(ФРОЛОВ Кирилл)
У многих наших современников Абхазия ассоциируется, как правило, с теплым морем, курортами, шашлыком, в последнее время - с кровавым междоусобным конфликтом. Однако Абхазия является одной из древнейших христианских стран и не утратила своих корней. Ныне православная церковь в Абхазии крайне трагическом состоянии. Древнейшие храмы и святыни в запустении, и самое страшное, что сохранивший Православие народ буквально остался без пастырей и брошен на произвол судьбы и об этом фактически никому не известно.
По свидетельству греческих писателей и многих других исследователей, семена христианства были заброшены в Абхазию еще в первом веке после Рождества Христова, спустя двадцать лет после вознесения Спасителя и сошествия Святого Духа на Апостолов, и в Абхазию явились апостолы: Андрей Первозванный и его спутник Симон Кананит. Апостол Симон Кананит остался для проповеди Евангелия в городе Севасте (нынешнем Сухуми). Здесь он принял мученическую кончину и положил основание Абхазской церкви. Уже на первом вселенском соборе в 325 году присутствовал епископ Пицундский Стратофил, а когда Абхазия оказалась в составе Византийской империи, на территории Абхазии образовались три епископии: Физисская (то есть Потийская), Никописская (то есть Новоафонская), И Севастополисская (то есть Сухумская). До времени св. Юстиниана Великого, византийского императора, они подчинялись Патриарху Иверскому, но с половины 6-ого века они вступают в подчинение сначала Антиохийского, потом Константинопольского патриарха, и образуют особое автокефальство. С 12 века, 1130-го года начинается регулярное исчисление Абхазских Католикосов (патриархов). Однако известно, что на Седьмом вселенском соборе Абхазская церковь была представлена как автокефальная, в лице Католикоса Абхазского. С 7-го по 10-ый век Абхазия была независимым царством, и имела независимую церковь. С 10-го по 14-ый век Абхазия находилась под властью Грузии и Абхазская церковь входила в Грузинскую. Следующий расцвет Абхазской церковной независимости наступил в 1472 году с избранием католикоса Иоакима. Католикосы существовали В Абхазской церкви вплоть до присоединения Абхазии к России. До 17-го века народ пребывал в Православии, а Пицунда и Абхазия - в процветании. В Абхазии находились такие святыни, как веретено Пресвятой Богородицы и часть мощей первомученника Стефана. Самым чтимым образом был образ Божьей Матери Пицундской. При турецком завоевании Абхазская церковь терпела жестокие гонения: храмы были разграблены, насильно насаждалось магометанство. В результате этого в состав русского государства Абхазия вошла с расстроенным церковным устройством. Абхазская церковь естественным образом влилась в состав Русской церкви, в 1851 году была учреждена Абхазская епархия. С тех пор началось возрождения православия в Абхазии. В 1875 году русскими монахами с Афона был основан Симоно-Канонитский Новоафонский монастырь. Возрождение православия продолжалось до 1917 года и к Всероссийскому церковному собору уже шла речь о восстановлении независимой Абхазской церкви. В период русского владычества многие абхазы были не только крещены, но и рукоположены в священники. Появились целые роды священников-абхазов. При Симоно-Канонитском Новоафонском монастыре появилась миссионерская школа, возрождалось богослужение на абхазском языке, печаталась по-абхазски духовная литература. Смерч безбожия разрушил многие эти достижения. В 1924-м году был закрыт Новоафонский монастырь, уничтожены все священники-абхазы. С получением в советское время Грузинской церковью автокефалии в Абхазии действовала епархия грузинской церкви. Абхазов не рукополагали во священники, было также прекращено еогослужение на абхазском языке, заглохла также и духовно-просветительская работа среди абхазов. Во время трагического грузино-абхазского конфликта грузинский епископ Даниил и священники-грузины покинули территорию Абхазии. Но народ Абхазии желает остаться в лоне Православной Церкви в 1991 году афонские монахи во главе с игуменом Петром (Пиголем) возобновили богослужение в Новоафонском монастыре. Монастырь беден, но старается издавать литературу и заниматься благотворительностью. Ныне на территории Абхазии осталось три священника. Двое из них - престарелые. В Пицунде также находится огромная русская община, не имеющая даже своего священника. Православные христиане Абхазии, по историческим и нравственным мотивам, не желают и не могут духовно окормляться в Грузинской церкви. С 1991 года в Московскую Патриархию непрерывно идут обращения от Православных Абхазии с просьбой принятия в лоно Русской Православной церкви. В 1993 году президент Абхазии Владислав Ардзинба выступил с обращением к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о принятии сухумо-Абхазской епархии в лоно Русской Православной Церкви. В 1994 году сход всех мирян Абхазии (а по Православному учению Церковный народ есть хранитель веры и благочестия) единогласно принял решение о присоединении к Русской Православной Церкви. В Пицунде пятитысячная русская община даже не имеет своего священника, хотя настоятельно об этом просит. Уникальность ситуации в том, что мало где еще существует такое массовое движение мирян в Церкви. Московская Патриархия до последнего времени оставляет эти просьбы без внимания, мотивируя это тем, что Абхазия находится на канонической территории Грузинского патриархата. Проходит год за годом, а многочисленный православный народ остается без таинств, без церковного окормления, и пребывает поэтому поводу в отчаянии. Если так и оставить, то скоро мы можем получить мусульманский анклав между Россией и Грузией. Ситуация может быть разрешена и имеет прецеденты: например в начале века архиепископ РПЦ Антоний Храповецкий одновременно был правящим епископом Волыни и экзархом Константинопольского патриархата в Галиции, то есть одновременно находился в подчинении двух поместных церквей. Русская и Грузинская Православные Церкви обязаны решить этот вопрос в духе любви и максимальной экономии, естественно, должно быть учтено мнение церковного народа Абхазии, имеющего многовековую христианскую историю и однозначно желающего окормляться в Русской Православной Церкви. Также следует учесть тот факт, что новоафонский монастырь был основан именно русскими монахами и призван стать лаврой для всего православного Кавказа.
Ситуация в Абхазии не единственная на Кавказе, где многие, некогда христианские, народы находятся в неопределенном конфессиональном положении. Если РПЦ не активизирует в этом районе свою миссионерскую деятельность, то мы можем потерять их для Церкви.
Симоно-Канонитский Новоафонский монастырь нуждается в вашей помощи и будет рад принять вас как паломников. Подворье Симоно-Канонитского Новоафонского монастыря находится на территории афонского подворья по адресу: м. Таганская, Гончарная улица, 6
День памяти Святого Апостола Симона Кананита 23 мая.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/199614/?14_4_3