ОБ ОТКРЫТИЯХ

Mar 13, 2007 12:47


ОБ ОТКРЫТИЯХ

Уважаемый Юрий Игнатьевич!

Из Вашего поединка с Э.В.Трускиновым ("Д", № 4, 2004 г.) я узнал, что в неизвестной мне книге "Убийство Сталина..." Вы правильно охарактеризовали субъекта, бывшего в 1929-1935 гг. президентом ВАСХНИЛ, но недостойного упоминания по фамилии. Для определённости буду именовать его Мразь. В принципе Мразь вообще не стоит того, чтобы о ней писали. Если какой-либо оппонент в споре о моей статье "Без нас и Мичурина..." упомянёт Мразь, придётся поступить так, как обычно поступаю, когда кто-то при мне громко п...рнет, - отведу глаза и промолчу.

У Вас, возможно, был повод подставиться ВИРовцам размышлениями о Мрази в своей книге. Но зачем Вы потом дали повод Трускинову написать в "Д", №50, 2006 г.: "В переизданном варианте этой книги я, кстати, не нашёл ничего... о (Мрази), из чего заключил, что письмо моё было не таким уж напрасным"? И почему Вы ничего не ответили на эту сентенцию нахала? Вам, в отличие от меня, теперь не стоит отмалчиваться - не ВИРовец первый п...рнул, а Вы.

Не знаю, как Вы дальше поступите, но в надежде на то, что последнее слово останется не за ВИРовцами, считаю целесообразным сообщить Вам как единомышленник единомышленнику некоторые сведения из биографии Мрази. По роду своей нынешней деятельности я разбираюсь в науке, около которой подвизалась Мразь. Собственно, она этой наукой интересовалась лишь до 1917 г., пока училась в вузе, осваивала западную генетику в Англии и Германии, защищала диссертацию. Став завкафедрой генетики Саратовского университета, Мразь окончательно убедилась в своей научной бесплодности.

Тогда она вспомнила, как в вузе им рассказывали о гомологических рядах соединений углерода (сейчас их называют углеводородами). В ряду нормальных парафинов расположены метан CH, этан CH, пропан CH и т.д. Аналогично строится ряд основных жирных кислот и гомологичные, как их тогда называли, ряды прочих углеродных соединений. Воспитанная в духе механистической генетики менделистом-антидарвинистом Бэтсоном и по природе своей начисто лишённая творческого начала Мразь решила без каких-либо изменений перенести эту химическую классификацию XIX века в генетику и по аналогии сформулировала следующий "закон"": "Виды и роды, генетически близкие между собой, характеризуются  тождественными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм для одного вида, можно предвидеть ряд тождественных форм у других видов. Чем ближе расположены ...роды (и виды), тем полнее тождество».

Никаких оснований для введения этого "закона" в науку у Мрази не было. Ничего, кроме желания найти что-нибудь такое же простое, как соединения углерода. Придумать новое, не углеродное, название для своего "закона" Мрази не позволяли тупые мозги. А вот представиться биологическим Менделеевым ей очень хотелось. Будь "закон" хоть в чём-то справедлив, эволюция живой материи остановилась бы миллиарды лет назад, быстро перепробовав все "тождественные формы" и прекратив развиваться. Современники Мрази называли её "закон" прокрустовым ложем.

В спорах с оппонентами Мразь заметила, что "закон" невозможно подтвердить, но невозможно и опровергнуть. На все приводившиеся ей примеры отсутствия гомологии она реагировала демагогически: "Раз нет гомологии, значит, эти виды гомологически не близкие". "Закон" не допускал других критериев своей справедливости, кроме самого "закона". Он был справедлив только тогда, когда он был справедлив.

Ввиду своей научной бесплодности Мразь решила отказаться от карьеры учёного и пойти по пути научного администратора. В 1920 г. она выступила с докладом о "законе" на съезде селекционеров и организовала телеграмму от съезда: "Москва, Совнарком...Необходимо обеспечить развитие работ (Мрази)". Никаких научных работ она не собиралась развивать. Ей нужно было, чтобы её заметили в столице.

В 1921 г. Мразь перебралась в Ленинград, в 1923 г. она стала директором Государственного института опытной агрономии, в 1924 г. директором Всесоюзного инститтута прикладной ботаники (ныне ВИР им. Мрази) В 1929 г. Мразь уже президент ВАСХНИЛ. Всё было хорошо у Мрази, но одна беда - И.В. Мичурин. Его учение и экспериментальные результаты камня на камне не оставляли от "закона". Какая может быть гомология, если Мичурин простой прививкой на "ментор" неузнаваемо изменял наследственность растения? До самого 1935 г., когда Мразь обоснованно сняли с поста президента ВАСХНИЛ, она на полную мощность использовала административный ресурс для принижения славы Мичурина, для непропускания его научных открытий в парадигму биологии. Она их замалчивала, перевирала, передёргивала, лично редактировала прижизненные собрания сочинений Мичурина, чтобы туда не попали опасные для "закона" статьи учёного.

Открытых научных дискуссий Мразь избегала. На научном поле она не могла победить. Мичурин пытался заставить её открыться и в статье "Внешняя среда" писал: "...некто, мнящие себя учёными знатоками законов... наивно считают сомнительным моё утверждение о влиянии внешней среды на процессы образования новых форм...Думая о таких якобы учёных людях, не знаешь, чему больше удивляться: их крайней близорукости или полному невежеству и отсутствию всякого смысла в их мировозрении". Но Мрази плюй в глаза - всё божья роса. Она продолжала везде утверждать, будто вся заслуга Мичурина в том, что он "первый в нашей стране выдвинул вопрос о практическом использовании гибридизации... для сочетания лучших свойств далёких видов". Отрицать в печати открытия Мичурина в целостной генетике Мразь не рисковала. Она лишь всегда их замалчивала, а в частных письмах (напр., к В.Л. Симиренко) намекала: "У Ив. Владимировича есть много элементов ненаучности".

К сожалению, целям Мрази сильно помог её противник Т.Д. Лысенко, развернувшийся уже после смерти Мичурина, называвший себя мичуринцем, но не понявший сути его методов и только дискредитировавший их своей безграмотностью. Все несомненные заслуги Лысенко связаны с ненаследуемыми полезными изменениями растений (яровизация, чеканка). Ваш оппонент Трускинов искренне убеждён, что Лысенко "пытался воздействовать на наследственность воспитанием, например, прививкой". Это ему заморочила голову парочка Мразь-Лысенко. На самом деле термин вегетативная гибридизация принадлежит Дарвину. Мичурин кардинально развил метод за счёт открытого им "расшатывания наследственности". Именно это упустил из виду Лысенко в своих безграмотных экспериментах, незаслуженно порочащих доброе имя И.В. Мичурина.

Дезинформирующая деятельность дуэта Мразь-Лысенко оказалась настолько "успешной", что даже современное генетическое "светило", заведующий сразу двумя лабораториями в Институте биологии гена и в Институте биологии развития член-корреспондент Л. Корочкин без тени сомнения заявляет: "Насколько мне известно, до нынешнего времени не дожил ни один сорт Мичурина, на селекционные работы которого в теоретических построениях опирался Лысенко". Во всей Руси великой не найти сада, в коем не росло хотя бы одно мичуринское дерево либо дерево-гибрид, полученное скрещиванием с мичуринским сортом. Но "светило" в упор этого не видит. Достойный потомок Мрази!

Мразь умудрилась просуществовать рядом с наукой 30 лет, не оставив в ней никакого продуктивного следа. Единственный её след - нынешнее забвение всеми учения Мичурина - явление временное. Никому не удавалось навечно скрыть от человечества полезное научное открытие. Думается, с помощью "Дуэли" мы сумеем возвратить в генетику учение Мичурина и тем самым окончательно сотрём из памяти человечества все следы Мрази. Это с Геростратом человечество обмишурилось, и сожжение храма Артемиды Эфесской принесло ему то, чего он хотел, - вечную память. Если главные редакторы не будут поддаваться провокациям ВИРовцев, то у Мрази этот номер не пройдёт. Она должна быть полностью и навсегда забыта!

Н.П.Х.

P.S. Если будете использовать в публикациях какие-либо из вышеприведенных сведений, прошу меня не упоминать. Не хочу, п...рнуть в приличном обществе читателей "Дуэли".

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200711/?11_4_4

200711, ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ, Н.П.Х.

Previous post Next post
Up