Директор Всемирного банка /ВБ/ по России Клаус Роланд дал эксклюзивное
интервью корр. ИТАР-ТАСС в кулуарах сессии руководящих органов МВФ и ВБ.
В: Как сейчас развивается региональная программа ВБ в России?
О: В нашей стратегии партнерства с Россией, которую мы с вашим
правительством приняли в декабре 2006 г., мы условились, что
сосредоточим внимание на регионах, где, конечно, существуют огромные
потребности в плане развития. Вы, конечно, знаете о разнице в уровне
доходов между Москвой и Санкт-Петербургом и остальными регионами.
Собственно, из 88 регионов в России в 14-ти доходы на душу населения
таковы, что, будь они независимыми странами, относились бы к категории
беднейших и имели право на ресурсы МАР /Международная ассоциация
развития - подразделение ВБ, предоставляющее льготные займы. - А.Ш./.
Суть нашей программы - прямая работа с регионами. Ведь, к тому же, в
рамках правительственной политики передачи полномочий «вниз» регионы
становятся все более самостоятельными. Мы им теперь предоставляем займы
без /государственных/ гарантий. Это совместный проект МБРР и МФК
/головная и дочерняя организации группы ВБ, МФК работает с частным
сектором. - А.Ш./. Кроме того, мы предоставляем более
состоятельным регионам аналитические услуги на возмездной основе. У нас
уже есть 12 таких соглашений. Например, в Ханты-Мансийске правительство
создавало систему дошкольного образования - это один из их приоритетов,
и очень достойный, на наш взгляд. В Казани мы помогали развитию
университетской сети. Примеры можно продолжать.
В: Какова общая стоимость этой программы, каковы планы?
О: Пока мы выделили на эти субсуверенные проекты около 80 млн.
долларов. Сумма кажется небольшой, но для регионов она ощутима, да и
начали мы всего 10 месяцев назад. Это хороший старт. Будем двигаться
дальше - в новые регионы и на уровень муниципалитетов. Об этом тоже
сейчас думаем. Очевидно, достаточно скоро получим программу стоимостью,
выраженной в трехзначных числах в долларовом выражении.*
В: А центральные власти все же не возражают против этих
заимствований? Сейчас ведь финансовый кризис в мире, с кредитами туго,
рефинансировать трудно. А наши корпорации и вот, вы говорите, регионы,
продолжают брать взаймы...
О: Знаете, несуверенный долг в России, как проблема, - это дело
частного сектора, корпораций. Там действительно приток капитала
солидный. Кажется, только за первые 9 месяцев 2007 г. чуть ли не 50-60
млрд. долларов. Почти вдвое больше, чем годом ранее. И за этим, конечно,
власти в России должны внимательно следить. Но регионов это не касается.
В регионах существуют четкие бюджетные параметры - какую часть бюджета
позволяется расходовать на обслуживание долгов. И мы, конечно, это
учитываем и вписываемся в эти рамки. Наше преимущество в сравнении с
коммерческими банками - в том что мы можем выделять долгосрочные займы.
На 10-15 лет, что и требуется, если говорить о финансировании
инфраструктуры. К тому же, хотя наши займы федеральному правительству
сейчас ограничены, после изменения условий, одобренного нашими
президентом и Советом директоров несколько месяцев назад, условия МБРР
очень конкурентоспособны. 30-летний срок погашения против 5-7 у КБ в
России. И под ставки на уровне ЛИБОР или лучше /LIBOR - лондонская
межбанковская ставка. - А.Ш./. При этом я прекрасно понимаю, что
в нынешней бюджетной ситуации в России у правительства нет никакой
реальной необходимости в крупных зарубежных заимствованиях. Что,
конечно, хорошо для России.
В: Есть ли какие-то новые формы сотрудничества ВБ с Россией?
О: То же субсуверенное заимствование - дело явно новое.
Аналитические услуги на возмездной основе - тоже /имеется в виду
возмещение себестоимости - проезд и проживание консультанта, частичное
покрытие его зарплаты и т.п. - А.Ш./. Прежде мы всегда совмещали
консультации с займами. Теперь мы их разделили. Аналитика пользуется в
России большим спросом, а займы - нет, во всяком случае, на федеральном
уровне. Мы также активно работаем в сфере «углеродного» финансирования,
т.е. в купле-продаже эмиссии /имеется в виду эмиссия «парниковых газов».
- А.Ш./. Россия присоединилась к Киотскому протоколу и механизму
его реализации, и мы видим большие возможности в данной сфере. Мы также
подумаем, чем помочь России в сокращении практики сжигания попутного
газа. У этого вопроса есть и экономическая, и экологическая
составляющие. Президент Путин об этом говорил... Мы также работаем с
Россией, как с донором - страной, которая теперь уже не получает помощь,
а сама участвует в оказании помощи другим.
В: Можете привести примеры?
О: Например, мы вместе с Россией работаем над проектом крупного
трастового фонда для образования. В его рамках Россия поддерживает в
форме софинансирования проекты Банка в Африке. Мы также поддерживаем
усилия России по организации сделок «долг в обмен на развитие» в Африке.
Российское правительство списывает долги другим странам при условии, что
те полностью или частично используют эти ресурсы на проекты развития.
Андрей ШИТОВ
* Так в тексте (Прим. Ред)
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200820/?20_7_1