НА НОЖАХ
Как хороша и завидна судьба каждого классического художественного произведения в сравнении с актуальной пьесой, как сильно парадный жеребец отличается от рабочей лошадки! Она и пашет, и возит общество в конкретной социальной ситуации, а эталон только ждет своего часа и знает, что этот час придет.
Пришел час и забытого романа Н.С. Лескова "На ножах". После 1994 г. это сочинение смогло, наконец, прочитать на русском языке очередное поколение читателей, а недавно телевидение окончило показ сериала с одноименным названием в постановке Александра Орлова на киностудии А.М. Горького.
Подробное "антинигилистическое отмщение" - главное в романе и сериале, а проще говоря - неизбежная месть болтунам-преобразователям общественных отношений и хозяйственной жизни России за десант западных социальных учений на русскую землю стала актуальной. Месть и за преобразования, и за беспокойство, и за нигилизм - за отрицание преобразователями нажитых народом общественных ценностей, моральных норм культуры и форм общественной жизни.
Житейскому роману Николая Лескова без малого 150 лет. Вечное в нем не занимает больше места, чем преходящее, добро и зло погашены покорностью, а любовь - не глубже описаний попыток конкретных социальных перемен. Почему же наше современное общество оказалось готово к работе Александра Орлова, к просмотру сериала "На ножах"?
Ответом на этот вопрос пропитана вся ткань романа и пленка сериала. Вот размышления одного из главных героев, Горданова: "Теперь более чем когда-либо окрепло в нем убеждение, что в нашем обществе все прощается и все дозволено бесстыдной наглости и лицемерием прикрытому пороку". Каково? Как не узнать здесь наши дни? Надо лишь заметить, что эти дни, когда все дозволено, мы уже прожили. И у Лескова, и у Орлова они относятся к середине повествования, за чем следуют жуткие части: "Кровь", "Темные силы", "На ворах шапки горят" и "Через край". Сами названия этих частей во всем соответствуют нашей новейшей истории.
Слово в России для веры, а не для проверки. Причина такого положения очевидна: тысячу лет Православие воинственно охраняло Слово от сомнения, внушало, что ревизия Слова Божия - вершина греха, да и Советская власть держала слово беспримерно тверже, чем настоящая поговорка: "Доверяй, но проверяй" - только прием чиновника, а не правило жизни народа. В этом суть особой ответственности журналистов.
В романе "На ножах" действует журналист Кишенский. Используя в корыстных целях профанацию социальных преобразований, он зарабатывает деньги сразу в 5 местах: в полиции, в частном фонде и в трех разных газетах противоположных направлений.
В наши дни профанация социальных реформ, эдакая романтичная дама, породила довольно настырную и прагматичную дочь - некомпетентность. Реформы затянулись, и некомпетентность расцвела пышно и непринужденно. Она уже не удовлетворена романтикой мамаши и повернулась к нам самой неприятной своей стороной - упорством в заблуждениях. По этой причине некомпетентность хуже профанации, ибо она, к сожалению, закономерна, а потому даже случайно не может дать правильное решение. Пустоцвет - ее единственная радость.
Профанация и некомпетентность и породили наших "кишенских": Сванидзе, Киселева, Доренко и огромную армию других столь же профессионально непригодных и бессовестных.
Презирая свою единственную и всегда законную собственность - репортаж, они дерзко рвутся к комментарию и всегда готовы ответить на все вопросы. Политика - пожалуйста, экономика - нет проблем, финансы - проще пареной репы, военное дело - сам рядовой! Почему танки пошли на город? - Знаем, знаем! На самом деле знаний, конечно же, никаких нет, а потому "кишенские" в качестве сенсации многократно извещали граждан по ТВ: "Сегодня президент Ельцин встретился с премьером Черномырдиным!", не замечая нуль информации в сообщении и ни разу не задавшись вопросами: "А зачем они расставались? Разве не дело этих двух лиц было обеспечить непрерывное управление в условиях кризиса?"
Конечно, иногда они обращаются к мнению специалистов или авторитетных граждан. Но людям свойственно выбирать себе подобных, а профанация остается путеводной звездой, и в качестве экспертов попадают типичные не те. Если надо спросить, что нам делать с экономикой, то "кишенские" бегут спрашивать глазника, не понимая, что глазник "отращивает" глаз, а не налоги, а если приспичило обсудить права человека, то бегут на консультацию к узнику, не догадываясь, что горизонты узника никогда не поднимаются выше шапки охранника и никогда не откроют путь к миру. Потому и живем на ножах.
Что касается бессовестности, то ее придется иллюстрировать на примере с Киселевым, чтобы не попасть в антисемиты и не посеять гнев президента Ельцина.
Так, 21 июня 1998 г. в передаче НТВ "Итоги" ведущий программы Киселев предложил телезрителям ответить на вопрос: "Вы одобряете решение президента Ельцина не баллотироваться на 3-й срок?"
При таком вопросе получается, что всякий, кто не хочет, чтобы Ельцин был президентом, даже всякий, кому эта мысль нестерпимо противна, должен ответить: "Да, я одобряю решение президента!"
По результатам этого опроса 82% респондентов ответили, что они одобряют решение президента больше не баллотироваться, а 17% сказали "нет". Психологически понятно, что 17% опрошенных не преодолели возмущения провокационной постановкой вопроса и сказали "нет" потому, что не смогли выговорить "да", и ошиблись. К ошибке их привел Киселев.
Подводя итоги, Киселев сделал вывод: "Итак, 82% опрошенных считают, что президент прав, а 17% считают, что президент должен баллотироваться еще раз. Таков теперь, 17% сразу после Зюганова, рейтинг президента Ельцина!" Так Киселев обманывает телезрителей ежедневно.
Недавно на телевидении побывала школьная учительница Киселева. Она сказала, что Евгений проявлял способности в математике. Школьные учительницы редко ошибаются. Давно понятно, что рейтинг президента Ельцина равен нулю и даже имеет невозможное отрицательное значение, поскольку очень многие избиратели хотели бы его видеть даже не в больнице, а на нарах за совершенные им преступления. И даже они - это терпеливые и добрые люди. Но Киселев показал, что западные избирательные технологии могут привести к власти кого угодно, кого ему прикажут. Понятно, что у некоторых не выдерживают нервы от такого хамства. Живем на ножах.
Сокрушительный роман "На ножах" - единственный политэкономический роман на свете, где все герои - шантажисты, воры и убийцы. Низко пав, исправители общества отравляют все вокруг: других людей, природу и хозяйство.
Разница с нашей современной жизнью в том, что в романе и в сериале все действия преступников происходят тайно и раскрываются усилиями автора и сценариста, а в современной жизни преступления совершаются явно, открыто, как групповой секс.
Совершенно открыто господские СМИ настраивают население новаторски, во вред самому населению, готовят очередной обман, продвигают западные избирательные технологии на русскую почву, где эти технологии срабатывают великолепно, но только во зло. Примечательно, что герой Лескова майор Форов чудесно объясняет причину своего новаторского поведения фразой: "В обязанность считал со старою правдой на ножах быть". Причин быть за реформы у него нет, напротив, реформы ему угрожают, приводят к смерти, но он "в обязанность", а не по сути и смыслу решает быть за новое, как генерал Лебедь. Вот Явлинский, например, он новенький, еще не правил. Форовы проголосуют за него. Получат новую боль.
Западные избирательные технологии равны отмене в России всеобщего избирательного права, чего заинтересованные лица сегодня и добиваются, не имея другой возможности быть избранными. Поэтому фраза с оправдательным намеком: "Опять виноваты журналисты", - лукавство. Журналисты виноваты, а те, о ком идет речь, и не журналисты вовсе. У них ранги министров и все остальное тоже министерское, с той лишь разницей, что министры уже много раз сменились, а они нет. Власть, таким образом, стабильна, как и результаты правления.
Сериал киностудии А.М, Горького позволил телезрителям сделать сравнения и поразмышлять на тему "прежде и теперь". Тема оказалась интересной не только в вековых временных рамках, но и в новейшей истории за сравнительно короткий период.
Прежде, совсем недавно две потрясающие умницы Светлана Сорокина и Татьяна Миткова ежедневно, в течение нескольких лет, создавали дымовую завесу криминалу, убеждая телезрителей, что налоги платить не надо, что "везде их не платят", что "стремление предпринимателей прежде всего не уплатить налоги является естественным желанием деловых людей повсеместно за границей", что пусть так будет и у нас. Было бы забавно узнать, где это они видели, кроме инструктажа их хозяев. Эти гражданки сняли с воров моральную ответственность за кражу, и воровать стали все, как у Лескова, все: от пионера до пенсионера, от студента до академика. Стали жить на ножах с чувством неизбежности.
Консерватор Лесков сказал бы о них: "Дамы сыграли свою партию на нижнем регистре!" Учитывая молодость насильственных новаций в России, это можно квалифицировать, как растление малолетних.
Теперь Киселев, Сванидзе и некоторые новые лица на экранах ТВ ведут информационную войну против Югославии, Белоруссии и России в рядах действующих войск дезинформации США и НАТО. Прогресс налицо.
Историки (или антропологи?) будущего наверняка удивятся, обнаружив в одном и том же культурном слое свидетельства огромных духовных богатств народов России и ничтожество наших бед и противников. Взять бы да объединиться и попереть, наконец, в шею всех этих преобразователей с правом на убийство, и жить хорошо. Найдутся, однако, кто скажет, что автор не прав.
Зато, безусловно, права героиня фильма Орлова - Лариса Платоновна, которая объяснила в сериале все наши беды одной репликой: "Теперь союзов нет, и все на ножах!"
Гавриил ЗАМЯТИН
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199924/?24_7_5