(Ю.Л. БАТУЛИН, Волгоград)
Кто же или что такое - "нас", "мы"?
Политическое сырье для предвыборной деятельности партий? Или стада полулюдей, за недосугом забывших о своей жизни и смерти? Некоторые партии на этот вопрос дают ответ уничижительный - их уязвляет "пассивность масс". Другие партии или общественные организации вещают: Русский Народ, Русские. Все с большой буквы.
Обе крайности хороши тем, что не требуют ни малейшей затраты умственной или душевной энергии.
Так что же такое "нас"? Которых имеют все кому не лень в любое время суток - на протяжении уже многих лет? Как подойти к продуктивному размышлению? Ибо отвечать все равно придется и подготовиться важно именно нам. Нам, а не таитянским сеятелям песка!
Осуществилась вековая мечта российской интеллигенции: печать и слово обрели свободу. Как она, свобода, дает знать о себе на страницах периодики?
Основной поток: набравшая индустриальный размах регистрация симптомов тотального распада и разложения; хроника эстрадной малины и сплетни политической кухни оживляются повествованием о похождениях сановных проходимцев. Партийная пропаганда и агитация утилизуют стоны и проклятия широких народных масс, артикулируют темные инстинкты политических шаек и корпораций. Конечно, из всего этого шума можно при желании извлечь и кое-что пригодное для размышления.
ПРИЕХАЛИ. Фото Дмитрия Баксичева
И все же: по ту сторону информационного шквала остается Terra incognita - "мы". Возьмем маленькую пробу. Здесь нам окажет помощь уважаемый К. Душенов. В одной статье (в рамках "Руси Православной") он среди прочего рассказывает о том, как жители одного поселка (вспомнил Царское Село!) приняли Таинство Крещения и как после этого ничего не изменилось: пьянствуют, бесчинствуют в своих норах, изводят свободное время у телевизоров. Словно вступили в общество борьбы за трезвость. Судя по контексту статьи - поселок обыкновенный, т. е. населен т. н. нормальными людьми. В урочный час поплетутся к избирательным урнам. Добивать страну. В полном соответствии с конституционным правом.
В воздухе витает застарело-раздраженное, унылое "Что делать?". Витает так, как если бы "общественная мысль" или "общественное мнение" давным-давно сказали некое итоговое слово, а дело осталось за "нами". Закавычивать приходится потому, что речь идет как бы о НЛО. Они вроде есть и их как бы и нет.
В самом деле: газеты, радио, TV, INTERNET "формируют общественное мнение". Оно даже изучается товарищем Левадой и его компанией. Какие-то статистические выкладки попадают в СМИ, какие-то - в столы должностных лиц в ФСБ, МВД, что-то достается президентской челяди, спецслужбам Запада. Как бы то ни было, но настроения разных слоев населения регистрируются.
Но дело в том, что они никак в положительном смысле не воздействуют на режим. Власть считается только с силой. Возникает довольно-таки оригинальная ситуация.
У нас неслыханная свобода слова, публикуются материалы, подлежащие запрету на Западе. Любой обыватель имеет возможность смаковать компромат на высших должностных лиц государства. А начальству - море по колено. Более того, мы должны быть ему благодарны - хотя бы за то, что рот не затыкают. Режим должен был бы уже несколько лет назад принимать меры по пресечению вольницы в СМИ, ведь она есть необходимое условие вызревания серьезной оппозиции. Похоже на то, что олигархия спокойна на этот счет; уверена в том, что оппозиция не появится. В чем тут дело? В нас. Каким образом?
Частичный ответ дал А. Стреляный (тот, который на "Свободе"). Он огласил следующий результат: по данным одной из аналитических служб США, Россия по степени экономической свободы занимает 100(!)-е место в мире. Это после всех реформ?
Сведем воедино: первое место по свободе слова, первое-второе место по степени коррумпированности чиновничества, 100-е место по степени экономической свободы. Какое отношение это имеет к "нас", "мы"?
Попытаемся приведенные цифры перевести на язык прозы. Гигантские массы населения охвачены Великой Мечтой: найти, выцарапать пусть и маленький, но устойчивый источник дохода. Те, кто имеют дело, вынуждены с раннего утра и до ночи крутиться, потому что нет никакой надежности - все может рухнуть в одночасье. Нет ни времени, ни сил "заниматься политикой"; свободное время пожирает TV с его сплетнями и сериалами.
Надежностью обеспечены чиновники, преступные синдикаты, редакции крупных газет и желтых крупнотиражных журналов, работники Газпрома и нефтяники, работники банков и торгово-посреднических структур. Список можно продолжить. Олигархия имеет мощную социальную базу, хорошо структированную, дисциплинированную. Борьба между кланами лишь производит перераспределение сил и финансов.
Вся эта глыба имеет вооруженную защиту, содержит армию юристов. Все основные СМИ ее обслуживают и работают исключительно на растление и разобщение масс. Огласка фактов коррупции, ее демонстративная безнаказанность провоцируют массы на сознание вседозволенности, разжигают зависть, подрывают уважение к закону - гасят на корню всякие искорки гражданственности в народной толще.
Грабительская налоговая политика, попустительство вымогательству, всевозможные бюрократические препоны максимально затрудняют развитие экономической свободы. В массах поощряется отрицательный "естественный отбор" - наверх поднимается самое бессовестное, наглое, жестокое.
Общий эмоциональный фон - безнадежность, уныние, зависть, озлобленность. Рушатся дружеские связи, растут пьянство и наркомания, процветает шкурничество. Культ силы, успеха любой ценой насаждается в молодежную среду. Гигантская народная энергия рассеивается в связи с неисчислимым множеством изнурительных забот, преодолением всевозможных препонов. Общественных организаций, которые могли как-то организовать дееспособное население - нет. Такие структуры, как Федерация независимых профсоюзов, называть в качестве общественной организации можно лишь в порядке издевки. Самоуправления - нет. Население стремительно превращается в социальную пыль.
Солидарность трудящихся?
Шахтеры перекрывают Транссибирскую магистраль. Их дети пухнут от голода. Но ни одна слезинка не упадет из честных глаз рабочего или учительницы, покупающих для отопления уголь по 500-600 тыс. за тонну. Что-то не слышно и о выступлениях шахтеров в поддержку голодных и холодных учителей. Только Православная Церковь с ее приходами кротко и печально взирает на море народных несчастий.
Армия? В которой офицеры стреляют в себя?
Впрочем, довольно. Обратимся к интеллигенции. Ведь именно из ее среды суждено выйти идеологам и идейным руководителям грядущей борьбы.
Современная смута имеет и положительную сторону исторического момента истины - все маски сорваны. С. Кара-Мурза указал на поразительное явление - братание либеральной интеллигенции с уголовщиной.
Если всмотреться в современность... При желании можно поднять толстые журналы эпохи перестроечного угара, проследить судьбы ведущих публицистов, основать даже новый раздел социальной психопатологии, связать с учением Ганнушкина о психопатиях. Быть может, это и будет сделано - в назидание молодежи. Наверное все-таки, более поучительно актуально обсудить вот что: общее состояние умов интеллигенции настоящей; а та, что скурвилась - пусть пока уйдет из поля нашего зрения.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199812/?12_1_3