларации вошли в конституции Франции 1791, 1793 и 1795 годов. Таким образом, права человека обозначили принципиально новое осмысление человека, общества и государства, пришедшее на смену Божественной доктрине.

Надо сказать, что отрицание Божественного начала проникло не только в философскую и юридическую мысль, но и в естественные науки, то есть еще до появления книги Ч. Дарвина «Происхождение видов». Широко известен случай, когда известный французский астроном Лаплас подарил Наполеону свои книги по астрономии. Император спросил ученого: «Почему в своих работах вы не упоминаете имени Бога?» На что Лаплас ответил: «Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе».

С восстановлением во Франции монархии произошел отход от революционной идеологии прав человека к идее Бога. Позднее, в 1830-е годы, содержание прав человека стали смешивать со старой, Божественной доктриной. В конституции Франции появилась идея братства, то есть происхождения людей от одного Бога. Это искажение перешло в Устав Организации Объединенных Наций и на него не обращали внимания, пока не вышла книга «Заметки советского диссидента о правах человека».

Более того, предпринимались попытки переписать историю прав человека.

Так, Уинстон Черчилль в своей известной фултонской речи 1946 года утверждал, что права человека происходят якобы от английской Великой хартии вольностей 1215 года короля Иоанна Безземельного и других английских актов. Это утверждение У. Черчилля не соответствует действительности, так как в указанных им документах не только нет термина «права человека», но и самый характер актов, перечисленных Черчиллем, носит сословный, избирательный характер, распространяется на определенные группы населения в порядке изъявления королевской милости к подданным и определяется Божественной концепцией мироздания, что не согласуется с концепцией прав человека, созданной в период Великой французской буржуазной революции.

Автор книги «Заметки советского диссидента о правах человека» М. Малинин прослеживает путь, по которому развивалось и изменялось, вопреки первоначальному смыслу, понятие прав человека.

В частности, интерес представляет связь прав человека с так называемым диссидентским движением в СССР и современными революционным и правозащитным движениями в странах бывшего Советского Союза.

В свете прав человека в книге по-новому выведены фигуры советских диссидентов - генерала П. Григоренко, Е. Анцупова, М. Зотова, А. Сахарова, А. Солженицына и других, современное инакомыслие в России и в США.

Публикация книги бывшего председателя Американского общества бывших советских политзаключенных М. Малинина «Заметки советского диссидента о правах человека» является вкладом в развитие мировой современной общественной мысли о правах человека.

А. ПЕТРОВСКИЙ

Книгу «Заметки советского диссидента о правах человека» можно приобрести в старейшем в Нью-Йорке книжном магазине русскоязычной общины «Черное море» и других магазинах, расположенных в районе Брайтон Бич Авеню.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200540/?40_4_2

А. ПЕТРОВСКИЙ, 200540, ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ

Previous post Next post
Up