МАРАЗМ КРЕПЧАЕТ

May 28, 1996 12:54

(Александр ГУЩИН)
Председатель Русского культурного центра республики Казахстан - Нина Сидорова: за искусственными символами единения русского и казахского народов, к сожалению, стоит другая, противоположная правда. (Полемическое интервью с советником посольства Республики Казахстан Ермеком Алдановым).
- Нина Васильевна, расскажите когда, как и кем, создавался Русский культурный центр в г. Алма-Ате.

- Русский культурный центр был создан русскими интеллигентами и патриотически настроенными и болеющими за судьбы родной культуры людьми. Произошло это в декабре 1989 года. В ноябре 1993 года, официально сохранив статус городского, Русский культурный центр фактически стал республиканским. В него вошли зарегистрированные русские и славянские культурные центры городов и областей Республики Казахстан. С 1990 года в рамках Русского культурного центра стало возрождаться хорошо известное на сегодня Семиреченское Казачье войско. Казаки вместе с нами занимались развитием и поддержанием русской культуры и казачьих традиций.

При нашей активной помощи стали действовать несколько русских, казачьих ансамблей. Например, особо популярны "Березка", "Рябинушка", "Зори Семиречья", фольклорный казачий ансамбль под руководством Александра Зырянова, детский ансамбль "Солнышко".

С января 1990 года я возглавила Русский культурный центр.

- Возникали ли на вашем пути за эти годы серьезные проблемы или все шло относительно гладко? Если судить по интервью господина Алданова - советника посольства Республики Казахстан, данного "Вечерней Москве", то положению русской культуры в Казахстане можно только позавидовать.

- То, о чем говорил господин Алданов, правда, но такая правда, за которой, если разобраться, вырисовывается трагедия русского народа в Казахстане, его культуры и дальнейших перспектив. Я читала его интервью и думала, как оказывается легко ввести в заблуждение российского читателя. Официозная сторона, преподносимая нам, имеет другую обработку, о ней то власти Казахстана предпочитают помалкивать. Вот об этом, для полноты картины, я хочу рассказать.

На сегодняшний день в Казахстане живет и процветает огромное количество казахских ансамблей, хореографических и балетных коллективов, фольклорных групп и других национально-культурных подразделений, существующих за счет государственного бюджета. В то же время русские люди, составляющие в Казахстане 60% населения, а вовсе не 32%, как говорит господин Алданов, внося в госбюджет большую часть национального дохода, не имеет ни одного русского ансамбля, хореографического коллектива, фольклорной группы на государственном содержании. Даже с помещением Русский культурный центр имеет серьезные проблемы. Имея комнату 18 кв. м., точно такую же как, скажем, у венгров, которых 365 человек на весь Казахстан, мы с удивительной регулярностью ее теряем. Под разными предлогами власти отбирают у нас это помещение, мотивирую то необходимостью отдать коммерческим структурам, то тем, что для Русского культурного центра это слишком "роскошные апартаменты".

Государство не желает тратить деньги на русскую культуру. Вот вам еще конкретные примеры. Казахконцерт имеет 12 ансамблей, но при этом ни одного русского. Русский театр имени Лермонтова, будучи единственным в Алма-Ате, не имеет в руководстве ни одного русского человека, включая главного режиссера. Скажите, если бы такое произошло в казахском театре, как бы на это отреагировала общественность? В областных городах русские театры поставлены на грань нищеты, вообще прекращают свою деятельность.

- Неужели все так плохо? Ведь Казахстан всегда считался лабораторией дружбы народов.

- Теперь эта лаборатория сменила свою специализацию. Хочу обратить ваше внимание на образование. В то время, когда, по словам Алданова, в России проходят целевую подготовку казахские специалисты, в Казахстане в массовом порядке закрывают русские школы, детские сады, которые вынуждены отдавать свои площади казахским, казахско-турецким учебным заведениям и разного рода иностранным коммерческим структурам. Происходит массовый отток в Россию, недовольных своим униженным положением русских учителей, всегда славившихся высоким уровнем профессиональной подготовки. Уровень образования катастрофически падает. Еще сложнее положение русских, желающих получить высшее образование. Видя, в сколь плачевном состоянии оказываются русские мальчики и девочки мы неоднократно обращались к правительству Казахстана и лично президенту Назарбаеву с просьбой о создании Русского университета. Однако кроме категорических отказов даже обсуждать этот вопрос мы ничего не получили.

Поступить русскому абитуриенту в институт или университет даже притом, что он почти всегда имеет традиционно лучшую подготовку, практически невозможно. Мы пытались как-то с этим бороться. Через Ассамблею народов Казахстана к президенту Назарбаеву по инициативе Русского культурного центра было сделано обращение с просьбой выделить в высших учебных заведениях соответствующую численности русского населения республики квоту мест. Однако в ответ было принято решение, которое сделало получение высшего образования в Казахстане русскими детьми практически невозможным. При этом осуществлено все было таким образом, чтобы поссорить между собой русских с малыми народами. Просимая нами квота была определена в 10% и отдана представителям малых народов. Что касается русских, то их, лицемерно приравняв к титульной нации, этой квоты лишили. Вот и получилось, что казахи как пользовались неофициальными льготами при поступлении, так и пользуются, а у русских в счет малых народов отобрали имеющиеся прежде жалкие несколько процентов. Вот наглядный случай. К нам в центр с жалобой обратились родители Володи Хорешко. Будучи в числе трех ребят, наиболее успешно сдавших экзамены, набрав 65 баллов, в ВУЗ, тем не менее, он не поступил. Его место было отдано девочке - представительнице малого народа, набравшей всего лишь 30 баллов. Ректор объяснил свое решение ссылкой на указ президента о квотах. К сожалению, таких случаев, множество. Не могут русские дети поступить, как это было прежде, и в высшие учебные заведения России. С 1 января 1996 года нас всех, не спрашивая согласия, сделали гражданами Казахстана. Это закрыло выпускникам дорогу в Российские ВУЗы. Учиться по коммерческим ценам, оказавшись иностранными гражданами для России, русские дети просто не в состоянии. Думали ли те русские, что строили города, создавали казачьи станции и заставы, или те, что приехали позже создавать институты и университеты, промышленность Казахстана, что их потомки окажутся в столь жалком состоянии.

- Ну, уж и жалком?

- А как же иначе? Если уже сегодня перед нами во весь рост встает угроза вытеснения русского языка. Знаете ли вы, что резко сокращено число уроков русского языка в школах. Уровень образования падает. Политика искоренения русского языка началась с массовых переименований русских городов, поселков, улиц. Алма-Ата стала Алматы, Шевченко - Актау, Гурьев - Атырау, Целиноград - Акмола, Талды-Курган - Талдыкорганом. Потихоньку Усть-Каменогорск становится Оскеменом, Семипалатинск - Семеем. Скоро на карте Казахстана не останется ни одного русского наименования. Что же это за политика такая, если интересы 8 миллионов русских приносятся в жертву шовинистически настроенным казахским руководителям. В городах уже не осталось центральных улиц с русскими названиями. Наша культура упорно и целенаправленно уничтожается.

- Но ведь ваш центр проводит какие-то праздники, мероприятия?

- Проводит, но выдерживая невероятный, страшный напор со стороны властей. Чтобы не выглядеть совсем уж одиозно, руководители Казахстана выделяют кое-какие деньги на проведение отдельных праздников, но это такие крохи, что все выглядит, как унизительная подачка. И все притом, что Алма-Ату и исторически, и с точки зрения национального состава, даже сегодня, следует считать именно русским городом. Поскольку, однако, чиновничество исключительно казахское, то русские праздники не очень жалуются. Я с полной ответственностью заявляю, поддержание Русской культуры в Казахстане это дело бессребреников и энтузиастов.

Горько и тяжко об этом говорить, но власть, в особенности, правоохранительные органы, видимо руководствуясь провокационными соображениями, пытаются сорвать нам проведение праздников. Так, 28 сентября 1995 года во время празднования престольного праздника Веры, Надежды, Любви и их матери Софьи - дня города Алма-Аты (ранее города Верного) милицией была предпринята попытка ареста атамана Семиреченского Казачьего войска Николая Гунькина, являющегося в настоящее время атаманом Казахстана, Средней Азии и Южной Сибири. Вознесенский храм, в котором находились атаман, архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий, я, активисты Русского культурного центра, казаки и священники, был окружен милицией и длительное время находился в осаде. Жителям города, пришедшим на торжественную литургию в честь престольного праздника и массовые гуляния и концерт, состоявшиеся после литургии недалеко от Вознесенского храма, эта выходка милиции испортила настроение. Атамана Николая Гунькина, человека безусловно, талантливого, интеллектуально развитого, у которого, как я считаю, большое будущее, обвиняют в разжигании межнациональной розни только за то, что он открыто, говорит о фактах антирусской, антироссийской политики, об уничтожении русской культуры в Казахстане.

Господин Алданов в своем интервью говорит, что одна из самых протяженных в мире общих сухопутных границ превратила русских и казахов в добрых соседей. Мне хочется сказать: "Нет, господин советник, именно отсутствие такой границы, а не ее наличие создало условия для дружбы". Когда же вы говорите о том, что за длительный период совместного проживания два народа испытывают по отношению друг к другу дружбу, то хочется сказать, что слово "испытывать" происходит от "пытать".

Маскируясь в Москве воспоминаниями, о том, как много сделали русские деятели культуры в Казахстане, как они дружили с передовыми казахскими просветителями, руководство республики одновременно проводит политику выдавливания русского народа из Казахстана. Даже основываясь на данных официальной статистики, за последние годы несколько миллионов русских вынужденно покинули республику.

Руководство Казахстана и президент, раздавая направо и налево ордена и награды в России, одновременно в Казахстане проводят репрессии против лидеров русских и казачьих общественных организаций. На сегодня в Москве находится без малого десяток руководителей и активистов Русского движения из разных городов Казахстана, против которых сфабрикованы уголовные дела. 17 ноября 1995 года Государственная Дума России, рассмотрев положение соотечественников в этой республике, увязала вопрос ратификации российско-казахских договоров с изменением политики в отношении русского населения и этнических россиян.

Руководство республики Казахстан выводов пока не сделало. Ответом с его стороны стала более жесткая политика против тех, кто не позволяет топтать свой народ и русскую культуру.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199610/?10_3_3

199610

Previous post Next post
Up