ТУШЕНКА СВИФТА, ИЛИ «ЛЕНИНГРАД» НА ПОСТНОМ МАСЛЕ

Mar 13, 2007 12:36


ТУШЕНКА СВИФТА, ИЛИ «ЛЕНИНГРАД» НА ПОСТНОМ МАСЛЕ

Наше теленачальство ко Дню защитников отечества или, быть может, в рамках какого-нибудь очередного «нацпроекта» показало нам героическую эпопею «Ленинград». Что и говорить, патриотическое воспитание у нас хромает, да только помогут ли подобные киношедевры нам, темным, полюбить родину?

Первое, что бросается в глаза, это то, что герои фильма (даже русские артисты!) шевелят губами на английском, а затем поверх изображения ложится озвучание на русском. Понятно, что «рынок правит миром» и «все на продажу», фильм готовится к зарубежному кинопрокату. Но мы все еще помним, на каком языке говорил пулеметчик из Брестской крепости, матрос из осажденного Севастополя, водитель с «Дороги жизни» и танкист у стен рейхстага. На русском, не на английском, эстонском или турецком. Ради уважения к ветеранам, живым и павшим, и нам, жителям великой страны, кинодельцам из фирмы «Ленинград продакшн» стоило бы снять фильм на родном языке. И ради успешных продаж тоже. Учились бы хоть у наших заокеанских партнеров. И Рембо, и Терминатор, и Микки Маус говорят на языке их создателей, а уж потом режиссеры дубляжа вкладывают в их уста слова всех народов. Не думаю, что можно завоевать западный рынок на ломаном английском.

Все действие фильма разворачивается вокруг немыслимой даже в условиях военной неразберихи «одиссеи» английской журналистки Кейт и ее окружения (с которым она в реальной жизни не могла бы встретиться) - генералов НКВД и сержанта милиции.

А ведь еще многое можно было показать. Печальную колонну коммунистов, красноармейцев и евреев, которую провели конвоиры СС по только что занятому «цивилизованными европейцами» Царскому селу к траншеям на окраине знаменитого парка. Отчаянную схватку рабочих батальонов с гитлеровцами на Пулковских высотах, не позволивших врагу продвинуться ни на метр. Погибший полностью, до последнего человека, в страшном ночном бою десант моряков в Стрельне. Черную ленту крыс и мышей, которые, повинуясь какому-то неведомому предчувствию, прошествовали по улицам города в сторону окраин в последние часы перед полным окружением. Стоящих на коленях на берегу Ладожского озера жителей, на глазах которых бомбардировщиками были пущены на дно только что отошедшие от пристани в сторону «большой земли» транспорты с ленинградскими детьми. Голодных стариков ученых, сохранявших в институте растениеводства элитные семена для будущих садоводов (знали бы они, что некачественные, зараженные всяческими болезнями, «генетически модифицированные» продукты нам будут доставлять с мировых задворков). Диверсантов, пускавших в стороны мостов сигнальные ракеты - «зеленые цепочки», и школьников, помогавших милиционерам обезвредить вражеских агентов.

Удивительна общая обстановка в осажденном городе. Верхом пошлости и антиисторизма является экранный облик Андрея Александровича Жданова. Спору нет, Жданов являлся, как принято говорить, «продуктом своей эпохи», с негативными чертами характера - советским барством номенклатурщика, известной бесхозяйственностью, приведшей к недолжной подготовке нашего города к тяжелейшим испытаниям. Но он не был идиотом, хамом и драчуном, как показали киношники. Второе лицо в партии, Жданов был послан Сталиным в Ленинград сразу после убийства С.М.Кирова. На нового руководителя была возложена архиважная задача организации жизни в самом «оппозиционном» Сталину городе. И не сколько репрессиями, сколько продолжением политики невиданного экономического перевооружения предприятий города, покровительством культурной и научной жизни. Член военного совета Ленинградского военного округа, Жданов внес известный вклад в военное строительство, которое способствовало разгрому Финляндии, а также яростному сопротивлению нацистам на всем протяжении блокады. Эту роль признал и Г.К.Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления».

Сталинский «смотрящий», опытнейший аппаратчик, один из немногих интеллигентов в правительстве, Жданов просто не мог вести себя так, как показано в фильме. Особенно отвратительна повторенная кем-то гнусность о ждановских застольях. В фильме эта выдумка утрируется еще и тем, что «вождь» объедается один, в присутствии других голодных руководителей. Делится он конфетами (по-детски!) только с американскими журналистами. Впрочем, стол его и в фильме на удивление скуден: борщ, бутылка водки и нарезанные помидоры (последние в ноябрьском северном городе достать не представлялось возможным, контрактов с Египтом и Марокко тогда не было…). А вот в деревне Рублевка на столах… Но, хватит! Не хочется даже думать о мерзостях, говоря о человеке, который девятьсот дней был под бомбежками вместе с горожанами, пережил сердечный приступ и умер вскоре после блокады.

Но… Не надо было критиковать Зощенко… Такое «образованцы» не прощают.

Опереточное и жалкое и ждановское окружение. Суетящийся и постоянно рассыпающий бумажки уполномоченый Государственного Комитета Обороны Д.В.Павлов. Руководитель НКВД «Малинин», зябнущий ночи напролет как пушкинский Герман под окнами актриски. Если говорить о руководителях ленинградских спецслужб, следовало бы вспомнить Павла Тихоновича Куприна, остановившего маховик необоснованных репрессий (при нем число вынесенных смертных приговоров было снижено в 300 (!) раз), немало сделавшего для подготовки к войне и погибшего в сбитом над Ладогой самолете в 42-ом. Или Петр Николаевич Кубаткин, руководивший ленинградским УНКВД с августа 41-го и до конца войны. По непредвзятому мнению историка спецслужб Кубаткин «слыл волевым, авторитетным, жестким руководителем, грамотным контрразведчиком и разведчиком. Именно такой руководитель и должен был возглавить работу питерских чекистов во время войны». Этот руководитель проводил ночи напролет формируя новые отделы в УНКВД, привлекая лучших специалистов-контрразведчиков. Отправлял разведгруппы в тыл врага со спецзаданиями. Расследовал и привлекал к ответственности ежовских палачей.

Петр Николаевич, также как и Жданов был представителем «русской партии» в КПСС, ратовавшей за право создания партийной организации в РСФСР. За оппозиционные настроения он был расстрелян по «ленинградскому делу». Но правота оппозиционеров раскрылась в конце 80-х, когда партийные бонзы союзных республик возглавили националистические движения, дискредитировав социалистическую идею в глазах россиян.

В городе нет главного действующего лица - коренастого человека в долгополой шинели, отдававшего четкие приказы, мысленно передвигавшего по карте дивизии и полки. Его восхищенно встречали солдаты на передовой, как единственную надежду провожали взглядом его машину старики в очередях, в его присутствии трепетно смолкали работники Смольного, ловя каждое его слово. В фильме нет Георгия Константиновича Жукова.

Как и принято в современном кинематографе, в осажденном городе никто не работает и не воюет. Даже не упоминаются многочисленные попытки деблокировать город зимой 41-42-го. Не стоят у станков рабочие «Электросилы» и Обуховского завода. Не выходят из цехов Кировского завода (находившегося на линии фронта, невиданный случай в мировой практике!») отремонтированные танки. Молчат батареи Кронштадта и Ораниенбаума. Но воспитанным на «гламуре» киношникам и не придет в голову, что победа далась тяжким, бескорыстным и самоотверженным трудом рабочих и солдат Ленинграда. Единственным функционирующим учреждением является оперетка (показанная наивно и утрированно), «звезды» которой собирают немецкие листовки и пытаются перейти линию фронта и сдаться в плен. Жители города представлены бомжеватыми уголовниками и мародерами. В лучшем случае они открыто спекулируют, в худшем устраивают потасовки с милицией или громят магазины, напоминая тем скорее бандитов парижских предместий (города, сдавшегося нацистам без боя за год до описываемых событий).

По пустым улицам города как угорелые носятся сержант милиции Цветкова и английская журналистка Кейт - «спасители отечества». Ведь именно их смекалка и спасла город. В этом самая главная проблема фильма. Не русский солдат, не советский патриотизм, не полководческий гений Жукова и Говорова спасли Ленинград, а слепой случай. И орудия этого слепого случая самые сомнительные - английские журналисты, придурковатый рыбак-финн, ученый немец Краузе. Никто лучше них не знает, что делать, как воевать, как спасать город! Для полной картины не хватает власовца с его тонкими душевными переживаниями (правда, есть такой «патриот» - престарелый белогвардейский генерал-эмигрант).

В фильме немало и более мелких нестыковок. Начальник отделения милиции, упорно называемый на протяжении всего сериала «капитаном», но, судя по двум «шпалам» в петлицах, именно майор. Или оживленная «барахолка» между колонн Казанского собора, что на Невском. Спору нет, в послевоенное время в городе (километрах в десяти от Казанского собора) был крупный «блошиный» рынок, а в начале 90-х горе-реформаторы превратили улицы нашего города в одну большую торговую зону. Но ни тогда, ни сейчас жители не торговали на ступенях главного храма Северной столицы. Или попытка Кейт «пробиться» в Смольный. Битый час она штурмует знаменитую ограду, затем столько же ее пытается оттащить сержант Цветкова. Охраны за исключением пьяного небритого милиционера не наблюдается. Вообще у входа в Смольный (залитого лужами, что противоречит постоянно упоминаемому в фильме жестокому морозу) царят вседозволенность и анархия. Именно от главного подъезда громадная и пестрая толпа беженцев уезжает в эвакуацию!

Впрочем, многое в фильме реалистично. Заиндевелые и выхоложенные троллейбусы, разбитые и обледенелые дороги, разрушающиеся здания окраин исторической застройки - это мой современный Ленинград-Петербург. И артисты массовок, одинаково напоминающие и голодающих жителей блокадного Ленинграда, и современную армию бомжей и рыскающих по помойкам пенсионеров «культурной столицы».

Апофеозом является финальная сцена, когда в снежную даль по Дороге Жизни уходят полуторки с ящиками и бочками, на которых по-английски написано «Тушенка Свифта» и «бензин». Теперь у защитников города помимо бесстрашной английской журналистки есть и западная гуманитарная помощь. Теперь уж город точно спасен!

К. ЕРОФЕЕВ, Петербург

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200711/?11_7_2

200711, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО, К. ЕРОФЕЕВ Петербург

Previous post Next post
Up