ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО "СЛАВЯНСКИЙ МИР" - ЧТО НАМ ГОТОВИТ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

Feb 02, 1999 12:50

(А. СИТНИКОВ, Москва)
Многие участники круглого стола, проведенного 25 декабря в редакции газеты "Семья" с участием "Учительской газеты" и других изданий, с удивлением узнали, что в Государственной Думе в срочном порядке готовится принятие закона, проект которого не был нигде опубликован, и который прямо касается каждого россиянина.
В ходе обсуждения выяснилось, что в оценках проекта закона педагогическое сообщество раскололось на три группы, а мнение родителей вообще неизвестно.

Наиболее многочисленная группа педагогов - "традиционщики", отрицают какой-либо прогресс в педагогике, утверждают, что педагоги не справляются с так называемыми "вариативными" программами, новшествами, насаждавшимися все эти годы командой реформаторов во главе с бывшим замминистра Асмоловым. Успеваемость катастрофически падает, имеет место массовая дебилизация поступающих в школу детей.

Эта группа в целом выступает за увеличение сроков обучения: для неполного среднего образования предлагается выделить девять лет, а для полного среднего образования большинство педагогов намеревается "выбивать" у правительства 12 лет.

Лидером этого направления является Российская академия образования - РАО. Совместно с Минобразованием она-то и подготовила проект нового федерального закона, предусматривающего увеличение затрат на образование почти на 20 процентов и увеличение сроков обучения на 2 года.

Однако при ближайшем рассмотрении проекта закона большинство педагогов схватилось за голову. В проекте, по мнению многих педагогов, заложена программа разрушения России, уничтожается единое культурное пространство, искажена история родной страны, которая теперь представлена фактически как "империя зла".

В то же время каждый четвертый урок отдается на откуп местным властям, которые и без того годами не выплачивают зарплату учителям. Чему будут учить подрастающее поколение местные удельные князья, наживающие на федерализме огромные состояния, нетрудно догадаться.

Финансирование работ по подготовке закона (в том числе из-за рубежа) должны проверить спецслужбы. Как объяснить наличие "золотых" кредитных карточек у некоторых высших руководителей образования, о которых сообщалось в прессе?

Требует объяснения и тот факт, что указанный проект закона вносит, в числе прочих, депутат от фракции КПРФ И.И.Мельников. Знает ли Г.А.Зюганов, что в предложенном законе, который якобы лоббируется фракцией КПРФ, полностью исключен предмет "Литература", сокращено время на освоение информатики, необязательным является изучение иностранного языка.

Вторая группа педагогов - "реформаторы", последователи Асмолова, соглашаясь с увеличением сроков, выступают против стандарта, утверждая, что требования стандарта по-прежнему слишком высокие, воспитывают технократов и что нужно предоставить большую свободу школам, снизить требования к выпускникам, отдать региональным властям еще большую часть содержания программ. Позиция этих "вариативщиков" точно охарактеризована представителем "Учительской газеты": "Девиз вариативщиков-реформаторов: "Анархия должна стать матерью образования в России, а окончательный развал - его отцом".

Третью группу представляют "развиватели", педагоги и воспитатели - сторонники развивающего обучения и новаторы, которые указывают на недопустимость увеличения сроков обучения, так как это закроет дорогу к полному и высшему образованию миллионам малоимущих семей. И это в условиях, когда на биржах труда побывал каждый четвертый учащийся старших классов.

* * *

Известно, что если использовать, например, древнеегипетскую методику преподавания математики, то ученики освоят арифметику начальной школы... к возрасту двадцати лет!

Согласно замыслам оторвавшихся от действительности авторов проекта, девять лет учебы ничего не дадут выпускникам, лишь только подготовят к "следующей ступени образования".

* * *

Российское образование на распутье.

Затратный путь, предлагаемый РАО, крадет миллионы человеко-лет у наших детей и внуков, к тому же требует новых огромных затрат. Девиз предложенного стандарта: "Российские дети - дебилы, им нужно увеличить сроки обучения, им не нужна ни литература, ни информатика.

* * *

В то же время педагоги-новаторы В.Ф.Шаталов, Н.Л.Зайцев и другие подготовили за последние тридцать лет более 10 тысяч педагогов, которые овладели новыми методами, позволяющими сократить "десятилетку" минимум на треть. Проверка знаний бывших учеников через 20 лет показала, что "шаталовцы" все помнят, а обычные выпускники почти все позабыли! Тысячи семей, которые следуют рекомендациям Б.П.Никитина, П.В.Тюленева, вообще обходятся без одного, двух и даже четырех классов начальной школы.

Чрезмерная длительность обучения только ухудшает качество образования. И не будем забывать, что в кризисные 30-е и 40-е годы нынешняя "восьмилетка" была "семилеткой".

* * *

Известно, что еще в октябре в правительство поступил альтернативный проект: группа педагогов и воспитателей предложила программу "Всеобщее бесплатное высшее образование", реализация которой позволит, по мнению авторов, в два-три раза сократить расходы родителей на образование детей. Но авторы предлагают не сокращать расходы, а дать в освободившееся время несколько профессий учащимся еще в период обучения в школе, чтобы к совершеннолетию граждане России могли стать самостоятельными людьми.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199905/?5_2_7

199905

Previous post Next post
Up