РЕЧЬ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО НА ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ РАДЕ
Генверя в 8 день на явной раде в
Переяславле, на улице перед гетманским двором таков чин был:
На тайной раде, которую гетман имел с полковники своими, с
утра того дни, во второй час дни бито в барабан с час времени на собрание всего
народа, слышати совет о деле, хотящем совершитися. И как собралося великое
множество всяких чинов людей, учинили майдан пространный про гетмана и про
полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи ясаулы,
писарь и все полковники, и стал гетман посреди майдана, а ясаул войсковый велел
всем молчать; потом, как все умолкли, начал речь гетман ко всему народу тыми
словы:
«Панове полковники, ясаулы, сотники и все войско запорожское и
вси православные христиане. Ведомо то вам всем, как нас бог свободил из рук
врагов, гонящих церковь божию и озлобляющих все христианство нашего православия
восточного, что уже шесть лет живем без пана в нашей земле, в безпрестанных
бранех и в кровопролитии с гонители и враги нашими, хотящими искоренити церковь
божию, дабы и имя русское не помянулось в земле нашей, что уж вельми нам всем
докучило, и видим, что нельзя нам жити боле без царя; для того ныне собрали есмя
раду явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали пана из четырех, которого
вы хощете: первый царь есть Турской, который многижды через панов своих призывал
нас под свою область; второй хан Крымской; третий король Польский, который,
будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый
есть православный великия России царь восточный, которого мы уже шесть лет
безпрестанными молении нашими себе за царя и пана просим. Тут которого хотите,
избирайте: царь Турской есть бусурман, всем вам ведомо, как братия наша
православные христиане, греки, беду терпят и в каком суть от безбожных
утеснении; Крымской хан тож бусурман, которого мы по нужде и в дружбу принявши,
каковыя нестерпимыя беды приняли есмя, какое пленение, какое нещадное пролитие
крови христианской. От польских панов утеснения никому вам сказывать ненадобеть,
сами вы ведаете что лучше... и пса, нежели христианина брата нашего почитали; а
православный христианский великий царь восточный есть с нами единого
благочестия, греческого закона единого исповедания, едино есми тело церкви с
православием великия России, главу имуще Иисуса Христа. Той-то великий царь
христианский, сжалившися над нестерпимым озлоблением православныя церкве в нашей
Малой России, шестлетных наших молений безпрестанных не презревши, теперь
милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к
нам с царскою милостию свое прислати изволил, которого естли со усердием
возлюбил, кроме его царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем;
а будет кто с нами не советует теперь, куды хощет, вольная дорога».
К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного
православного крепкою рукою, в нашей благочестивой вере умирати, нежели
ненавистнику Христову, поганину достатись.
Потом полковник переяславский Тетеря, ходячи кругом в майдане,
на все стороны спрашивал голосно: вси ли тако соизволяете? Рекли весь народ: вси
единодушно. Потом гетман рек велиим голосом: буди тако, да господь Бог наш
сукрепит под его царскою крепкою рукою; а народ по ним вси единогласно возопили:
Боже, утверди, Боже, укрепи, чтоб есми вовеки вси едино были.
«Собрание
государственных грамот и договоров».
М., 1822, т.
III, стр. 494-495
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200638/?38_6_4