ВЕЛИКИЙ ОКТЯБРЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Nov 05, 1996 12:54

(МИХАИЛ АНТОНОВ )

Наша патриотически-коммунистическая оппозиция, занятая критикой "правящего режима", так до сих пор и не осознала, что Октябрьская революция (и ее продолжение - гражданская война) была вовсе не классовой, а прежде всего - национально-освободительной, победоносной борьбой русского народа с космополитической интеллигенцией, стремившейся (как и династия Романовых) "втянуть" Россию в Европу, то есть постепенно осуществить то, что позднее решил одни ударом сделать Гитлер.

Но всемирно-историческое значение Октябрь приобрел потому, что русский народ, освободившийся от гнета прозападных правителей предпринял попытку создания контркультуры, без чего немыслима победа нового социального строя, и тем самым открыл новый путь всему человечеству. Каждая революционная эпоха в жизни человечества ознаменовалась именно созданием контркультуры. Так, христианство, отвергнув культуру разложившегося античного общества и сокрушив его языческих идолов, создало контркультуру, нацелившую людей на осмысление высших вопросов человеческого бытия, на жизнь вечную, и, не отменяя формально рабства, утверждало, что все равны перед Богом, и потому человек человеку - брат, что труд, в том числе и физический, - не зазорное дело, а выполнение долга перед Господом. И это совершенно изменило весь строй жизни, весь мир человеческих отношений. Вот и Октябрь провозгласил курс на "культурную революцию", которую у нас нередко еще понимают как некий ликбез, как обучение темных масс грамоте. Нет, это была дерзновенная попытка создать идейную основу совершенно нового, более справедливого и человечного строя жизни, для чего нужно было вырастить новую интеллигентную элиту, образованную и вместе с тем преданную народу, понимающую миссию России в мире, а не проводящую миссию Запада на нашей земле. И на первых порах тогда удалось сделать советский образ жизни модным в глазах наиболее активной части населения (особенно молодежи): люди искренне радовались избе-читальне, фабрике-кухне, планетарию и даже, как иронически отмечали Ильф и Петров, шутили насчет крематория.

Огромное значение для успеха социалистического строительства имела идея мировой революции, которую ныне оплевывают со всех сторон. Она, откровенно агрессивная, как и всякая глобальная идея (но агрессивно-освободительная, а не агрессивно-угнетательская) духовно вооружила русский народ и своей наступательностью компенсировала его техническую слабость. Хотя Страна Советов и поспешила отгородиться от враждебного ей Запада, тот в гораздо большей степени отгораживался от нее. Русские большевики тогда внушали "передовым державам" куда больший ужас, чем современная "русская мафия". Можно сказать, что отход от идеи Мировой Революции совпадал с упадком национального самосознания русских людей.

Лидеров тогдашнего СССР нередко обвиняли в предательстве мировой революции, что несправедливо. Это была скорее "отложенная революция". Пролетарии Запада не спешили последовать примеру своих русских братьев, да и внутри страны все сильнее ощущалось стремление пожить при социализме сейчас, а не работать всю жизнь только ради далекого коммунизма. Но свою роль в улучшении русской контркультуры сыграли и личные качества И.В.Сталина, какое-то странное отсутствие у него аллергии на то, что связано с понятием "царизм". Восстановление державности с ее помпезно-бюрократической системой было, по-видимому, объективной потребностью, но вот бездумное копирование атрибутов царской России (введение в разгар войны новой военной формы по царскому образцу, с погонами, замена "народных комиссаров" "министрами", а еще раньше - принятие, вместо отражавшей реальность Конституции 1924 года явно декларативной бухаринской, прозванной сталинской, Конституции, аккуратно переписанной с западных образцов) - это уже "заслуги" лично Сталина.

А мировая революция все же произошла, хотя и не так, как ожидали коммунисты. Рузвельтовский "новый курс" и "революция менеджеров" привели к коренному изменению отношений собственности на средства производства; женщина получила равные права с мужчиной; "молодежная культура", (включавшая в себя и то, что неудачно названо "сексуальной революцией"), с ее преодолением фетиша мужской моды - галстука, демократическим стилем общения, без рукопожатий и пр. совершенно перевернули нравы людей и их отношение друг к другу. За грохотом современных дискотек, как правило, не замечается, что это - бунт молодежи против грязных и развратных в своей основе (заимствованных у негров) танцев, которые вынуждены были исполнять старшие поколения. Если вдуматься, то все это означает: даже мир Запада начал открыто отрицать буржуазный образ жизни - а начало этому положили наши комсомольцы 20-х годов, у которых ведущим чувством была самоотверженная борьба за освобождение человечества. А если у их западных подражателей протест выразился в наркотиках и "свободной любви", то, что ж, как говорится, "два мира - две политики".

Так и шли параллельные поиски нового в двух разных мирах. Наше отставание на старте в технике и пр. заставили нас заимствовать иностранный дореволюционный и отечественный (тоже ранее во многом заимствованный с Запада) опыт, что вело ко все большей потере нами своей самобытности и утрате достижений контркультуры. Вот почему, если мы не хотим стать культурной колонией Запада, нам нужно вернуться к анализу идей и наработок 20-х годов.

Важнейший момент исторической миссии России - противостояние ее культуры европейским основам жизни. Находясь в общемировом русле идей, Октябрьская революция с необычайной яркостью показала неизбежность неевропейского или, точнее, антиевропейского выбора пути России. Вот почему такую ненависть Октябрь вызвал на Западе, вот почему его так старается оплевать сейчас продажная российская интеллигенция - "холопы "Вестника Европы", по выражению А.С.Грибоедова. Попытки выдать Россию за "полноценную европейскую страну" окончились крахом, мы - страна полноценная, но антиевропейская, и сейчас даже бывшие поборники "перестройки" вынуждены сквозь зубы говорить об особом пути России. И не надо бояться неизбежного возврата к блоковому противостоянию, "расколу Европы", он происходит не по злой воле политиков или прокоммунистических реваншистов, а из самого факта существования огромной страны рядом с маленькой, но очень агрессивной частью света. Пусть НАТО расширяется до своих естественных границ - России надо найти достойный ответ! Правда, наша интеллигентная, интеллектуальная пятая колонна, видимо, боясь неизбежной расплаты, поспешила затащить нас, русских, в Совет Европы (куда в качестве наблюдателя входят даже США!). Но, думается, после первого же события в России, не укладывающегося в рамки западного миропонимания (вроде нашего ответа на агрессию со стороны чеченских сепаратистов), нас оттуда вытолкают в шею, как в прежнее время (с началом финской войны), исключили из предшественницы всяких европейских и мировых советов - Лиги Наций.

Русский народ совсем иного склада, чем европейцы. У нас по-другому любят и дружат, смеются и плачут, ценят людей и жизнь. Не удивительно, что у нас иные и принципы общественного устройства. В ХХ веке мы избрали тоталитарную систему управления - величайший вклад нашего народа в мировую цивилизацию (впоследствии ее переняли у нас Китай и Вьетнам). Естественно, наши враги оболгали тоталитаризм, нарочно смешав его с диктатурой и авторитаризмом - явлениями ему противоположными. Авторитаризм - это власть верхушки над бесправным и отстраненным от политики народом (как, скажем, при Николае П), а тоталитаризм - это высшая форма демократии (народовластия), когда каждый как раз чувствует свою причастность к жизни общества. Тоталитарность - это характеристика не столько общественного устройства, сколько людей. Тоталитарный человек - это человек бескомпромиссный, убежденный, что полнейшая преданность делу лучше позволяет приблизиться к истине, чем плюрализм. Он не допускает разделения своей жизни на общественную и частную. Русский человек тоталитарен в силу своего менталитета, максимализма, ибо он ищет то дело, единственно правое, которое может завладеть им целиком, и он выбрал тоталитарный строй, в наибольшей степени вдохновлявший его на подвиги и позволявший раскрыться его талантам. Поэтому борьба либералов против тоталитаризма - это продолжение многовековой борьбы Европы против русского народа.

Разумеется, современный тоталитаризм в России будет не таким, как при Сталине, это будет "просвещенный тоталитаризм" - при свободе мнений, инициативы, контактов, настоящем демократическом централизме (который в СССР быстро выродился просто в централизм). А вот нынешняя структура власти - авторитарная и крайне неустойчивая, что и проявилось при болезни президента, тогда как тоталитарная система - это власть элиты, опирающаяся на весь народ. Вот почему важно восстановить в качестве государственных символов России советский флаг и герб РСФСР, а главное - вновь ввести официальное обращение россиян друг к другу "товарищ" как символ единства нации, (а с "господами" у нас покончили в 1917 году).

Вернусь к началу своих размышлений. Надо решительно отмести утверждение, будто в России сейчас строится (или уже построен) капитализм (любой - "рыночный", "номенклатурный", "бюрократический", "народный" и пр.), ибо это принципиально невозможно. Капитализм - это не абстрактная "общественная формация", через которую якобы должно со временем пройти все человечество (как полагают марксисты-ортодоксы), а западный тип индустриальной цивилизации. А русский народ, получив свободу в Октябре 1917 года, избрал свой, русский тип индустриальной цивилизации, отвечающий складу нашего национального характера и известный в мире как социализм. И потому пока жив русский народ, капитализму в России не бывать! Это прекрасно понимают те людоедские круги, ставленником которых был Е.Гайдар: все его начинания имели смысл вовсе не экономический, а идеологически-шоковый - чтобы сломать хребет самому народному сознанию, даже если для этого пришлось бы уничтожить большинство народа.

Нередко можно прочитать, что процесс сознательного уничтожения народа продолжается и сейчас. Но не надо быть слепыми в своем оппозиционном задоре. Сейчас уже нет политики уничтожения населения, которую проводили творцы "перестройки", устраивавшие чернобыльскую и другие катастрофы, чтобы деморализовать народ и сломать его менталитет. Но у нынешней власти нет и заботы о людях, те, кто стоят ближе к рулю государственного корабля, думают прежде всего о своих корыстных интересах, так что народ оказался предоставленным самому себе, и он занят выживанием. Кто-то нашел возможность вписаться в нынешние условия - и не все из них жулики и спекулянты; часть тех, кто оказались уволенными или не получают зарплату, сумела выжить благодаря торговле и пр., а некоторые (и не только "новые русские") живут лучше, чем раньше, во всяком случае по части свободы слова и занятий. Хотя большинство нас впало в нищету (я сам - 120-рублевый пенсионер), русский народ жив, а значит капитализм в нашей стране по-прежнему невозможен! Единственный общественный строй, который может быть в конкуренто-способной России ХХI века, это постсоциализм, что начинают понимать и "верхи", и потихоньку, подпольно пытаются вернуться к проверенной десятилетиями советской системе управления, но делают это именно подпольно, потому что остаются заложниками антисоветских лозунгов августовской революции 1991 года.

Реформы в нашем обществе назрели давно, но интеллигенция постаралась, используя идеологическую слабость и растерянность верхов, захватить власть с единственной целью - повернуть руль на Запад, даже если это грозит стране гибелью. Ныне должно быть совсем ясно, какую страшную угрозу для общества представляет космополитическая, люмпенизированная интеллигенция. Но ее время кончилось!

Наша страна, наш народ стоят на пороге новых великих свершений, но нужно найти правильный путь к высокой цели. Мы вступаем в ХХI век, зная, что он принесет столько нового и небывалого, что футурологи даже остерегаются делать прогнозы. Но чтобы успешно действовать в новых условиях, надо постараться познать себя, окружающий мир и свое место в мире. В этом нам должно помочь ощущение причастности к Великой Октябрьской социалистической революции, которая 79 лет назад прогремела на весь мир именно потому, что стала провозвестницей основных перемен, ждавших человечество в ХХ веке (во что трудно поверить, глядя на тех, кто ныне считает себя продолжателями ее дела). Если мы вновь окажемся на гребне волны мирового развития, нам нечего бояться.

Да здравствует Русская революция ХХI века - продолжательница всемирно-исторического дела Великой Октябрьской социалистической революции!

Данная статья представляет собой краткое изложение доклада председателя Союза духовного возрождения Отечества на торжественном собрании актива Московской организации СДВО.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199619/?19_3_1

199619

Previous post Next post
Up