О ТОЧНОСТИ СТАТИСТИКИ
На прошлой неделе я узнал, что уже два года живу в самом дорогом для
иностранцев городе мира, месте с такими бешеными ценами, что простая
чашечка кофе обходится здесь в $6,18. Я был потрясен этой новостью. Если
это правда, то мне придется полностью пересмотреть свой образ жизни,
особенно расходы. Мой давний агент и советник, Моррис Снайдман, эсквайр,
согласился со мной: «Шесть с половиной баксов за чашку кофе? Да эти
коммунисты разорить нас хотят, Эймс. Боже, да ты только представь, что
можно купить на эти деньги?! За пять чашек московского кофе ты можешь
купить себе настоящего колумбийца, и он своими руками будет собирать для
тебя кофейные зерна, и до конца жизни у тебя будет бесплатный кофе».
Новость о московских ценах, как это и бывает каждый год, поступила из
отчета, выпущенного компанией Mercer Human Resource Consulting. Я,
конечно, привык, что если уж Mercer что-то говорит, то я могу им
доверять. И если 15 000 их аналитиков по всему миру сошлись на том, что
мой кофе стоит $6,18, я знаю, что мой кофе стоит ровно столько и ни
центом меньше.
И все же откуда взялась эта цифра? Ни я, ни кто-либо из моих знакомых
москвичей, русских или экспатов, не мог этого понять. Сколько и чего
употребили московские консультанты Mercer, пока писали этот отчет? А с
нами они не поделятся?
Единственный способ докопаться до истины в такой ситуации - начать
серьезное журналистское расследование, в великих традициях Боба Вудворда
и Карла Бернштейна, репортеров из Washington Post, разоблачивших
президента Никсона. Чем я немедленно и занялся.
Для этого мне достаточно было выйти из дома. Я живу в районе
Китай-города, в пяти минутах ходьбы от Кремля. Это один из районов, где
больше всего любят селиться иностранцы: центр города, красивая
архитектура, много живописных дореволюционных зданий. Кроме того, жить
здесь очень удобно - не надо далеко ходить, чтобы купить компакт-диск
или выпить кофе: здесь, пожалуй, самая высокая во всем бывшем СССР
концентрация кафе на квадратный метр.
В одном только своем квартале я насчитал семь кофеен разного уровня:
есть из чего выбирать, и уж хотя бы в одной из них должен найтись самый
дорогой в мире кофе для доверчивых иностранцев вроде меня. И вот что я
выяснил: из крупных сетей кофеен в моем квартале есть «Кофе Хауз», где
чашка кофе стоит 75 руб., и «Шоколадница», где «американский» кофе
продается за 69 руб., примерно половину той цены, что значится в отчете
Mercer. Из более дорогих, буржуазных кофе-шопов есть «Волконский», где
большая чашка ароматного кофе стоит 90 руб., и венгерское кафе
«Эстерхази», где она стоит 79. В нескольких шагах оттуда есть «Кофеин»,
где кофе приготовят прямо при тебе за 35 руб.; а в более богемных
местах, «Пропаганде» и «Китайском летчике» (оба они популярны среди
иностранцев), он стоит 45 руб. Это на две трети дешевле, чем у Mercer!
Я потратил почти час, прочесывая центр города, прежде чем нашел наконец
кофе по цене, которая у Mercer значится как «средняя», - в кафе «Лофт»,
расположенном прямо напротив здания ФСБ на Лубянке. Но мы все знаем, что
это вина Путина: за все хорошее приходится платить вдвойне, и за
живописный вид из окна на симпатичное приветливое здание, где президент
часто бывал в молодые годы, тоже. Но, к несчастью для Mercer, кафе
«Лофт» предлагает два вида кофе: по разумной цене ($3-4) и «элитный» -
видимо, как раз для тупых иностранцев, которые никакого другого не пьют.
Я заказал чашечку «элитного Килиманджаро» за 250 руб., или почти $10, и
всё, что я могу вам сказать: растворимый Jacob’s лучше.
После этого становится ясно, насколько можно верить отчету Mercer. Его
результаты не имеют ничего общего с действительностью; критерии, по
которым они судят о ценах на жизнь в Москве для иностранных бизнесменов,
не просто субъективны и размыты; похоже, специалисты Mercer просто
упорно не желают вникать в то, с чем они работают.
Вот вам еще пример: Mercer утверждает, что компакт-диск в Москве стоит в
среднем $24,83. В принципе, найти в Москве компакт-диск за такие деньги
можно: то есть пытаясь найти диск за $25, ты примерно столько и
потратишь, заплатив за бензин и потеряв половину рабочего дня в пробках.
На самом деле в Москве можно купить MP3 с полной дискографией любимой
группы за 3 бакса; и даже лицензионные CD, которые продаются по всему
городу на одних прилавках с пиратскими, стоят 220-270 руб., т. е. в два
раза дешевле, чем думает Mercer.
Возникает вопрос: иностранцы что, слишком законопослушны, чтобы покупать
пиратские CD? Да, конечно, мы такие. Мы не то что эти дикари русские, мы
просто ночами спать не можем, если знаем, что недоплатили за CD, DVD и
софт, лишив таким образом социально-сознательные корпорации вроде Sony,
Vivendi и Microsoft заслуженных отчислений. Именно поэтому иностранец
скорее проведет полдня в пробках, разыскивая 25-долларовую копию
последнего альбома Nine Inch Nails, чем купит его за пару баксов в
переходе рядом с офисом. Слишком уж мы хорошие. Или слишком глупые.
Сарказм - единственная здоровая реакция на это абсурдное исследование.
Конечно, Москва - дорогой город. Но все прекрасно знают, что лучший
способ перестать жаловаться на местные цены - съездить в Лондон, где,
например, одна поездка на метро обойдется вам в £4, или $8, - в 10 раз
дороже, чем в Москве.
Что касается недвижимости. Каким бы сумасшедшим не был рост цен в
последние годы, все равно здесь дешевле снять квартиру, чем в Лондоне,
Токио, Нью-Йорке и во многих других городах. Если верить Mercer,
среднестатистическая необставленная «элитная» трехкомнатная квартира
будет стоить около $4500 в месяц. И все же ни один из моих
знакомых-иностранцев, даже самые богатые из них, не платят так много.
Такие квартиры, конечно, существуют, но они совершенно точно не
среднестатистические. Один пожилой калифорнийский бизнесмен, который
платит $3000 в месяц за свою 4-комнатную квартиру в центре, сказал мне:
«Это недешево, но я бы никогда не нашел даже близкого соотношения
цена/качество на Манхеттене, не говоря уж о Лондоне».
На самом деле все просто: Москва может быть удивительно дорогим городом
для людей, которые не считают деньги. Этот город слоеный, как торт
«Наполеон». И слой заварного крема здесь можно найти за любые деньги.
Но у исследования Mercer другие цели: оценить, во сколько обойдется
иностранцу жить и работать в Москве. Тем самым аналитики «советуют»
международным компаниям, сколько именно платить своим сотрудникам за
работу в разных городах мира.
Результат всех этих рейтингов, где Москва в лидерах уже больше
десятилетия, налицо. Один мой старый приятель, который работал в крупной
международной финансовой корпорации, начал требовать со своих
работодателей установить ему джакузи, так как ему как иностранцу, видите
ли, приходилось проходить через многие «испытания» в Москве. Его боссы
не могли возразить - конторы вроде Mercer подтверждают, что таких
«испытаний» полно. Джакузи ему установили. Вскоре после того, как в ней
забили первые струи воды, он пригласил меня посмотреть на его тяжелые
«испытания»: в джакузи сидела компания сексапильных русских девушек,
которые смеялись, пили текилу и распевали песни про войну в Афганистане.
«Жизнь - тяжелая штука», - сказал тогда мой приятель. Даже теперь, после
резкого роста цен, секс-услуги в Москве чрезвычайно недороги. Банкир с
джакузи часто повторял мне: «Хорошо, что они не включают в свои
сравнительные исследования расходы на девочек, иначе мне пришлось бы
экономить».
С точки зрения иностранца, поддерживать миф о невыносимости жизни в
Москве - крайне выгодная затея. Ведь когда речь заходит о новом
контракте, компании, чтобы удержать сотрудников, просто вынуждены сулить
им невероятные деньги. Если свести воедино произведения худших
представителей западного журналистского сообщества и исследования
наподобие рейтинга Mercer, то вы поверите в то, что Москва - худший из
всех миров. Самый дорогой город на планете - и адски некомфортное место
для жизни, и город настолько ужасный, что заставит вас поверить в то,
что Эль-Фаллуджа - это на самом деле Сен-Тропе.
Но, увы, сегодня Москва быстро становится вполне европейским и
буржуазным городом, и это как ничто другое расстраивает западных
любителей остренького. Пару лет назад я пригласил сюда редактора одной
из калифорнийских газет, для которой я когда-то писал. «Я ожидал, что
это место будет больше похоже на мир Безумного Макса, а этот мирок
среднего класса мне вполне знаком», - пожаловался он и, разочарованный,
уехал спустя несколько дней на север Албании.
Что мне оставалось? Только позвонить в контору Mercer и спросить, не
пора ли им самим ввести жесткие тесты на наркотики для своих работников.
Ивонн Трейбер, руководитель отдела исследований Mercer, к моему
удивлению, взяла отпуск до 11 июля - очень странно, учитывая сроки
выхода доклада.
Мне пришлось несколько раз звонить в офис Mercer в Женеве. В итоге
все-таки удалось поговорить с сотрудником отдела исследований -
аналитиком-консультантом Мариной Ломбарди. Когда я рассказал ей, что
обошел кучу мест в Москве и не смог найти кофе за $8 и СD за $25, она
ответила, что их исследование касалось определенного числа магазинов,
«похожих» на такие же места в Лондоне. Тем не менее она не смогла
сказать, что же это были за магазины, утверждая, что это
конфиденциальная информация.
«Дело в том, что Лондон, который, как мы все знаем, дороже, лучше
лоббирует свои интересы в вашей компании?»
- спросил я. «Это все спекуляции, - ответила она, - мы же
опираемся на факты».
В итоге она посоветовала мне по электронной почте запросить, какие
магазины и кафе были использованы в исследовании. Ответа я так и не
получил.
Марк ЭЙМС,
«Русский Newsweek», №26, 2007 г.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200739/?39_3_3