Этические
нормы бизнеса в США и России различаются не так сильно, как кажется
многим американским предпринимателям. Такой вывод следует из результатов
нового исследования, проведенного специалистами школы бизнеса при
Южнокаролинском университете по заказу специализированного издания - «Академи
оф менеджмент джорнэл» /«Вестник академии управления», США/.
Исследованием были охвачены слушатели бизнес-школ в США и России -
соответственно 98 и 83 человека. Всем им предлагалось выразить свое
отношение к шести следующим стандартным ситуациям: 1. Компания утаивает
от своих сотрудников факт угрозы для их здоровья, связанный с
использованием опасных химикатов. 2. Фирма вкладывает деньги в
приобретение оборудования вместо того, чтобы вовремя платить зарплату.
3. Агентство по торговле недвижимостью отказывается от выполнения
недвусмысленных контрактных обязательств из-за изменившихся
обстоятельств. 4. Убыточное предприятие не закрывается, чтобы не лишать
работы занятых на нем людей. 5. Компания ведет «двойную бухгалтерию»,
скрывая информацию и от налоговиков, и от рэкетиров. 6. Фирма
выплачивает скромное персональное вознаграждение чиновнику за
предоставление контракта. Выяснилось, что в первых трех случаях различия
в оценках почти не было. И американцы, и россияне осуждали описанную
практику и подчеркивали, что считают ее неприемлемой. Для исследователей
это было существенно, поскольку, по их словам, в этих сценариях речь
идет о так называемых «гипернормах», т.е. важнейших нормах деловой
этики. Соответственно был сделан вывод о том, что в подходе к «гипернормам»
национальная принадлежность «не имела существенного значения» и
что «общая мораль» может существовать даже при наличии
«больших различий в условиях ведения бизнеса». В остальных случаях
россияне были гораздо более склонны проявлять снисхождение к описанной
практике, чем американцы. Организаторы исследования усмотрели в этом
проявление «местных нравов», не связанное, однако, «с
основополагающими правами человека и моральными установлениями».
Отдельно было проведено еще одно исследование по отношению к «гипернормам»
и «местным нормам» среди одних американцев. Выяснилось, что менеджеры,
активно общающиеся с российскими коллегами и друзьями, быстро начинали
реагировать на предлагаемые сценарии «по российскому образцу», а у их
менее общительных сограждан подобного сдвига в оценках не наблюдалось.
Авторы публикации сделали самоочевидный вывод, что для первых «важнее
было, где они, а не кто они», а для
вторых определяющим оставалось «культурное наследие». В любом
случае «Вестник академии управления» советует своим читателям не
принимать безоговорочно на веру расхожие представления о «моральной и
культурной несовместимости», якобы существующей между бизнесменами в
России и США.
Андрей ШИТОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200810/?10_7_91