ЦАРЬ РУССКОГО ЛЕСА

May 20, 2008 12:39


Добрую сотню лет восхищают нас фигурки забавных медвежат, запечатленные на картине «Утро в сосновом лесу» (1889). Обложки вкусных шоколадных конфет напоминают нам о великом художнике Земли русской - Иване Ивановиче Шишкине. «Царь леса» называли его современники. И действительно - никто до него и поныне не умел так выразительно и чарующе описать диво родной природы.

Иван Шишкин родился 13 января 1832 г. в Елабуге (ныне Татария, недалеко от Набережных Челнов), в большой, но небогатой купеческой семье. Отец Иван Васильевич был человеком разносторонним. Торговал хлебом, занимался археологией и другими науками, считался в городе ученым и даже написал книгу «История города Елабуги».

Юный Ваня, окруженный с детства могучими лесами Прикамья, навсегда влюбился в их красоту и величие. Позднее он писал: «Россия - страна пейзажа». Страсть к рисованию (именно природы) появилась рано. Тайком от родителей, по ночам, запасшись сальной свечкой, рисовал мальчик свои любимые деревья. Решение пришло само собой: буду художником! - что повергло мать в отчаяние. Никогда в семье Шишкиных не было маляров, говорила она. Хотя маляр тоже профессия почетная, тяжелая и очень нужная, сын ее, однако, очень скоро стал Мастером высшей пробы.

Уехав в Петербург, Иван занимался в художественном училище, живя скромно и бедно, иногда целыми неделями питаясь хлебом с патокой. Бурные компании его не интересовали - всё время работал. Тогда же попались на глаза крамольные «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина, которыми Шишкин зачитывался. Сильных мира сего никогда не любил, как и царскую семью. Он был предан родной природе, только в ней видел смысл и опору русского духа.

УДИВИЛ НЕМЦЕВ

Академия художеств была закончена в 1860 г. с высшей наградой - большой золотой медалью и правом на заграничную стажировку. За рубежом молодой художник пробыл три года. Изучая тамошние картины, Шишкин пришел в уныние: «Мне уже надоедают все эти подвиги и прихоти королей и светских и духовных, все это прошло, и слава богу. Это мертвечина, а мне бы скорее на натуру…».

Его собственные работы были для немецкой публики как глоток свежего воздуха. Немцы разевали рот, увидев яркие и сочные силуэты деревьев, таинство лесных зарослей, красоту трав и папоротников. Шишкин до мелочей прорабатывал детали - все эти тонкие изгибы стеблей, поросшие мхами древние валуны, казалось, всюду пахло травами и сосновой хвоей - таков был эффект рисунка!

Представив в 1865 г. картины на выставке в Дюссельдорфе, Шишкин с удивлением писал другу: «И что ты думаешь: просто, братец, фурор, да такой, что и, чёрт возьми, совсем я никогда и не испытывал этого удовольствия, такой шум и гвалт поднят… Так что я теперь сделался здесь известным, где и куда нейдешь, показывают, пошел вот этот русский... словом, успех неожиданный… Ну да чёрт с ними, с колбасниками».

Интересно, что немецкие бюргеры у иностранцев картин не покупали, особенно у русских. А здесь купили шишкинский рисунок за 50 талеров. Один из владельцев магазина в Дюссельдорфе хранил рисунок пером Шишкина как святыню. Он говорил, что никогда никому его не продаст, ибо цену этому шедевру назначить невозможно. Нет ей цены. Позднее немецкие критики называли Шишкина несравненным и бесподобным.

Отзываясь об иностранной живописи, Иван Иванович отмечал, что их интерес ограничивается сладкими бытовыми сценами, отсутствием мысли, скудостью сюжета. Да и вообще к классическому образованию относился скептически, говоря, что Академия художеств есть «вертеп, в котором гибнет всё мало-мальски талантливое, где из учеников развивают канцеляристов, где чёрт знает что делается; откуда всё путное уходит, раз почуяв, что это за помойная яма; а сколько гибнет там!..».

СОСНЫ, ПЕСКИ, РОЖЬ…

Великий русский художник И. Крамской писал Шишкину: «Вы были бы здесь (в Париже) не только замечены, но и нечто большее. Говорю Вам, поставьте здесь Ваш какой-нибудь лес, сосны или что-нибудь крупное, и весь Салон сядет на задние ноги. Уверяю Вас, я кое-что понимаю, понимаю, отчего здесь никто из русских не особенно заметен, а просто потому, что все подражают французам. Только истинная оригинальность может быть здесь замечена!»

Иван Иванович трудился не покладая рук, в отличие от других мастеров, которые создадут одну вещь и затем почивают на лавровых листьях былой славы, ссылаясь на то, что вдохновение, братец, приходит редко… Шишкин никогда не понимал этого:

- Работать! Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу. Нечего ждать пресловутого «вдохновения»… Вдохновение - это сама работа! Знаете, как работает Золя? Пишет ежедневно в определенные часы и определенное количество страниц. И не встанет из-за стола, пока не закончит положенного им на этот день урока. Вот это труженик! А как он изучает материал прежде чем начать писать! Как он знакомится со всеми деталями того, что собирается описывать!

Одна за другой рождались блистательные картины: «Сумерки», «Пасека», «Рожь», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Еловый лес», «Песчаный берег». Названия говорили сами за себя. Казалось бы, что это Шишкин зациклился на деревьях и речках, туманах и песках? Однако ни от одной картины отойти нельзя. Лесные трущобы с пнями, извилистыми корнями, подушками старых лишайников, болотная вода, частокол шершавых стволов - всё это делает его картины сильными и колоссальными. То не просто пейзаж, но космическая энергия Вселенной.

И. Крамской так описывал одно из полотен: «Лес глухой и ручей с железистой, темно-желтой водой, в котором видно дно, усеянное камнями. На левой стороне - большая, упирающаяся в раму сосна, березка - за ними глушь. Внизу под ними - коряга, мхи и папоротники. Направо, по пригорку - сосновый лес, уходящий влево. Под соснами, на пригорке, два медведя, один очень умильно поглядывает на улей, привязанный к дереву на благородную дистанцию, другой охаживает около - это выражено. Направо, на пригорке, - сломанное дерево с вывороченным корнем. Всё освещено солнцем… Картина имеет чрезвычайно внушительный вид: здоровая, крепкая и даже колоритная. Всего лучше вода и вся правая сторона, и что удивительно - небо, действительно светлое и лёгкое небо…».

Сам Иван Иванович утверждал, что «природа всегда нова и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнью. Что может быть лучше природы, да ещё не искажённой подвигами человечества!»

РУССКАЯ БЛАГОДАТЬ

На одном из эскизов он пишет: «Раздолье, простор, угодье. Рожь… Благодать. Русское богатство». Об этой знаменитой картине «Рожь» критик В. Стасов отзывался так: «Эта рожь кажется нам сам-восемьдесят, такая она тучная, роскошная; она наполняет золотистыми отливами всю картину и только в середине разгибается в обе стороны, чтобы пропустить вьющуюся тропинку с бредущими по ней крестьянами».

Его картины были переполнены упоительным духом родного леса, затишьем, миром, простотой и благодатью. И в то же время их не касалась вычурность, помпезность, всякие декадентски-модернистские штучки-дрючки, когда отсутствие мастерства заменяешь многозначительной мазней. Шишкин - поистине триумфальное явление правды, труда и добросовестности.

Критики и публика отмечали, что этот художник первый, кто отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью, сумев отразить его со столь блестящим совершенством. Его живопись глубоко народна, серьезна и сурова, как сама северная природа. Шишкин влюблен в эти сосны, глушь, дикое очарование, в каждое дерево и каждый куст, травку, колосок. Это поистине сыновняя любовь к матери-природе, бездонная, исконная.

Внешность Ивана Ивановича была типично великорусская, вятская. Стройный, высокий, добрый, красивый силач, умный взгляд, густая борода и копна волос. Некий сказочный богатырь, лесной царь, и даже нечто былинное в облике - как Илья Муромец… Шишкин жил своими деревьями, он разговаривал с ними как с живыми душами. То была экзистенциальная связь человека и природы, которую, увы, мы столь глупо утеряли.

И вместе с тем жизнь совершенно не баловала этого человека. Случались настолько бедные времена, что не было своих сапог и, чтобы выйти из дома, приходилось надевать отцовские. Обе его жены умерли, причем, вторая, талантливая художница Ольга Антоновна Лагода, - через год после свадьбы. Двое детей Шишкина (из четырех) тоже умерли. Однажды и самого его похоронили заживо, в декабре 1896 г., опубликовав в газете некролог.

Заполняя как-то анкету о себе, Шишкин отвечал так: «Главная черта характера - прямота, простота. Достоинство у мужчины - ум, мужество. У женщин - честность. Мой главный недостаток - подозрительность, мнительность. Идеал счастья - душевный мир. Мои любимые авторы - прозаики - Аксаков, Гоголь, Толстой как беллетристы. Поэты? - Пушкин, Кольцов, Некрасов. Композиторы и художники - Шуман и Серов. Пища и напиток - рыба и хороший квас. Любимые имена - моих детей» (Лидия, Владимир, Константин, Ксения).

ТАЛАНТ - ЭТО ТРУД

Как же работал гений? Найдя приметное местечко, Шишкин расчищал кустарники, обрубал сучки и отгибал деревья, чтобы ничто не мешало видеть общую картину. Затем устраивал себе сиденье из сучьев или пеньков, мха и устраивался с комфортом. Сосновые и дубовые леса под Сестрорецком (близ Петербурга) были его стихией. Кстати, знаменитых медведей на картине «Утро в сосновом лесу» написал друг Шишкина К.А. Савицкий.

Иван Иванович признавался:

- Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось. Разбрасываться никак нельзя.

Секреты мастерства его были таковы: «Прежде чем начать писать картину, обязательно сделать эскиз, в котором приблизительно постараться выразить общий смысл и содержание картины. Эскиз делать углем или карандашом… Писать по возможности сразу - если придется переделывать, то старое нужно счистить ножом или дать хорошо высохнуть… Не прибавлять к краскам никаких жидкостей, особенно вареного масла... в крайнем случае можно брать или чистый скипидар, или керосин… Каждый предмет требует своего, так сказать, инструмента, для дерева одна кисть, для воды и воздуха нужна другая и т.д.».

Рисовал Шишкин в основном немецкими красками. Употреблял цинковые и свинцовые белила, красные - киноварь, краплаки, зеленых употреблял очень много (хром, изумрудно-зеленый, зеленый кобальт). Желтый в большом количестве - охра, кадмий, индийская желтая (для песка, обрывов, корней). Иногда, изображая дюны, подмешивал в краску тонкий песок. Художник говорил, что краски на палитре, что клавиши или струны, на которых мастер разыгрывает свои мелодии. Нужно найти свой тон. Больше всего он дорожил старыми обтрепанными кистями, иногда писал шпателями, а мох, снег, стволы и разные предметы переднего плана просто большим пальцем.

Когда кто-то из товарищей поздравлял Шишкина с успехом очередной картины, он восклицал, качая головой:

- Да неужели? Скажи, пожалуйста!

Он требовал от художника таких свойств: трезвости, умеренности во всем, любви к искусству, скромности, добросовестности и честности. Качества настоящего человека на все времена.

Наталья ЕРМОЛАЕВА

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200821/?21_7_2
Previous post Next post
Up