А КАК ИНАЧЕ?
Уважаемый товарищ Васильцов! Всегда с интересом знакомлюсь с результатами исследований Вашего Центра. Наверное, это нужная работа, и результаты ее представляют определенный интерес. Но вот последняя публикация "Он и мы. Сталин и национальный вопрос: современное восприятие" (СР, 4 марта 1999 г.) наводит на размышления и вызывает серьезные замечания.
Большинство сегодняшних респондентов наверняка имеют представление о Сталине и сталинской эпохе и, в частности, по вопросу о "репрессированных народах" из послехрущевских источников пропаганды. Сами в то время не жили, сами не видели, сами не знают того, о чем спрашивается их мнение. Это все равно, что спрашивать мнение о зимних видах спорта у папуасов! Очевидно, что их мнение и оценки ничего, кроме курьеза, не представляют.
Поэтому результат Ваших опросов в нашем случае дает лишь оценку действенности антисталинской, антисоветской и, в известной мере, антирусской пропаганды, развернутой после XX-го съезда КПСС.
Вот и получилось, что "примерно четверти (сегодняшних обитателей России - Е.С.) не мешает трактовать этот поступок (выселение чеченцев в 1944 г. - Е.С.) руководимого Сталиным государства однозначно отрицательно". "Речь, на их взгляд (!!), идет о "величайшем, ничем не оправданном и бессмысленном преступлении". Вот Вам и результат. Что называется, приехали! Неужто с таким вот ярлыком будет сдан в архив кусочек нашей истории? Но ведь эта "оценка" нелепа, просто абсурдна! Это то же суждение папуасов о лыжном спорте, если не хуже.
Вполне понятно, что нынешнему "обитателю России", обывателю мирного времени, выселение из своей теплой и уютной квартиры и переселение представляется неслыханным злодеянием, ничем не оправданным преступлением.
Однако, чтобы опрокинуть эту "объективную и однозначную" оценку нынешнего обывателя, достаточно поставить ему простой вопрос: а как бы вы, любезный, поступили в той конкретной обстановке, в то конкретное время, чтобы потери и издержки, как для воющей Красной Армии, так и для мирного населения, были минимальны?
Возможные решения:
1. Оставить все на месте и вести боевые действия против оставшихся в тылу воющей с Германией Красной армии формированиями СС и вермахта из местного населения. Вы, допустим, нейтральный в то время обыватель, хотели бы находиться в такой обстановке, имея в виду, что фашиствующие чеченцы и прочие пособники гитлеровцев:
а) использовали бы вас как источник продовольствия, одежды и др.;
б) использовали бы населенные пункты для отдыха и лечения больных бандитов, а также в качестве узлов сопротивления, диверсий;
в) использовали бы вас, мирное население, и ваше жилье в качестве прикрытия, "живого щита", притом не обязательно с вашего согласия, надо полагать? Если не определились с ответом - поезжайте в Косово!
2. В каждом населенном пункте обеспечить надежную охрану мирного населения и его труда от бандформирований, исключить проникновение бандитов в населенные пункты в любое время суток, обеспечить охрану коммуникаций, мостов и др. и одновременно проводить операции по уничтожению сил противника вне населенных пунктов, для чего привлечь соответствующее количество войск. Сущие "пустяки": оголить сотню другую километров советско-германского фронта!
3. Известный вариант, неоднократно испытанный немецко-фашистскими войсками: помимо патрулирования путей сообщения (с расстрелом на месте всех подозрительных и просто оказавшихся вне населенных пунктов) для "борьбы с партизанами" внезапное окружение населенных пунктов карательными отрядами и полицаями, поджог жилья и уничтожение населения. Может, это вас устроит, наш гуманный человеколюб? Но и здесь придется вас огорчить. Даже немцы на практике убедились в неэффективности такого метода, о чем скажу ниже.
В итоге остается лишь решение, которое приняло в то время руководимое Сталиным правительство, вернее, Верховное главнокомандование.
И никто из тех, кто жил в то время и сам все видел и пережил, не только не смог бы предложить более разумное решение, но и не посмеет дать отрицательную оценку этой самой "репрессии народа". Потому что это было единственно правильным, разумным решением в то время и в той обстановке. Хотя и было отнюдь не самым простым и легким в организационном и материальном плане для страны во время предельного напряжения всех сил, в 1944 г.
Это мое суждение основывается не на общих рассуждениях о гуманности и эмоциях, а на личном опыте. Расскажу об одном похожем "переселении народов", в котором мне пришлось быть участником.
Было это в начале 1942 г. на оккупированной территории Орловской области, в Знаменском районе. Наша семья там оказалась после того, как 5 октября 1941 г. мы покинули старинный городок Карачев, уходя от Гудериана, чьи войска в тот же день вошли в город с южной окраины. Уходили через леса в сторону городов Болхов и Болев, двигаясь вместе с войсками Красной Армии, выходившими из-под Брянска и с других участков фронта. Но вырваться из окружения не удалось, остались на оккупированной территории. Где-то в ноябре стали возникать партизанские отряды, сперва маленькие (16-20 человек), потом они стали объединяться, устанавливать связь с "Центром", для чего переходили, уже зимой, линию фронта. Такой переход совершил, в частности, мой старший брат Александр, которому в то время шел 17-й год, о чем он рассказал, когда однажды ночью появился у нас, принес несколько номеров "Правды", немного сахару, масла и даже пачку махорки, хоть сам еще не курил. А перед рассветом, помывшись, обогревшись, после проведенной общими усилиями операции против вшей (извините за грубость!) и смены белья, ушел в лес, так как днем должны были пожаловать немцы из соседней деревни Бутырки (3,5 км) для сбора продовольственных и вещевых ресурсов (а проще - сплошного грабежа всего, что представляло хоть какую-то ценность), столь необходимых для "непобедимого вермахта". И делали они это с известной немецкой педантичностью.
Надо сказать, что в декабре и январе в лесных деревнях немцев почти не бывало, они держались в райцентре и крупных селах. Обстановка изменилась после того, как где-то в начале февраля 1943 г. нас освободили (как мы думали). Но оказалось, что это были части конной группы, рейдировавшей по немецким тылам. Рано утром, перед рассветом, нас "освободили", потом около деревни Бутырки завязался бой, длившийся весь день. А на следующий день хлынула колонна немецких войск. В нашей деревеньке Алексеевка (7 дворов) расположилось около батальона, поэтому жители устраивались, где придется. Нам с матерью, например, пришлось ночевать в чулане, под грудой старых мешков и тряпья, чтобы не замерзнуть. Через 3 дня фронтовики ушли, и нас стали регулярно навещать "заготовители".
Вот такая сложилась обстановка: днем немцы, а ночью партизаны и окруженцы. Немцы вели борьбу с партизанами, применяли "3-й вариант" (см. выше), т.е. окружали деревни, вблизи которых бывали стычки с партизанами, или по доносу предателей, поджигали дома и стреляли всех, пытавшихся спастись. В хорошую погоду на малой высоте над лесами и деревнями летали Ме-110 и Дорнье, обстреливая все подозрительное. Однако, такая тактика была неэффективной. Во-первых, ночью партизаны находили приют, подкрепление в деревнях, получали сведения о немцах. Была отработана "система сигнализации" в виде белья и тряпок, вывешиваемых в определенном порядке на улице так, что их можно "читать" с опушки окружавшего леса. Во-вторых, крестьяне передвигались по дорогам, ездили в лес, за сеном и тем самым усложняли поиск партизан по следам. Вообще присутствие "цивилистов" (мирного населения) крайне затрудняло борьбу с партизанами. Что говорить, если даже безобидный вроде пацан, которому шел 13-й год, ухитрился напакостить: вырезал метров 20 телефонного провода, чтобы использовать его вместо дратвы для подшивки валенок (провод был с хорошо просмоленной нитяной оплеткой).
Вот в такой конкретной обстановке немецкое командование приняло решение о выселении всех из лесных деревень в степные районы, подальше от леса. Правда, сделали они это гораздо проще, чем "злодей" Сталин. Числа 4 или 5 марта 1943 г. прибыл офицер с охраной и переводчиком и вручил бумагу на двух языках, в которой предписывалось: всем до 10 утра следующего дня покинуть деревню и уходить в направлении села Ильинское Хотынецкого района. Оставшиеся после 10 часов будут расстреляны. И никаких проблем, забот о транспорте, ночлеге, питании и т.д. Одним словом "weg!" - и вся недолга! Так мы через 2 дня пути оказались в большом селе Ильинское Хотынецкого района, где в 1943 г. прошли через операцию "Кутузов", в результате которой, правда, с "двух попыток", были освобождены окончательно. (Вплоть до 90-х годов!).
Как оценить сегодня это "насильственное переселение"? Не сомневаюсь, что с точки зрения сегодняшнего обывателя - только как жестокую, репрессивную меру, а с учетом конкретных условий - просто антигуманную, бесчеловечную. В действительности же, объективно, такая "депортация" оказалась спасительной, т.е. гуманной! Правда, эта "гуманность" была вынужденной, так как в основе такого решения лежали отнюдь не гуманные соображения германского командования. Напротив, всякие меры и действия, направленные на сокращение "неполноценных славян", поощрялись руководством рейха. Истинные мотивы такого решения прозаичны. Во-первых, на уничтожение лесных деревень с населением требовались немалые силы и затраты, хотя бы боеприпасов, столь необходимых на фронте. Во-вторых, акции по уничтожению населения в партизанских краях давали обратный эффект: население уходило в лес и многократно увеличивало ряды народных мстителей, для борьбы с которыми пришлось бы снимать с фронта новые и новые соединения. Такова, на мой взгляд, объективная оценка тех событий. Надо сказать, что ни тогда, ни теперь у нас, непосредственных участников тех событий, они не вызывали особых возмущений и воплей о геноциде. Мы просто понимали, что происходит и с кем мы имели дело. Шла война. А у нее свои законы и своя логика. Недоступные нынешним "теоретикам".
Что касается "геноцида" против чеченского народа, то в результате этого "геноцида" численность чеченцев к настоящему времени удвоилась. Чего нельзя сказать о белорусском народе, да и орловско-брянском населении. Так что не осуждать, а благодарить следует руководство страны того времени за сохранение нации, не в пример нынешним "общечеловекам", устроившим в мирное время кровавую бойню в Чечне.
Е.А. СИГАЕВ, Кемерово
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199921/?21_3_3