ПРИ УЧАСТИИ швейцарского банка и швейцарской трастовой компании наивные чеченцы лишились миллиона долларов.
"Я оказалась полной простофилей. Я сама себя подставила". Мари Бенингсен, специалист по Кавказу, проживающая в Лондоне, еще долго будет сожалеть о своей авантюре в тревожном мире наемников и международных торговцев оружием. Ее друзья из чеченских боевиков заплатили миллион долларов за оружие, которого они так и не получили. Финансовая часть этой сделки была осуществлена в Швейцарии благодаря пробелу в швейцарском законодательстве об оружии. Этот юридический пробел должен быть заполнен в 1998 году, когда вступит в силу новый закон о военном снаряжении.
Эта история, о которой поведал Стефан Равьен, журналист из телекомпании "Канал плюс", началась в январе 1996 года в Париже на радиостанции Национального фронта "Радио-Куртуази". Приглашенная на радиостанцию, чтобы рассказать о трагедии, которую переживает чеченский народ в борьбе с российскими войсками, Мари Бенингсен встретила там Бернара Курселя, офицера службы безопасности, шефа охранной службы Национального фронта. Этот офицер-десантник, о политических симпатиях которого она ничего не знала, попросил ее организовать ему поездку в Чечню якобы для того, чтобы снять там документальный фильм.
В марте 1996 года Курсель и съемочная группа присоединились к Мари Бенингсен и ее друзьям в одной деревушке неподалеку от Грозного. Курсель встретился там с Шамилем Басаевым, одним из самых непримиримых полевых командиров. Эти два человека говорили уже не о телевидении, а об оружии: по словам Мари Бенингсен, которая выполняла функции переводчика, бывший десантник пообещал чеченцам целый самолет хорватского оружия по очень низкой в сопоставлении с предложенным количеством цене - всего за 250 тыс. долларов. Шеф службы безопасности, с которым в настоящее время, судя по заявлениям секретариата Национального фронта, невозможно связаться, подтвердил газете "Канар аншене", что на том этапе переговоров он выполнял роль посредника.
Сделка была заключена, но поставка товара задерживалась. И тогда Курсель познакомил Мари Бенингсен с Марти Каппио, бельгийско-английским наемником. Он поднял ставки: теперь поставка оружия обойдется чеченцам как минимум в 600 тыс. долларов. Тем не менее их представитель в Париже под псевдонимом Мустафа соглашается: силы чеченских боевиков истощены в борьбе с огромной российской военной машиной.
Оставалось произвести оплату по сделке. Чеченцы уже выяснили, что ни один приличный банк не согласится быть замешанным в истории, связанной с оружием. "Нужно замаскировать операцию", - советует им профессионал. Курсель, Каппио и третий посредник, также близкий к кругам Национального фронта, Юбер Синьяр, находят решение. "Они настаивали, чтобы оплата была произведена в Швейцарии, - объясняет Мари Бенингсен. - Они рекомендовали банк СБС и трастовую компанию "Евраудит", находящиеся в Женеве".
Директор компании "Евраудит", утверждающий, что ничего не знал о подлинном характере сделки, порекомендовал участникам этой сделки, в частности Синьяру и Мустафе, две панамские компании, которые существуют лишь на бумаге, "Форфилд инк" и "Лиффи". На компанию "Форфилд" он открыл счет в банке СБС на улице Конфедерации в Женеве. Чеченцы использовали его, чтобы перевести 400 тыс. долл. на счет в банке Загреба, где обосновался Марти Каппио. Эти деньги получены от чеченской общины в Турции, поддержкой которой пользуется Шамиль Басаев. Однако оружия как не было, так и нет. В Париже Мустафа согласился перевести еще 600 тыс. долл. в обмен на обещание ускорить поставку. На этот раз сумма переводится на счет "Лиффи", который тоже открыла компания "Евраудит" в банке СБС. Но чеченцы никогда не увидят своего оружия, несмотря на поездки Мустафы, которого Каппио гонял по всей Восточной Европе и даже в Уганду. Что касается денег, то они попросту испарились.
Организуя эту операцию, Синьяр и Каппио воспользовались пробелом в швейцарской юридической системе: хотя в Швейцарии запрещена торговля вооружением без официального разрешения, финансирование сделок по продаже оружия не наказуется. Учитывая этот пробел, парламент, обеспокоенный развитием "черного рынка" сделок с оружием на территории Швейцарии, был вынужден принять в декабре 1996 года новый закон. Закон должен вступить в силу в 1998 году, и в нем недвусмысленно запрещаются какие-либо брокерские сделки по торговле оружием без официального разрешения. Такие контракты, какой заключили чеченцы, будут преследоваться по закону. Что касается банков и трастовых компаний вроде "Евраудит", то закон возложит на них обязанность проявлять бдительность, объясняет Йорг Мейерстетер из Федерального военного департамента. Но это уже не вернет чеченцам ни их оружия, ни их денег.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199806/?6_6_1