К 100-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА
Конец ХIХ
- начало ХХ века исследователи называют «Серебряным веком» русской
культуры.
Одним из
стремительно и бурно развивающихся в то время её направлений стал
российский кинематограф, практически сразу вышедший на мировой
(европейский) уровень.
Среди
отцов-основателей русского кино выделяется фигура бывшего
железнодорожного инженера Василия Михайловича Гончарова (1861-1915),
ставшего первым в России киносценаристом, режиссером и продюсером.
Познакомившись с французскими фильмами и системой их проката в России,
организованной французскими кинокомпаниями и отдельными
предпринимателями, он пришел к выводу, что отечественный творческий
потенциал и высокий уровень мастерства актеров российских театров
позволяет быстро наладить производство собственных художественных
фильмов.
В
результате его усилий 15 октября 1908 года на студии Дранкова по его
сценарию и под его руководством были завершены съемки первого
российского художественного фильма «Понизовая вольница». Этот фильм был
снят по мотивам песни о Степане Разине «Из-за острова на стрежень…».
Кстати,
среди прочего, съемки этого фильма наметили и такое заметное отличие
сначала российского, а затем и советского кинематографа от западного,
как практическое отсутствие профессиональных киноактеров и использование
вместо них профессионалов театральной сцены.
После
успешного дебюта Гончаров за последние семь лет своей жизни в 1909-1915
годах самостоятельно или в соавторстве написал сценарии и организовал
съемки тридцати трех художественных фильмов. Вершиной его творчества
стала первая в России и в мире батальная художественная кинокартина
«Оборона Севастополя».
Идея этого
фильма возникла у него в конце 1910 года. Спустя несколько месяцев,
хорошо все обдумав и подготовив сценарий, он обратился с этой идеей к
руководителю крупнейшей в тогдашней России кинокомпании «Торговый дом
Ханжонкова и Ко».
После
этого, добившись личного приема у императора Николая II получил у него
«высочайшее соизволение» на постановку первой не только в России, но и в
мире крупномасштабной военно-исторической художественно-документальной
кинокартины на тему Крымской войны и Первой обороны Севастополя
1854-1855 годов.
«Монаршее
соизволение» дало возможность, начав в мае 1911 года съемки этого фильма
в Севастополе, получить всестороннюю помощь от командования
Черноморского флота и размещенной в городе пехотной бригады (Брестский и
Белостокский полки), находившейся тогда в Севастополе. Это позволило без
ограничений получать солдатскую массовку для съемок крупномасштабных
батальных сцен.
Спустя
год, в 1912 году, этот фильм, получивший название «Оборона Севастополя»,
был впервые продемонстрирован в Ливадийском дворце императорской семье.
После этой
премьеры начался его триумфальный прокат в городах Российской империи.
Потом он попал в Европу.
К
настоящему времени это единственный дореволюционный фильм, который
более менее регулярно демонстрируется перед сравнительно значительной
кинозрительской аудиторией.
К. КОЛОНТАЕВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200851/?51_7_3