ПРОФЕССИОНАЛЫ ПРОТИВ ТАЛАНТА

Aug 01, 2006 12:40


ПРОФЕССИОНАЛЫ ПРОТИВ ТАЛАНТА

Судя по публикациям в «Дуэли», девятый конкурс «Песни Сопротивления» вызвал большой отклик и навел на интересные размышления, среди которых главное и важное - о соотношении профессионализма и подлинности патриотических чувств и убеждений в авторстве и исполнительстве. Да, «как это часто не совпадает!» И правы те, кто призывает в частых случаях несовпадения отдавать предпочтение товарищу, единомышленнику перед профессионалом, которого научили определенным приемам сочинять или исполнять. Но вот утверждение, что профессионалы, конечно, всегда это делают лучше непрофессионалов...

Нет, не всегда. Смотря какой перед нами профессионал и какой непрофессионал. Если перед нами неталантливый профессионал и талант-непрофессионал, то первый рядом со вторым превращается в человека-невидимку. Больше того: если кто - талант, это уже неважно, профессионал он или нет. И даже еще больше: иной неталантливый непрофессионал, но настоящий патриот с горячим сердцем и светлым разумом и напишет, и исполнит песню лучше иного профессионала. Так как в своем сердце и разуме слышит он искреннее верное слово, берущую за душу простую мелодию, находит живой и удачный образ, хорошую мысль. И поет песню, переживая ее в себе. А профессионал, особенно не имеющий патриотических чувств и взглядов, пишет «правильно» и бесцветно, песня у него выходит искусственная, стандартная, скучная, «в исполнении ее, - говоря словами Гоголя, - не видно никакого таланта, кроме механического, привыкчного знания сцены». То же самое с вынесением песни на публику.

Петь поставленным голосом и непринужденно разгуливать с микрофоном по сцене - само по себе не заслуга. Все зависит от того, трогает ли пение слушателей и соответствует ли содержанию песни такое поведение исполнителя на сцене. Если нет, то профессионализм его никому не нужен. Если да, то он - хороший певец, поскольку не занимается демонстрацией «механического, привыкшего знания сцены», а ставит свой профессионализм на службу донесению до слушателей правды и души песни, как это и должно быть.

Но посмотрим: разве иные непрофессионалы не достигают того, как должно быть? Профессиональная певица и автор-исполнитель Галина Рылеева, профессиональный музыкант и автор-исполнитель Анатолий Беляев держатся на сцене всегда достойно и соответственно своему репертуару. Но непрофессиональные певцы и музыканты, наши замечательные и любимые авторы-исполнители Николай Прилепский, Вера Коломейцева, Александр Крылов, Леонид Корнилов держатся тоже всегда достойно и соответственно своему репертуару, донося до слушателей правду и душу песни. Для любого автора-исполнителя тот же поставленный голос и вообще певческий голос необязателен: есть и поставлен - хорошо, нет - и пусть нет. Для автора-исполнителя самое главное - выразительность интонации. А уж барду он совсем не нужен: это не органично для бардовской песни. Я слышал от некоторых людей упрек Александру Харчикову в том, что он, исполняя свои вещи, стоит на одном месте в одной позе, а надо, дескать, по сцене двигаться и что-то изображать. Что значит «надо»? Кому-то надо, а кому-то не надо. А. Харчиков исполняет свои вещи так, как его вещи и требуют. С какой стати он, например, вдруг отправится на прогулку по сцене?

По-настоящему хорошего профессионала есть за что уважать: за ис­креннюю любовь к искусству, за честный, упорный, тяжелый, постоянный труд по приобретению знаний, мастерства, их совершенствованию. Но это - с одной стороны. А с другой…

Типичное большинство профессионалов превыше всего ставят в искусстве форму, точное соблюдение ее законов и правил. Это делает из них формалистов, которые, не отрицая души и содержания, смотрят на них как на приложение к форме, руководствуются перевернутым представлением: душа и содержание для формы. Профессионал зачастую - это механический соловей, украшенный драгоценными камнями, из прекрасной сказки Андерсена. А талант - настоящий соловей из той же сказки. Придворный капельмейстер - тоже, ясно, профессионал - расхваливал механического соловья: «Он безукоризненно держит такт и поет совсем по моей методе». Он уверял, что искусственная птица «даже выше настоящей не только платьем и бриллиантами, но и по внутренним своим достоинствам». И объяснял: «Что касается живого соловья, то никогда ведь нельзя знать заранее, что именно споет он, у искусственного же все известно наперед! Можно даже отдать себе полный отчет в его искусстве, можно разобрать его и показать все его внутреннее устройство...» Но люди, слышавшие настоящего соловья, говорили об искусственном: «Недурно и даже похоже, но все-таки не то! Чего-то недостает в его пении, а чего - мы и сами не знаем!» В его пении недоставало именно того, чего нельзя знать наперед, в чем нельзя себе отдать отчет, чего нельзя разобрать и показать, как устроено.

Редкий профессионал в искусстве не кичится своим профессионализмом. Всем и каждому, на каждом шагу, к месту и не к месту профессионал гордо, а чаще высокомерно заявляет: я - профессионал. Талант же всегда скромен и даже когда с полным правом может заявить о себе: я - талант, не делает этого. Еще и потому, что ему (особенно русскому) свойственно сомневаться в себе, предъявлять к себе всегда особые высочайшие требования.

Если бы профессионалы понимали, что профессионализм сам по себе имеет в искусстве относительное значение и большей частью он ремесленничество, а не творчество, пусть даже иногда ремесленничество искусное, они бы старались как можно реже напоминать о своем профессионализме. Ведь говорить: я - профессионал, все равно, что говорить: я - ремесленник. Но они, увы, этого не понимают. Они уверены, что профессионализм в искусстве - замена таланту. Поэтому под «я - профессионал» подразумевают: я - исполняющий обязанности таланта. Заявлять о себе прямо как о таланте неловко даже им при всем их самомнении и бесцеремонности. Да и официальных доказательств таланта не бывает. «Доказательство» таланта - сами создания талантливого автора или талантливого исполнителя или те и другие вместе в случае талантливого автора-исполнителя.

А вот у профессионала в кармане два официальных вещественных доказательства его профессионализма: диплом об окончании того или иного учебного заведения по искусству и гонорар за произведение или за выступление. Так что он, во-первых, сам чувствует себя с ними, как за каменной стеной, а во-вторых, всегда может потрясать перед вашим носом своим дипломом и гонорарной пачкой дензнаков. Этот диплом для профессионалов - пропуск в искусство Божий дар, если у него нет «бумажки», не пустят в общественно признанные круги искусства, а бездарностям «с бумажкой» - только «туда и дорога».

И сами профессионалы без таланта, даже те из них, кто не без способностей, образуют клан неумолимой стражи, дабы в искусство как можно меньше проникало «безбумажных» талантов. Поскольку такой профессионал перед талантом в искусстве ничто. Такого профессионала страшно раздражает, что таланту творчество дается легко, «просто так», что оно - само человеческое естество таланта, а первый лишь «творчеству учился». И научился... ремеслу. Ибо нельзя научить быть талантливым, нельзя научить быть творцом. Если талант творит по самой природе своей, то профессионал - работает в искусстве по полученной специальности. Случается, что нигде искусству не учившийся талант умеет в силу самого своего таланта, сам талант подсказывает ему, как. И остается у бедного неталантливого профессионала одно преимущество перед талантом-непрофессионалом: официально доказуемый профессионализм, дающий право на пребывание в искусстве. Поэтому профессионал причисляет «безбумажных» талантов формально к самодеятельности, им всегда презираемой. И понятно, смотреть с чувством превосходства на «безбумажных» талантов как на самодеятельность - для профессионала большое утешение и удовольствие.

Бездарные профессионалы и профессионалы не без способностей, которых в любом общественно признанном круге искусства подавляющее большинство (как вообще таких людей - подавляющее большинство во всех областях общественной деятельности), наносят искусству вред  именно своим формализмом, клановостью и тем, что превращают искусство в ремесло, обслуживающее идеологические потребности и вкусы тех или иных общественных сфер. Не будучи талантливой творческой индивидуальностью, они все очень похожи друг на друга и сливаются в общую одноликую массу. Никто из них не может сделать ничего ценного от себя, не может сказать свое слово в искусстве. Это может только талант, который всегда имеет очень своеобразное индивидуальное лицо, не походящее ни на какое другое, и стоит особняком. Профессионализму всех учат в целом одинаково, поэтому все, не обладающие своим собственным дарованием, могут делать только то одинаковое, чему их научили, и так одинаково, как их научили.

Так давайте же, товарищи, на нашем конкурсе оценивать песню - как песню, т.е. настоящая она или нет, талантлива или нет. Талантливо-неталантливо - вот главный критерий в искусстве, который неталантливые профессионалы подменяют критерием: профессионально-непрофессионально. И делают выбор в пользу профессионализма, даже когда непрофессионал талантлив, а профессионал нет.

Что нам поможет понять, настоящая ли это песня? Наше внутреннее состояние во время ее звучания. Если она вызвала у нас сильное ду­шевное волнение, заинтересовала мыслями, естественно и легко легла на слух и очень приятна слуху, и нам жаль, что она кончилась, и мы послушали бы ее с восторгом еще и еще раз, - значит, песня настоящая, и мы можем смело поставить ее на высокое место.

И вот еще что. Пока призовые места и высокие степени лауреатства будут присуждаться не за песни, а за возраст (юный), за участие впервые, за местожительство (приезд из Белоруссии или с Алтая), а также по инерции многократным прежним победителям, справедливости на конкурсе не будет. Поощрить людей по тем или иным веским причинам, не связанным непосредственно с песней, - и по-человечески, и политически правильно. Но для этого, возможно, стоит ввести какие-нибудь поощри­тельные призы от Оргкомитета. Давайте будем более чуткими и справедливыми не только к нашим товарищам, единомышленникам, но и к таланту, сотворившему и спевшему нам Песню.

Иван ОРЕХОВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200631/?31_7_3

И. ОРЕХОВ, 200631, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО

Previous post Next post
Up