(Окончание, смотри
[1] )
Немудрено, что в то время, когда Данте уже написал свою "Божественную
комедию" (1311 г.), а в Западной Европе были университеты, мы только
собирались вокруг маленького княжества Московского и Калита только
начинал "промышлять" на медные деньги государство Российское.
Тяжесть исторического задания создала две отличительные особенности
русской государственности: жертвенный характер, преобладание в ней
общего над индивидуальным. А это привело к тому, что русская
государственность в правовом отношении строилась по системе объективной
законности, а не по системе субъективных прав.
Все сословия, все чины, весь народ обречены были силою исторических
условий на крайне напряженное, пожизненное, беспредельное служение
государству.
Из трех самых больших империй мира - Римской, Британской и Русской -
Русская преодолела наиболее тяжелые испытания. Историческое непосильное
бремя русский народ смог преодолеть только потому, что он всегда в
высшей степени обладал не мнимой безгранностью и безмерностью, а тем
драгоценным качеством, которое Данилевский определил как
"дисциплинированный энтузиазм".
Московская Русь выжила и победила потому, что ее святые, ее цари и ее
население в любых исторических условиях всегда с огромным упорством
гнули веками одну и ту же линию - защиту национальной независимости и
национальной культуры.
Московскую Русь создавали не обломовы и чацкие, а Сергий Радонежский,
Дмитрий Донской, Иван III и Иван IV, Ермак и Иван Сусанин, миллионы
безвестных тружеников и самоотверженных стойких духом воинов.
Обломовы, чацкие и подобные им "лишние люди" появились на Руси только
после совершенной Петром революции, в результате не оправданного ничем
слепого копирования европейских идей, чуждых духу самобытной русской
культуры.
Русский народ, который до сих пор европейцами и русскими европейцами
изображался как нация обломовых, вся жизнь которого до сих пор прошла в
чрезвычайно тяжелых исторических условиях, создал самое огромное
государство, которое было наиболее человечным, вплоть до того, как
большевики начали строить в России жизнь согласно идеи европейской
философии.
Б. БАШИЛОВ,
отрывки из книги
"История русского масонства"
(Окончание следует)
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200736/?36_6_1