О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Казалось бы, о
правах человека мы знаем все. И все же ни один современный закон, ни одна
национальная конституция, ни один учебник не имеют четкого определения понятия
«права человека». Каждый из нас вкладывает в термин «права человека» свой смысл.
Между тем, это не имеющее своего определения понятие лежит в основе Устава
Организации Объединенных Наций и законодательства многих стран мира.
Так что же такое «права человека»?
Ответ на этот вопрос можно найти в книге советского и
американского правозащитника М. Малинина «Заметки советского диссидента о правах
человека», выпущенной в 2005 году нью-йоркским издательством «Gitel Publishing
House, Inc.».
Излагая историю возникновения и развития прав человека на
основе изучения юридических актов Великой французской буржуазной революции конца
восемнадцатого века, откуда и происходит сам термин «права человека», автор
приходит к выводам, которые в корне меняют устоявшееся представление о правах
человека как о правах и свободах отдельной личности.
Под правами человека французская революция понимала не
состояние личности, а состояние общества, основную идею, при помощи которой
формируются представления об обществе и государстве.
Во время французской революции 1789-1795 годов была отвергнута
идея происхождения политической власти от Бога. В результате королевская власть
во Франции законодательно утратила божественное происхождение, король из
помазанника Божьего превратился в номинального главу исполнительной власти.
Бывшая государственной католическая церковь была отделена от государства,
ликвидированы все сословия и сословные привилегии.
В новой конституции правовая организация общества строилась
уже не на тезисе о том, что мир создан Богом, а исходя из новых принципов
равенства, свободы, безопасности и собственности. Под «собственностью»
понималась не частная собственность, связанная с эксплуатацией человека
человеком, а право каждого человека «пользоваться и распоряжаться своим
достоянием, своими доходами, плодами своего труда и своего мастерства».
Принципы равенства, свободы, безопасности и собственности были
записаны в декларациях прав человека и гражданина, и эти декларации вошли в
конституции Франции 1791, 1793 и 1795 годов. Таким образом, права человека
обозначили принципиально новое осмысление человека, общества и государства,
пришедшее на смену Божественной доктрине.
Надо сказать, что отрицание Божественного начала проникло не
только в философскую и юридическую мысль, но и в естественные науки, то есть еще
до появления книги Ч. Дарвина «Происхождение видов». Широко известен случай,
когда известный французский астроном Лаплас подарил Наполеону свои книги по
астрономии. Император спросил ученого: «Почему в своих работах вы не
упоминаете имени Бога?» На что Лаплас ответил: «Сир, я не нуждаюсь в этой
гипотезе».
С восстановлением во Франции монархии произошел отход от
революционной идеологии прав человека к идее Бога. Позднее, в 1830-е годы,
содержание прав человека стали смешивать со старой, Божественной доктриной. В
конституции Франции появилась идея братства, то есть происхождения людей от
одного Бога. Это искажение перешло в Устав Организации Объединенных Наций и на
него не обращали внимания, пока не вышла книга «Заметки советского диссидента о
правах человека».
Более того, предпринимались попытки переписать историю прав
человека.
Так, Уинстон Черчилль в своей известной фултонской речи 1946
года утверждал, что права человека происходят якобы от английской Великой хартии
вольностей 1215 года короля Иоанна Безземельного и других английских актов. Это
утверждение У. Черчилля не соответствует действительности, так как в указанных
им документах не только нет термина «права человека», но и самый характер актов,
перечисленных Черчиллем, носит сословный, избирательный характер,
распространяется на определенные группы населения в порядке изъявления
королевской милости к подданным и определяется Божественной концепцией
мироздания, что не согласуется с концепцией прав человека, созданной в период
Великой французской буржуазной революции.
Автор книги «Заметки советского диссидента о правах человека»
М. Малинин прослеживает путь, по которому развивалось и изменялось, вопреки
первоначальному смыслу, понятие прав человека.
В частности, интерес представляет связь прав человека с так
называемым диссидентским движением в СССР и современными революционным и
правозащитным движениями в странах бывшего Советского Союза.
В свете прав человека в книге по-новому выведены фигуры
советских диссидентов - генерала П. Григоренко, Е. Анцупова, М. Зотова, А.
Сахарова, А. Солженицына и других, современное инакомыслие в России и в США.
Публикация книги бывшего председателя Американского общества
бывших советских политзаключенных М. Малинина «Заметки советского диссидента о
правах человека» является вкладом в развитие мировой современной общественной
мысли о правах человека.
А. ПЕТРОВСКИЙ
Книгу «Заметки советского диссидента о правах человека» можно
приобрести в старейшем в Нью-Йорке книжном магазине русскоязычной общины «Черное
море» и других магазинах, расположенных в районе Брайтон Бич Авеню.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200540/?40_4_2