(Л.Д. ПОТАПОВ, Председатель общества защиты В.И. Ленина г. Магадана)
В КЕМЕРОВСКОЙ области вводится новый народный обычай - разучивать новые песни. Один такой душевный текст песни, взятый из кемеровской газеты "Левый берег", мы предлагаем читателям (ред.):
ПУХОВЫЙ ПЛАТОК
Стихи Екатерины ГОЛОВАНОВОЙ
Музыка Николая ГУСЕВА
За окном ветер злится, беснуется,
С неба кружится легкий снежок,
Что-то зябну и сердце волнуется...
Греет плечи пуховый платок.
Я сегодня такая счастливая -
Признаюсь, люди добрые, вам:
Оренбургский платок-паутиночку
Подарил губернатор Аман.
Я заботой сыновнею тронута
К моим ветхим, озябшим плечам.
Обогрел тот платок замечательно,
Что дарил губернатор Аман.
Эта книга стала бестселлером оппозиции. Потому она заслуживает того, чтобы присмотреться к ней повнимательней.
Читая ее, я вспомнил фильм "Чапаев" и наивный крестьянский вопрос: "Василий Иванович, ты за коммунистов аль за большевиков?" Помнится, тогда Василий Иванович, не умея разобраться в тонкостях политической терминологии, ответил дипломатично: "Я за Интернационал!"
В отличие от Чапаева, Тулеев считает себя знатоком в области политической терминологии - он то и дело лягает бесчестных большевиков, противопоставляя им честных коммунистов. Он посылает доверчивого читателя "от Понтия к Пилату", не замечая комического положения, в которое он попал. Истории просто неизвестны другие коммунисты кроме большевиков. Те коммунисты, которые пытались отмежеваться от большевиков, рано или поздно должны были проститься и с коммунизмом. Так было с Горбачевым, так должно было случиться и с Тулеевым, хотя Тулеев все время противопоставляет себя Горбачеву.
Когда читатель с помощью Тулеева уже почти разрешил для себя вопрос: "Ты за коммунистов аль за большевиков?" - честный коммунист Тулеев неожиданно заявляет: "А я за хомоцентризм!"
Но что простительно Чапаеву, то непростительно Тулееву. У Чапаева за плечами церковно-приходская школа и полгода курсов красных командиров, откуда он сбежал на фронт. У Тулеева за плечами институт, Академия общественных наук, 3 года работы в обкоме партии - кажется, вполне достаточно, чтобы разобраться и в политической терминологии, и в истории, и в философии. Для кого, может быть, и достаточно, но для Тулеева нет. Рассуждая о "хомоцентристской идеологии", он мимоходом делает удивительное открытие:
"Кстати, кто-нибудь задумывался над структурой слова "революционный"? Мне оно однажды представилось следующим образом: "революционный" и получилось, что оно означает процесс обратный эволюции, а еще точнее - противоестественный" (стр. 153).
Тулеев даже не замечает, что за игрой слов "революционный" и "эволюционный" стоит один из фундаментальнейших законов мироздания - закон перехода количества в качество, о котором слышал любой студент. В природе количественные изменения происходят эволюционно, а качественные - революционно, скачкообразно. Примеров такого "неестественного" хода вещей в естествознании можно найти массу. Вода охлаждается постепенно, но в лед она превращается моментально, без изменения температуры. Человек стареет постепенно, а умирает моментально - "ни с того, ни с сего". Носила она его под сердцем 9 месяцев, а родила в одночасье, в самых "неестественных" муках. Тулеев, наверное, слышал в Академии общественных наук, что новое общество, как и новый человек, рождается в муках в силу одних и тех же общих законов.
Но учение, видимо, не оставило заметного следа ни в душе, ни в голове Тулеева. Неудивительно поэтому, что у него, как у "волшебника-недоучки" получаются самые удивительные вещи: "Сделать хотел утюг - слон получился вдруг".
К слову "хомоцентризм" не мешает присмотреться повнимательнее. Когда читаешь рассуждения Тулеева о роли Центра, роли Регионов, роли Личности, то видишь что-то удивительно знакомое: из-под шапки "хомоцентризма" торчат уши анархо-синдикализма. Автономный человек в автономной общине - вот его кредо. Пусть Центр не мешает Общине, пусть Община не мешает Личности, и все будет отлично! Пусть место Закона займет Договор, и наступит Царство Справедливости.
Очень глубокие мысли, а главное - очень свежие! Достаточно почитать исландские саги, чтобы убедиться, что такое общество РЕАЛЬНО существовало тысячу лет назад в Исландии, а потом почему-то разрушилось. 150 лет назад такое общество проповедовали Прудон, Штирнер, Бакунин, но человечество почему-то их не послушалось. Почему это случилось? Основой древнего исландского общества было натуральное хозяйство. С развитием рыночных отношений оно рухнуло вместе со своей формой Справедливости. Призывы Прудона, Штирнера, Бакунина оказались "гласом вопиющего в пустыне" потому, что им не удалось найти приемлемую форму сочетания общины, рыночных отношений и машинного производства.
Тулеев считает, что он нашел клей, способный склеить столь несоединимые части. Имя ему - Нравственность. Я рад за Человечество - после четырех тысяч лет безнравственного существования оно, наконец, получило высоконравственного пророка. "Честный коммунист" Тулеев забыл, чему его учили преподаватели из Академии общественных наук. "Старых преподавателей слушал он невнимательно". Не нравственность определяет экономические отношения, а экономические отношения определяют нравственность. Но для Тулеева все это - "китайская грамота". Он считает, что будет счастливее своих предшественников, считает так, может быть, потому, что даже не подозревает об их существовании. Проще говоря, он "изобретает велосипед". Но покатится ли эта "самобеглая коляска"?
Можно быть прекрасным шофером и плохим конструктом автомобилей, потому что для того и для другого нужны разные знания. В первом случае нужно практическое знание конкретного автомобиля, во втором нужны теоретические знания общих законов механики и тепломеханики. Правда, бывает, что и шофер занимается на досуге конструированием. Но его творчество состоит в поисках удачной комбинации уже известных узлов и деталей, созданных другими.
Судя по всему, Тулеев прекрасный практик, и он, создавая свой "хомоцентризм", идет по пути других "народных умельцев". Он тащит в свой "хомоцентризм" созданные другими готовые детали, нимало не задумываясь над их совместимостью. Тут и прописные истины из детского букваря, и сомнительные открытия "нового мышления", и списанные у коммунистов рецепты, и "мировые стандарты" "цивилизованного человечества", и заскорузлое славянофильство. Вот лишь некоторые их образцы:
Плановая система управления страной - величайшее достижение СССР (стр.35). В сфере экономики перестройка должна заключаться в предоставлении экономической самостоятельности регионам и трудовым коллективам (стр. 59). Чем больше самостоятельности будет у регионов, тем лучше будет жить Россия (стр. 88). Экономические реформы должны идти снизу (стр. 88). Сохранить социальные завоевания: право на труд, отдых, бесплатное образование и лечение, на обеспеченную старость (стр. 88). Последовательное, поэтапное осуществление приватизации (стр. 89). Свободный выход предприятий на международный рынок (стр. 91). Рынок ускоряет разрушение Среды обитания человека (стр. 109). Главное мерило всего - человек (стр. 149). Национальные традиции, нравственные нормы и правила опробованные веками (стр. 150). Необходимость "правил хорошего тона" (стр. 151). Гармоничное, бесконфликтное существование людей (стр. 151). Нравственное руководство страной (стр. 152). Нравственность - категория экономическая (стр. 152). Общественные процессы без руководства - это разрушительная стихия и анархия (стр. 152). Общество социальной справедливости (стр. 152). Капитализм - это самая кровожадная система (стр. 152). Социальное расслоение - это естественное состояние общества (стр. 154). Формирование элиты в стране (стр. 154). Через законы надо создавать справедливую основу расслоения общества и если на основе этих законов человек станет миллионером, я не вижу в этом ничего страшного (стр. 155). Самая демократическая идеология (стр. 155). Ограничение прав Центра консультативными функциями (стр. 156). Гармоничное развитие личности (стр. 159). Обеспечить хорошую жизнь для большинства российских граждан (стр. 160). Обеспечение экономической независимости России (стр. 161). Приватизация на демократических основах (стр. 162). Регулируемая рыночная экономика (стр. 162). Ограничение паразитического и безнравственного бизнеса в России (стр. 163). Разработка планов-программ (стр. 163). Стимулирование зарубежных инвестиций в экономику России (стр. 163). Не мешать россиянам каждому полностью реализовать свой потенциал (стр. 166).
В результате получается эклектическая смесь, в которой очень много "нравственности" и очень мало логики. Здесь нет ни одного нового слова, ни одной новой мысли. Все это мы встречали порознь и до Тулеева, но в составлении рецепта этого "супового набора" заслуга, несомненно, принадлежит ему. Секрет этого рецепта угадать несложно - это все та же "автономная личность в автономной общине".
Будет ли работать сей механизм, составленный из таких разнородных частей? Не постигнет ли его судьба других "вечных двигателей", изобретенных "народными умельцами"? Чтобы ответить на этот вопрос, нужны другие знания, которыми Тулеев не обладает и вкуса к которым он, похоже, не испытывает.
Говорят, что Тулеев честней Ельцина. Я охотно этому верю. Но будет ли он удачливей его? Я очень в этом сомневаюсь. Удовлетворительного ответа на поставленный вопрос: "Как жить дальше" - получить так и не удалось.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199902/?2_7_5