В СТРАНЕ ЛЖИ

Mar 04, 2008 12:28


Этические нормы бизнеса в США и России различаются не так сильно, как кажется многим американским предпринимателям. Такой вывод следует из результатов нового исследования, проведенного специалистами школы бизнеса при Южнокаролинском университете по заказу специализированного издания - «Академи оф менеджмент джорнэл» /«Вестник академии управления», США/. Исследованием были охвачены слушатели бизнес-школ в США и России - соответственно 98 и 83 человека. Всем им предлагалось выразить свое отношение к шести следующим стандартным ситуациям: 1. Компания утаивает от своих сотрудников факт угрозы для их здоровья, связанный с использованием опасных химикатов. 2. Фирма вкладывает деньги в приобретение оборудования вместо того, чтобы вовремя платить зарплату. 3. Агентство по торговле недвижимостью отказывается от выполнения недвусмысленных контрактных обязательств из-за изменившихся обстоятельств. 4. Убыточное предприятие не закрывается, чтобы не лишать работы занятых на нем людей. 5. Компания ведет «двойную бухгалтерию», скрывая информацию и от налоговиков, и от рэкетиров. 6. Фирма выплачивает скромное персональное вознаграждение чиновнику за предоставление контракта. Выяснилось, что в первых трех случаях различия в оценках почти не было. И американцы, и россияне осуждали описанную практику и подчеркивали, что считают ее неприемлемой. Для исследователей это было существенно, поскольку, по их словам, в этих сценариях речь идет о так называемых «гипернормах», т.е. важнейших нормах деловой этики. Соответственно был сделан вывод о том, что в подходе к «гипернормам» национальная принадлежность «не имела существенного значения» и что «общая мораль» может существовать даже при наличии «больших различий в условиях ведения бизнеса». В остальных случаях россияне были гораздо более склонны проявлять снисхождение к описанной практике, чем американцы. Организаторы исследования усмотрели в этом проявление «местных нравов», не связанное, однако, «с основополагающими правами человека и моральными установлениями». Отдельно было проведено еще одно исследование по отношению к «гипернормам» и «местным нормам» среди одних американцев. Выяснилось, что менеджеры, активно общающиеся с российскими коллегами и друзьями, быстро начинали реагировать на предлагаемые сценарии «по российскому образцу», а у их менее общительных сограждан подобного сдвига в оценках не наблюдалось. Авторы публикации сделали самоочевидный вывод, что для первых «важнее было, где они, а не кто они», а для вторых определяющим оставалось «культурное наследие». В любом случае «Вестник академии управления» советует своим читателям не принимать безоговорочно на веру расхожие представления о «моральной и культурной несовместимости», якобы существующей между бизнесменами в России и США.

Андрей ШИТОВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200810/?10_7_91
Previous post Next post
Up