ТЩЕТА КРИТИКИ
Как в искусстве самый низкий жанр - эстрада, так и в
литературе самый низкий жанр - критика. И пусть В.Бондаренко не обольщается
сознанием, что «критика - это литература!» («Завтра», №33, 2005), так как она
(критика) призвана не создавать, не творить подлинную литературу, а обслуживать
ее.
Лишь малоодаренные литераторы, вступившие на критическую
стезю, то есть не художники по своей природе, задерживаются на этой стезе
надолго. Талантливый человек не может не развиваться, не расти творчески и
духовно. И потому многие из тех, кто занимался когда-то критикой и
литературоведением, пошли дальше, вырвались из узких литературно-критических
оков. Одни посвятили себя историческим исследованиям (Кожинов), другие ушли в
историко-философскую публицистику (Глушкова, Казинцев). Они научились видеть
шире и глубже, их стали волновать более серьезные, более глобальные проблемы,
вставшие перед страной. А критика была для них всего лишь стартовой площадкой в
мыслительной работе. Бондаренко же не захотел или не сумел свернуть с наезженной
колеи. Да и, видимо, незачем ему было: набил руку на легковесной писанине, да и
газету получил для себя - зачем что-то менять?
Вот и клепает он статью за статьей про всех подряд - от И.
Тюленева до Е. Рейна. Уже до пенсионного возраста дожил, а все нахваливает
еврейских бездарей и русских графоманов. Не надоело, Владимир Григорьевич? Или
ничего другого делать не умеешь? Что, очень хочется хоть каким-то боком
зацепиться в литературе? Не отсюда ли это твое самовнушение: мол, без критики не
было бы литературы. Надо же додуматься до такого!
Да, я и сам писал критические статьи, вызывавшие, кстати
сказать, острую полемику и скрежет зубовный у наших идеологических противников.
Хотя критиком никогда себя не считал. Сказал всё, что хотел сказать в этом
жанре, и ушел в публицистику, потому что в стране начались великие трагические
события. В литературе к тому времени уже никаких великих событий не происходило,
ни в поэзии, ни в прозе. Страна погибала, враг изнутри раздирал Родину, а
большинство российских писателей продолжало что-то трусливо мямлить Бог знает о
чем, но только не о постигшей нас катастрофе. А о внутренних врагах Родины они
до сих пор боятся правду сказать. Между прочим, это является и причиной и
фактором того, что народ позволил нашим врагам разрушить страну.
Какая сейчас может быть литературная критика?! И дело даже не
в том, что не создано в последние годы великих произведений. Беда современной
литературы в другом: она все еще живет по старинке, смотрит на мир и оценивает
его через прошлые, советские представления. Она пока еще не способна точно
отразить произошедшее с нами и со страной. Современные писатели за редким
исключением боятся говорить всем видимую правду, не решаются называть вещи
своими именами. «Зачем мне это надо? - думают многие. - Не дай Бог войти в
список одиозных авторов, тогда совсем кислород перекроют… Пусть там Хатюшин с
Борисом Мироновым врагов России по именам называют, а мы посидим в кустиках,
подождем, когда власть сменится». И лудят стихотворцы, как тридцать лет назад,
безобидные стишата про березки, про облака, про речку и деревенских петухов, а
кто-то и про Париж… И журналы с удовольствием их публикуют - проблем меньше. А
писательские организации с такой же легкостью раздают им премии. Ну не смешно ли
это - премия Александра Невского за стишки про осинки и лопухи?
Это как если бы Москва была взята нацистской Германией, а
российские писатели спокойно обсуждали бы проблемы литературной критики,
которая, в свою очередь, благоволила бы к прозаикам и поэтам, восхищающимся
красотами природы. А ведь «пятая колонна» демократов сделала все то, что мечтал
сделать на нашей земле Гитлер.
Тридцать лет назад можно было и критиковать, и поддерживать
подобную поэзию, забиваемую безродными «метафористами». Но сейчас-то какой в ней
прок на фоне убывания населения по миллиону в год? В скором времени все эти
березки и речки перестанут нам принадлежать, ни деревень не будет, ни петухов. И
нужно, наконец, понять, что при подобной приспособленческой литературе,
сторонящейся народного горя и не решающейся говорить о главном, власть не
сменится.
Так вот и приходится Бондаренке из статьи в статью прославлять
Бродского и Юнну Мориц, присовокупив к ним Ю. Кузнецова да вытащенного недавно
из небытия полуграмотного стихоплета Олега Григорьева. Ну не разбирается наш
«критик» в поэзии, не дано ему это. Но очень хочется закрепиться в литературе,
точнее, как сказал о нем когда-то В. Бушин, «всосаться» в нее.
Мне скажут: есть Проханов, есть Распутин и Личутин… Да, есть.
Хорошие, сильные писатели. Да только давайте честно скажем: великих произведений
они не создали. Крепкая распутинская повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» все же
главных врагов страны не показывает, молчит о них. И такова, к сожалению,
тенденция всей современной литературы - молчать о главном. А отслеживать в наше
время так называемый «литературный процесс» - удел критических
посредственностей. Пусть они этим и занимаются.
Лучшая, наиболее серьезная критика исходит из-под пера самих
прозаиков и поэтов. Примерами тому служат многие критические работы А. Байгушева,
В. Сорокина, С. Куняева, Е. Ованесяна, И. Штокмана, а в недавнем прошлом - Т.
Глушковой,
Е. Лебедева, Н. Котенко. Кстати, ни одно из этих имен в качестве положительных
примеров Бондаренко не назвал в своей статье. И уже даже в этом видна его
необъективность.
Художникам в истинном смысле этого слова не нужно суетиться,
не нужно спешить с оценками, их критические работы, как правило, лишены
тенденциозности и, одновременно, не являются для них смыслом жизни. Они способны
оценить произведение именно взглядом художника, и потому их взгляд всегда
интереснее мнения чистого критика.
Наша литература находится в каком-то двусмысленном положении:
с одной стороны, все понимают, что произошло и что происходит с нами и со
страной, но, с другой стороны, писать об этом - лучше не надо. Потому что,
видите ли, власть нам может отказать в премиях. И при этом хотим признания
народа…
Критика становится литературой лишь тогда, когда есть эта
самая Литература с большой буквы. Когда же ее нет, то критика превращается в
никчемную поденщину, скатывается до вымученной рецензионной болтовни, которую
никто не читает.
В.
ХАТЮШИН,
hat-valeri.narod.ru
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200549/?49_7_2