БОНДАРЕНКОВЩИНА
1
Наша
литература больна таким явлением, как бондаренковщина. Есть у нас литераторы,
чаще всего критики, которые всеми силами пытаются соединить несоединимое:
патриотов с демократами, либералов с националистами, русских с евреями. При всей
бесперспективности осуществления такого желания они занимаются этим делом
последние лет двадцать. Никакого примирения непримиримого и никакого соединения
несоединимого, конечно же, не происходит, наоборот, с каждым годом только
усиливается размежевание и все более обнажается моральная, духовная,
идеологическая несовместимость нас, русских патриотов и националистов, с ними -
с еврейскими либералами и демократами. И тем не менее то и дело в наш лагерь
буквально насильно впихивают чужеродные элементы, имеющие весьма условное
отношение к русской литературе.
Зачем это
делается? Понять не так уж и трудно. Очень хочется подобным критикам, во-первых,
прослыть этакими миротворцами-конформистами, собирающими воедино и якобы
обихаживающими широкое поле русской словесности. Поле, на котором, по их словам,
есть место для всех цветов. А во-вторых, скорее всего эти критики-конформисты
лелеют надежду отхватить себе каких-либо сладеньких плодов с другого, с
либерального поля, куда нас, патриотов и националистов, на километр не
подпускают.
Уж как
тужится В.Бондаренко примирить нас с этой хитроватой публикой, работающей на два
фронта и снимающей урожай с двух литературных полей! Например, Лев Анненский,
один из идеологов либерально-интеллигентской тусовки, просто не сходит со
страниц «Дня литературы». Тут и его же, Бондаренко, многословные статьи о
«творчестве» Бродского, Рейна, Мориц, Шкляревского, бездарной Витухновской и
т.п. Но можем ли мы доверять этим «данайцам», приносящим нам свои чаще всего
отравные плоды, взращенные на чужом и чуждом нам псевдокультурном поле? Никогда
они не станут нам родными, никогда они не будут нам друзьями. Корни и почва у
нас с ними разные, и питаемся мы разными соками.
Критики
эти (соединители несоединимого) в основном - полукровки в прямом смысле этого
слова. И цель их - сделать нас тоже полукровками, но в смысле нравственном и
духовном. Советский период нашей литературы показал: можно лишь какое-то время
дурить всех интернациональной идеей «дружбы народов». Но при первом же серьезном
кризисе (экономическом, политическом, национальном и т.д.) идея эта рассыпается
в прах. Национальные чувства у любого народа и в любой культуре (если, конечно,
у данного народа есть своя культура) рано или поздно берут свое, выступают на
первый план. Любые искусственно создаваемые псевдокультурные химеры в конце
концов откатываются на обочину культуры истинной. И никакой бондаренковщине при
всей ее активности не удастся соединить несоединимое, никогда ей не превратить
нас в духовных полукровок.
Тот, кто
еще наивно надеется на наш союз с ними, с либеральными «данайцами», пусть
спросит их об отношении к Сталину, к Шолохову или, например, к письму в
Генпрокуратуру о запрещении деятельности еврейских религиозно-экстремистских
организаций. Их ненависть не позволит им притвориться лояльными. Общего взгляда
и общего чувства мы с ними не достигнем ни при каких условиях.
И вот еще
что важно. Многое из того, о чем пишет Бондаренко, носит неискренний характер,
делается ради саморекламы и самоутверждения. Он словно торопится сказать обо
всем, отработать любую тему, чтобы не опередили другие. И потому неискренность
его всегда читается между строк. Так, в одном месте он может пафосно говорить о
Православии в беседе с митрополитом Иоанном (Снычевым), а в другом - высмеивать
тех, кто ходит сегодня в церковь. В одном месте он может с придыханием говорить
о Георгии Свиридове, а в другом - с не меньшим заискиванием беседовать с
либеральным полукровкой Ю.Поляковым.
Вот эта
всеядность, нахватанность, вот это торопливое многословие, идущее не от сердца,
а от тщеславного желания застолбить тему, и заразило нашу литературу болезнью
под названием бондаренковщина.
2
Как ни
откроешь «День литературы», так тут же и наткнешься на очередную бондаренковскую
нелепицу: «…после грубого отторжения Украины от России… не Хатюшин и не
Валентин Сорокин, а Иосиф Бродский оказался единственным поэтом, который
возмутился этаким «мазепством» наших братьев по крови и предвидел будущее…».
Конечно,
заокеанское творчество единственного «провидца» Иосифа Бродского давно
уже застит глаза неистовому «разоблачителю» перед морем русской поэзии. И хотя
имена Хатюшина и Валентина Сорокина не дают ему покоя, следить за их творчеством
нет у него ни желания, ни времени. Но придется указать ему на серьезные
неточности в его амбициозных и лживых утверждениях. Еще до развала СССР,
12 июля 1991 года, то есть до отторжения Украины от России и объявления ее «незалежности»,
мной было написано стихотворение «Волчий мир», в котором сказаны такие слова:
И гонит в
шею русского грузин,
и предает Россию Украина…
В 1992
году это стихотворение было напечатано в моей книге «Русская кровь», кстати
сказать, подаренной мною В.Бондаренко. Я уж не говорю о том, сколько раз тема
предательства Украиной интересов России за последние 15 лет поднималась в моих
статьях. И все равно, по убеждению этого кичливого демагога, среди поэтов только
один Бродский «предвидел будущее»…
Что ж,
ничего страшного и даже ничего странного нет в том, что В. Бондаренко не
равнодушен к «еврейцу» Бродскому. Он имеет право на такую слабость. Но откуда в
нем эта прямо-таки клокочущая ненависть к другим, мыслящим иначе? Не понимает
исписавшийся критик, что подобными выпадами против русских поэтов он
компрометирует себя, а не других.
Нет,
видимо, не случайно Татьяна Глушкова его на дух не принимала… Ей он отомстил
через статью о Ю. Мориц, а мне мстит за Татьяну до сих пор.
В статье
о Т.Глушковой, напечатанной после ее смерти, Бондаренко сказал о каких-то ее
«многочисленных любовниках». Какая наглая, бесцеремонная чушь! Он прекрасно
знает, что Татьяна последние тридцать лет своей жизни была тяжело больна. Какие
любовники?! Во время обострения болезни она ходить не могла, а я по нескольку
раз среди дня и ночи делал ей обезболивающие уколы. Ничем, кроме как тупой
ненавистью к нам с нею, не объяснить этой ядовитой и высокомерной
бесцеремонности. Пора бы уже о душе подумать, а он всё счеты сводит.
Казалось
бы, я в его же газете принес публичное извинение Елене Сойни за то, раздутое им,
недоразумение, связанное с ее стихотворением. Но нет, этого Бондаренко
показалось мало. И он решил на все двести процентов использовать повод для
разглагольствования на такую сладостную для него тему. Тут он разгулялся вволю,
благо, что хозяин-барин в своей газете, - дал выход всему своему накопившемуся
презрению, всей своей ненависти и желчи, всей своей невысказанной мести. Но
теперь уже - от имени «провинциальных русских поэтесс» и «всех провинциальных
поэтов».
И в
мировой, и в русской поэзии подобных недоразумений - сотни. Но как же упустить
такой случай и не раздуть из мухи слона? Главное - есть повод для развенчивания,
для уничтожения, для затаптывания того, кто посмел критически тронуть столь
болезненно самовлюбленного, непогрешимого Бондаренко…
Критик ты
наш драгоценный, пойми, наконец, главное в своей жизни: никогда тебе не быть
художником, поэтом, писателем в истинном смысле этого слова. Многие пытались
«закрыть», уничтожить (физически и морально) Хатюшина и Валентина Сорокина. Ни у
кого не вышло. Не выйдет и у тебя. И довольно корчить из себя защитника Юрия
Кузнецова. Сколько можно заниматься пустой демагогией! Он в твоей защите не
нуждается. Ты влез в спор поэтов и все испохабил, перевел серьезный разговор в
кухонную перебранку. Знай свое место в литературе - место обслуживающего
персонала.
Валерий ХАТЮШИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200541/?41_7_4