ВОЕННЫЕ НУЖДЫ
Изучение экономики в России не обходится без затрагивания
такой темы как расходы на военные нужды. Это находит свое отражение в изучении
кривой производственных возможностей, где производству пшеницы
противопоставляется производство танков. Причем отстаивается мнение о том, что
производство этой самой пшеницы должно быть как можно больше, а производства
танков как можно меньше. Это, по мнению многих экономистов, должно привести к
росту благосостояния. Поскольку, на их взгляд, возрастет производство
потребительских товаров. В качестве примера приводится Швеция либо Япония.
Проведем сравнение:
- для обороны 450 тыс. км2 Швеция тратит 4,6 млрд. $ ежегодно;
- Япония для обороны 372 тыс. км2 тратит 41 млрд. $;
- Россия же для обороны 17075 тыс. км2 тратит всего 4,5 млрд.
$.
Поэтому приводить в качестве примера Швецию или Японию, мягко
говоря, некорректно.
Такой подход со стороны пацифистски настроенных экономистов
вызван субъективными причинами. Поскольку рост производства потребительских
товаров должен привести к тому, что количество благ в расчете на одного человека
должно возрасти, в том числе и для этих самых экономистов. Рост собственного
потребления в этом случае является ключевым фактором, на основе которого
делаются выводы.
Затраты на военные нужды обуславливаются не тем, что их должно
быть как можно меньше, а следующими причинами:
1. Стратегией государства;
2. Теми средствами, которые государство может себе позволить
тратить на эти цели.
Ниже приведен ряд стратегий развития и для каждой из них дана
характеристика военных расходов.
1). Подчинение другому государству - расходы на военные нужды
отсутствуют или очень малы. Оно и понятно, что стране, которой вы подчиняетесь,
не нужны неприятные сюрпризы. Хотя могут быть исключения как, например,
Люксембург, где военные расходы носят характер своеобразной дани США в лице
блока НАТО.
2) .Сам по себе - военные расходы сводятся к расходам на
оборону и поддержание правопорядка. В настоящее время такой вариант возможен
только для стран с неразвитой экономикой наподобие островов-государств в Тихом
океане.
3). Захват лидерства в регионе (неважно экономическим,
политическим или военным путем) - высокие военные расходы. Высокие расходы на
военные нужды требуются для беспрепятственного решения геополитических и
экономических проблем государства в регионе.
4). При захвате мирового лидерства или при непосредственной
военной угрозе военные расходы максимальны. Как говориться, комментарии излишни.
В свою очередь средства, которые государство может себе
позволить направить на военные цели зависит от состояния и развития экономики.
Что в свою очередь зависит от плотности населения и уровня производительности
труда.
Плотность населения обуславливается социальными причинами
(демография является лишь следствием, ведь ни для кого не секрет, что в странах
с различным социальным укладом демографические показатели также различаются) и
состоянием сельского хозяйства, т. е. его способностью обеспечить такое
количество людей продовольствием.
Уровень производительности труда обуславливается развитием
науки (наличием передовых высокопроизводительных технологий), промышленности
(способность воплотить в жизнь передовые технологии), транспорта и связи, а
также уровнем просвещения (чем выше уровень просвещения, тем больше продуктивно
будут использоваться передовые технологии).
Такая тесная взаимосвязь вышеперечисленных факторов позволяет
лишь на основе военных расходов, их структуре, судить о политике, экономике и
социальной жизни населения.
А подобные суждения экономистов способствовали, да и сейчас
способствуют уничтожению некогда могучего государства (его политической,
экономической и социальной независимости).
К.Н. МАКАРОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200550/?50_3_3