(Вадим КУЛИНЧЕНКО
)
"За самой городской чертой,
Где светится золотоглавый
Новодевичий монастырь,
Заводы, бойни и пустырь
Перед Московскою
заставой..."
А. Блок, поэма "Возмездие"
Когда-то самое престижное кладбище дореволюционного Санкт-Петербурга ныне не охарактеризуешь прекрасными эпитетами. Да и сам монастырский комплекс, который называл поэт "золотоглавым" и который можно лицезреть в полной красе только на открытке 1912 г, представлен лишь полуразрушенным храмом Казанской Божией Матери. А между тем кладбище представляет историческую ценность - на нем еще остались захоронения Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, М.А. Врубеля, Э.Ф. Направника, других выдающихся деятелей культуры, замечательных исторических личностей. Большая часть захоронений до наших дней не сохранилась. Однако и сегодня уцелевшие памятники XIX начала XX вв. впечатляют монументальностью и разнообразием, в отличие от сегодняшнего шаблона. Последние захоронения на кладбище относятся к 1934 г. С тех пор захоронения не производятся. Кладбище забыли и забросили, наверное поэтому о нем мало кто знает, даже в Петербурге.
Выполняя просьбу московского писателя-историка Виталия Гузанова посетить и сфотографировать ряд памятников на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, я столкнулся с рядом казусов при его поиске. Выйдя из метро "Московские ворота", где стоит арка, схожая с московской на Кутузовском проспекте, я должен был определиться - в какой стороне расположен адрес Московский, 100. Как всегда двинулся не в ту сторону и как всегда двое ответили - "Не знаю", а трое посоветовали ехать в Москву - "Там Новодевичье кладбище!". Но вопреки их совету, я направился на Санкт-Петербургское Новодевичье, а про Московское я знал достаточно и без их советов.
До недавнего времени интерес к нашей истории глушился намеренно, да и сейчас мы еще не вышли из этого состояния, но все-таки, хотя и "голая" свобода, позволила заинтересованным людям открыто проявлять свой интерес и взгляды на историческую суть России. На кладбищах лежат личности, которые в бытность вершили историю страны, вот почему в последнее время возник неподдельный интерес к некрополям. Проявился он и к Новодевичьему кладбищу, потянулись и сюда люди.
Название Новодивичье берет от Московского Новодевичьего монастыря, когда еще в 1764 г. по повелению Екатерины II в Санкт-Петербург в Воскресенский монастырь были направлены 14 монахинь и назначена игуменья Ельпидифора (Кропотова) из Московского Новодевичьего монастыря. Так за Петербургской обителью и кладбищем при нем и осталось название Новодевичье.
На богатом и известном Новодевичьем кладбище хоронили представителей почетных дворянских фамилий, видных ученых, известных писателей, адмиралов. Чрезвычайно высокий социальный ценз этого кладбища привел к тому, что после революции большая часть могил осталась без родственного ухода и присмотра. Безвозвратно погибли многие исторические захоронения и художественные надгробия, а те, что сохранились - разорены и запущены. Процесс этот продолжается и сегодня, даже еще большими темпами. Вандализм входит в норму. Кладбище находится не в лучшем состоянии. С могил растаскиваются конструкции памятников. Уже редко встретишь ангелочков, модных на памятниках прошлого столетия. "За одну ночь пропало 30 штук", - говорит служительница кладбища.
После революции Новодевичье несколько раз подвергалось официальному "разграблению". Некрополю был причинен непоправимый ущерб при переносе захоронений и памятников в 1935-1936 гг. А в конце 1960-х гг. возникла новая идея, нанесшая Новодевичьему новый сокрушительный удар. Под предлогом создания на его территории музейного заповедника началось массовое уничтожение надгробий. В архиве Государственного музея истории Ленинграда имеются сведения о легальном разграблении некрополя Управлением предприятий коммунально-бытового обслуживания и администрацией кладбищ. Только за 1969 г. было уничтожено около 400 надгробий, среди которых памятники выдающимся деятелям культуры, науки, военным и государственным деятелям. Не приведет ли к подобному очередная акция по перерегистрации могил, объявление о которой висит у входа на кладбище, ведь многие могилы, представляющие историческую ценность, давно не посещаются по известным причинам - родственники захороненных в большинстве своем живут за границей.
Но и в настоящем виде, после всяких передряг, кладбище представляет не только исторический, но и эстетический интерес.
Вот памятник в виде 2-метровой бронзовой фигуры Христа на могиле Анны Акимовны Вершининой, малоизвестной жены генерала, умершей 16 июля 1914 г., стал местом паломничества пожилых людей города. Фигура Христа, подобная памятнику Владимиру Высоцкому на Ваганьковском в Москве, блестит на солнце и вся в цветах. "Здесь очень отличная аура!" - замечает служительница, - "Люди, приходя сюда, подолгу обдумывают здесь свои мысли". Рядом с этой могилой расположена могила генерал-адъютанта Александра Александровича Бенкендорфа (1848-1915) с 3-метровым гранитным крестом. Мы достаточно много знаем не очень лестного об Александре Бенкендорфе (1783-1844), надзиравшим за А.С. Пушкиным, и ничего о его потомках.
Могила Федора Ивановича Тютчева, поэта, которого по значимости сравнивают иногда с Пушкиным, и рядом еще 4 могилы его родственников, среди которых и могила контр-адмирала Николая Алексеевича Бирилева, зятя Тютчева, героя обороны Севастополя 1854-1855 гг. Только скромные беломраморные кресты.
С 1849 по 1887 г. на Новодевичьем было похоронено около 3,5 тыс. Эти захоронения перечислены в специальном описании Новодевичьего некрополя, приложенном к историческому очерку монастыря. Общее число похороненных на кладбище с 1887 по 1934 г. - примерно 22 тыс. Для посетителей Новодевичьего кладбища близ входа установлен план с обозначением некоторых примечательных захоронений. Из нескольких тысяч сохранившихся до настоящего времени надгробий в список включено всего 244, преимущественно известных исторических лиц и монументы, представляющие художественную ценность.
Кладбище расположено чуть в стороне от Московского проспекта, прикрытое зданием монастыря, где все еще расположены различные АО и фирмы, и величественным собором Казанской Божией Матери, где уже идут ремонтные работы, явно не ударными темпами. Кладбище и собор находятся под патронажем Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЗЦ), а, как известно, у нее не все складно с московской Патриархией, и меня лично, как истинно православного христианина, это очень волнует. Ведь на кладбище лежат наши предки, которые были одной православной веры и молились в одной церкви...
На кладбище не ощущается близости большой городской магистрали - это радует и подвигает на размышления о бренности бытия.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199909/?9_6_2