БЫЛИ ЛИ ПРИ ПИОНЕРАХ САМОЛЕТЫ?
- Пап,
а что, разве тогда уже самолеты были?
11-летняя дочка читает книгу Валентина Катаева "Волны Черного моря", где
действие начинается в 1941 году.
- Еще
как были!
- Так
ведь тут про пионеров написано...
Разговор
для меня, папы с образованием историка, начался, как ножом по сердцу.
Понятно, что до курса отечественной истории в школе Ксения еще не успела
добраться: только что окончила 5-й класс, там учили Древний мир. Но
реалии, которые относятся к нашему детству, а тем более к детству
бабушек и дедушек, для нее тоже нечто если не из области древней
истории, то времен очаковских и покорения Крыма - точно.
- Дочь, я
ведь тоже пионером был. И мама была. Да и сейчас они есть - вот по
телевизору показывали: коммунисты принимали ребят в пионеры на Красной
площади.
- И
коммунисты сейчас есть? - удивляется Ксюша. Тут же смущается и идет на
попятную. - Ах, ну да-да, конечно. Надо же, пионеры! И что у них, эти
собрания, как раньше?
- Не знаю
насчет собраний. Но чего удивляться... Скауты тебя же не удивляют?
Кто-то в скауты идет, кто-то в пионеры, кто вообще никуда.
- Ну,
скауты - это нормально.
- Как
сказать. В моем детстве это было совсем ненормально. Про скаутов мы
только в книжках читали, как пионеры с ними дрались...
КАЖЕТСЯ, ВЛАДИМИРОМ ЗВАЛИ
"Интересно, - спрашивает дочь, - сейчас пионеры тоже говорят, что к
борьбе за дело Ленина-Сталина готовы?"
Про "дело
Ленина-Сталина" - это наверняка из книжки про Васька Трубачева вычитано.
Какое-никакое представление о вождях, значит, имеется. И не только о
них. Как-то речь зашла у нас про большевиков. "Знаешь, - спрашиваю, -
кто это такие"?
- Знаю, -
как-то не слишком уверенно отвечает Ксения. - Это революционеры.
- А что
про революцию тебе известно?
- Ну, царя
свергли. Там еще два директора было - сначала Ленин, а потом откуда-то
Сталин взялся.
- Про
Ленина давай поподробнее.
- Звали
его, кажется, Владимир Ильич. А фамилия была настоящая - Ульянов. И
родился он 22 апреля (как выяснилось, Ксения запомнила дату рождения
вождя пролетарской революции, поскольку она примерно совпадает с днем
рождения одноклассника. - А.Я.).
- А про
Сталина что можешь сказать? Его-то как звали?
- Не знаю.
Известие,
полученное от меня, насчет грузинского происхождения лучшего друга
советских детей уводит Ксению от серьезного разговора на историческую
тему. Она начинает веселиться, изображая грузинский акцент.
ФЮРЕР В ГОРШКЕ
Четкого
представления о хронологии отечественной истории у Ксюши пока еще нет.
Поэтому, читая книжку, в которой речь идет о событиях Первой мировой,
она любопытствует: это с кем война была? С Гитлером?
- Нет. С
Гитлером - это Вторая мировая.
- А,
значит, с Наполеоном, - догадывается Ксения, побывавшая с классом на
экскурсии в Бородинской панораме, а потому составившая себе мнение о
французском императоре.
- Да нет
же, с немецким кайзером!
-
Какой-такой кайзер? Кайзер еще какой-то взялся...
- А что
знаешь про Гитлера?
- Э-э, -
тянет она, - его Сальвадор Дали рисовал, и еще его портрет на горшке
рисовали...
Тут у
Ксюхи явно сказалась учеба в художественной школе, хотя вряд ли там
показывали картину Дали "Загадка Гитлера" (на которой, к слову, портрета
диктатора вроде и нет). А времен войны английский ночной горшок с
физиономией фюрера на дне был увиден в какой-то иллюстрированной книжке.
Но этим представление о вожде Третьего рейха у дочки явно не
ограничивается. Как-то жена собиралась в поездку в Германию и, заполняя
заявление на визу, размышляла вслух: "А что писать про цель поездки?"
Ксюша была тут как тут: "Пиши: борьба с фашизмом".
О русских
императорах, похоже, четкого представления тоже нет. Говорит:
"Большевики царя свергли. И правильно сделали. Только неправильно то,
КАК они свергли. А я не хотела бы при царе жить. Чего тут хорошего. Если
бы Путину, как царю, тоже говорили: "Ой ты, гой еси!" Чего тут хорошего?
Царь людей по два раза вешал. Нам в школе рассказывали". Догадываюсь,
что речь идет о Николае Первом и о знаменитом эпизоде казни декабристов,
когда действительно оборвалась веревка - и приговоренных повесили вновь.
Так ведь, говорю, то при Николае I было, а свергли, наоборот, - Николая
Второго. Сложновато все получается...
ГДЕ - КРАСНЫЕ, ГДЕ - БЕЛЫЕ?
Ксюша
много читает. Я бы сказал, очень много. А потому постоянно спрашивает,
чего бы еще почитать. И вот тут-то, несмотря на наличие немаленькой
домашней библиотеки, и возникает трудность.
С одной
стороны, в магазинах полным-полно всяких Гарри Поттеров и Молли Мун, но
негоже нам одними современными англосаксонскими авторами зачитываться.
Что же до современных отечественных детских писателей, то читать их (как
и советовать ребенку) особого желания не возникает.
Остается
что? Старая добрая классика. В том числе и советская: Гайдар, Осеева,
Катаев, Кассиль... То же самое и к кино относится - ведь классные у нас
фильмы снимали. А там, помимо всего иного-прочего, полно примет времени:
идеология, "к борьбе за дело Коммунистической партии" и все такое. Но,
думаю, это не беда - вся идеологическая шелуха ничто перед действительно
хорошими книгами и фильмами, какими бы "красными" они ни были.
А то, что
в жизни красные были не всегда такими хорошими, как в книжках и кино, -
понимание, думаю, придет само. Тем более что и их противники далеко не
всегда блистали чистотой одежд.
Никак вот
не уговорю дочку посмотреть "Чапаева" - героико-военная романтика ее,
видите ли, не прельщает. Но все-таки надеюсь уломать. Чтобы хотя бы
фольклор ребенку был понятен. А то взялась как-то одна современная
девочка анекдот понравившийся пересказывать: а там у нее Чапаев и...
Петечка в главных ролях. В наше, советское время такого симбиоза
геройского Петьки с лоботрясом Вовочкой не получилось бы.
Андрей ЯШЛАВСКИЙ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200805/?08_4_3