НЕ ДАНО

Dec 10, 2002 12:58


НЕ ДАНО

Врач и психолог Виктор Франкл, сидя в концлагере Освенцим, обнаружил, что больше всего не хотели умирать банкиры, коммерсанты и другой преуспевающий люд. Они цеплялись за жизнь, но умирали первыми. Они не ведали, что в жизни есть другие ценности, кроме борьбы за место под солнцем и конкуренции, денег, и тряслись за свои шкуры до последнего.

Те же, кто был сильнее духом, но небогат, принимал концлагерь как испытание себя, очищение от тлена плотских мыслей, не боялись смерти и готовы были умереть, но - не умирали. Человека тем труднее уничтожить, чем больше его духовное богатство, делает вывод В. Франкл. Вскоре, преодолев Освенцим, он называет поиск смысла жизни путем к душевному здоровью, а утрату смысла - главной причиной болезней и человеческих бед.

Планета наша безнадежно больна. Николай и Елена Рерихи пишут, что в этой болезни тонет все. Кто-то надеется уплыть на обломках, забывая, что океан тоже уйдет навсегда. Чудовищное ускорение всего (только не здравого смысла) заставляет все линии колебаться. Явление общей опасности должно вызвать такое же общее напряжение. Утрата истинного много способствовала современному одичанию. Есть много людей, которые упустили зов из-за похлебки.

Это ли не безумие, когда экономика важной страны зависит от... потребления. Чем больше покупаешь всякого дерьма (телевизоров, компьютеров, микроволновых печей, электрических зубных щеток, пылесосов, которые плодят еще большую пыль, шампуня от перхоти, хотя лучшее средство от нее гильотина, и остальной дребедени),.. тем более оказывается развитой твоя страна. Экономика США живет по-простому, как поп-корн, принципу. Все в кредит. Покупая вещь, ты залезаешь в долги. Снова платишь - снова покупаешь - снова работаешь. Итог: работая больше, потребляешь больше. Больше потребляешь - развиваешь экономику, делая страну богатой.

Отсюда вся работа современного демократического государства и его институтов направлена на то, чтобы сделать потребление единственной и главной целью жизни. Если вдруг все перестанут пожирать «орбит» и ездить на автомобилях, пить водку и кока-колу - планете конец. Ибо все мироустройство (не считая так называемых бедных или развивающихся стран) развалится в момент.

Вывод. Чем больше жрешь - тем крепче государство. Чем крепче государство - тем больше тебе перепадет. Больше тебе подкинут - ты не будешь высовываться и протестовать, поскольку больше денег - шире морда.

Американцы встают в 5 утра и работают, сказал по телевизору Мих. Жванецкий. Если мы будем вставать в 5 утра - это будет совершенно другая страна. А что они производят? - спросили юмориста. Ну, в основном, видеофильмы и кино... Вот он, источник и корень мещанского буржуазного счастья.

Сейчас остро встал вопрос об эвтаназии, т.е. добровольном уходе из жизни смертельно или неизлечимо больного человека. Есть такие болезни, при которых дальнейшее существование превращается в пытку. Не может человек сам есть, пить, разговаривать, двигать органами, парализован или, наконец, полный даун. Многие из таких несчастных влачат так называемую жизнь искусственным путем, опутанные современной медицинской аппаратурой, что поддерживает биологическое тело. И что характерно, те, кто не желают жить так, как им предписано этикой гуманного общества, не могут освободиться от физических и моральных страданий по собственному желанию. Даже здесь человек не может выбрать сам - жить ему или умереть, так как законы джунглей социума не выпустят из цепких лап бренное, никому уже, даже обладателю, ненужное тело.

После 33 операций такое случилось и с доктором З. Фрейдом. Он попросил врача покончить с этими пытками формы и сознания, был сделан спасительный укол...

Ныне бьют копья из-за этой эвтаназии. Дать человеку волю или не дать? А вдруг он помрет, а болезнь вылечат через сто лет? Эка ведь, не домучился, не дождался. Придумываются и прочие жалостливо-притворные доводы...

Хотя когда человек рождается, его желания никто не спрашивает. Родился, получил жизнь - уже счастье, - говорят официальная религия и мораль. О достоинстве и смысле жизни никто не спрашивает. Лишить себя тела - большой грех, а жить так, как мы живем, - не грех? Не ложь? Не смерть?

Души наши, многих живущих, давно усохли, ибо воистину зов утерян ради похлебки, ради прокорма туловища, плоти. Нас пугают адом, который где-то в преисподней, но настоящий ад уже здесь, давно здесь, на Земле, рядом с каждым из нас. Мы построили ад собственноручно и бултыхаемся в нем, как сорняк в проруби, но все еще ждем рая, который всегда в будущем, завтра, но не сейчас.

В «цивилизованных» обществах пуще ада боятся смерти, цепляются за жизнь фарфоровыми зубами, но настоящая смерть тоже здесь, потому что жить за кормежку и костюмчик от Сен-Лорана, яхту или даже ботинки фирмы «Скороход», на которые надо зарабатывать, обманывая ближнего или обеспечивая очередного масона-пахана, - это не жизнь... Нет, ребята, все не так, все не так, ребята...

Марк Твен, много раз критиковавший нашу цивилизацию, передал из могилы свое: «Меня бесконечно поражает, что весь мир не заполнен книгами, которые с презрением высмеивали бы эту жалкую жизнь, бессмысленную вселенную, жестокий и низкий род человеческий, всю эту нелепую смехотворную канитель. Странно, ведь каждый год миллионы умирают с этим чувством в душе. Почему я не пишу такую книгу? Потому что я должен содержать семью. Это единственная причина. Может быть, так рассуждали и другие».

Духовное развитие дается нам нелегко, но только оно и достойно усилий, все другое - тлен. Уже понятно, что никакая революция, бунт, террор не могут изменить общество. Единственного, кого мы можем изменить, - это себя самого. Единственная революция, говорил выдающийся индийский мыслитель Дж. Кришнамурти, - это революция в сознании человека.

Не становись олигархом, рекламным или страховым агентом, телохранителем, киллером или ученым с большой дороги. Выбирая себе род занятий, подумай, для чего это делаешь? Честно ли будешь зарабатывать на кусок хлеба или обманывая ближнего? В некоторых гуманитарных профессиях, таких, как медицина, журналистика и т.п., существует этика, которая гласит: «не убий, не обмани, не навреди», что, впрочем, для большинства их представителей осталась китайской грамотой, писанной к тому же для дураков.

Даже поступая в продавцы, подумай, сапиенс, как на своем малом участке не навредить, не обмануть другого брата-сапиенса, подумай, что все, что мы делаем против кого-то, оборачивается против нас самих. Так называемый восточный закон кармы (воздаяния) гласит: что посеешь, то и пожнешь. Каждый всегда пожнет то, что когда-то посеял.

Однако, не зная, не понимая и не задумываясь о цели, мелкое, ничтожное, побочное, второстепенное, никчемное увлекает внимание и отводит в сторону. Человечество не видит перед собой иного пути, кроме как обогатить себя и кровно-родственный круг, а посему в мире процветают голод, нищета, воровство и убийство.

Быть успешным в цивилизованном мире означает одно: закрыть глаза, рот и уши, чтобы не видеть, не слышать и не говорить о том, что происходит, быть равнодушным, приспособленным, оставаться безучастным к жизни, плыть по течению, болтаться дерьмом в проруби, стать, грубо говоря, скотиной и сволочью. Вот что такое успех в этой жизни, как бы кто ни верещал при этом в свою защиту. Иметь успех в социуме - значит потерять стыд, честь и совесть, плюнуть в собственную душу, растоптать ее сапогом. Ибо единственным успехом человека может быть его внутренняя свобода, его достоинство, его умение быть не таким, как все, и жить так, чтобы жить не по лжи.

Сила русского искусства и великой русской литературы, которые мощно зовут нас очнуться от сладкого сна горьких иллюзий, в том, что они проникнуты чувством совести. Это чувство, спрятанное в глубине человеческой души, в сердцах, запертых на замок, в плесени разума, - одно из тех, что никуда не уходит, будоражит, мешает по-настоящему радоваться жизни, даже если она «удалась». Совести нет лишь у отпетых негодяев, убийц, хотя некоторые из них тоже, бывает, раскаиваются.

Совесть стучит в человека, но это бывает так редко, так одиноко, что ее топят волны страстей... и снова отлив, отлив, отлив... Снова мель, суша, пустыня, перекати-поле. Человек слаб настолько, что его каждую минуту тянет в стороны, уволакивает бесчисленное множество эмоций, суета, честолюбие, гнев, ненависть. Чуть где-то замаячит призыв Духа, и вот он опять стерт, раздавлен эгоистическими желаниями, опять спешит обслужить свое тело, плоть, снова жаждет удовольствий. Многие так и думают до самой смерти, что наслаждение это и есть счастье, а материальное благо, слава есть великий прорыв.

Сон как явь, реальность, не иллюзия - коренное и глобальное состояние психики человека. Он как сомнамбула пятится по жизни, действуя по принципу: у нас такое бытие, что не до сознания. Вот сообщили о 77-летней старушенции из американского Милуоки, которая перед смертью решилась на радикальный поступок. Всю жизнь она воспитывала дочерей, которые уже тоже бабушки. Короче, наша бабулька решила стать... мужчиной. До смерти мужа все казалось ей нормальным, но дама часто спрашивала себя, такой ли жизни она хотела, такого ли счастья? Однажды она пришла в пивную, где сидели друзья ее покойника-мужа, и присоединилась к ним. Приятели сообщили: «Рут, ты не хуже настоящего мужика».

Четыре года бабуля «анализировала» прошлое и поняла, что до смерти осталось совсем немного и надо прожить это время по-другому. Эти слова она сообщила шведским докторам, которые тоже знали свое дело туго. Под именем Рэй существо вернулось в Америку. «Теперь я смогу ходить на футбол, ремонтировать машины, курить сигары и вести полноценную жизнь пенсионера» (тьфу, а мы думали, что «оно» найдет философ-ский смысл).

Новоявленный дед теперь хочет жениться. А то! Седина в бороду- бес в ребро. Существо говорит, что после смерти мужа оно хотело покончить с собой, так как кругом были проблемы. Как-то: не умело без него водить машину, починить скворечник, поехать в другой город. Зато теперь настоящая жизнь началась!

Вот они, творцы собственного смысла... Чудовищная сумятица всюду: в искусстве, литературе, науке. Каждый бежит к месту под солнцем, давит конкурентов, изобретая очередной бред и сюр. В безумии видят божественное, в мерзости - откровения, в пошлости - сакральное. Один из современных авторов написал эссе «Об убийстве в качестве одного из изящных искусств».

Вся идеология потребительства, столп буржуазной демократии, строится на наслаждении и развлечениях. Эта гигантская пирамида как образ жизни и является тем, куда можно вешать все, что угодно. Повышение жизненного уровня среднего класса развитых стран ведет автоматически к нескончаемому досугу, потребительским страстям, смерти духа, атрофии совести, распаду личности. Потребительство ставит грань между моралью и экономикой, втягивает индивида в изматывающую борьбу за успех. Мораль конформизма и комфорта предполагает отказ человека от самого себя как самостоятельной личности, делает его пассивно-активным приспособленцем готового продукта, порядка вещей, спущенного сверху авторитетами. Конформист не способен выработать собственных моральных принципов, он не может жить по совести, его чувство стыда запрятано так глубоко и покрыто паутиной, что никакой аналитик не выловит.

Эгоизм в сфере служебной деятельности получил название карьеризма. Посмотришь на такого юношу бледного со взором горящим, что по трупам взбирается к личному пьедесталу, что заглядывает в глаза шефу, что рабски подставляет щеку или задницу, так и стыдно станет за человека. Эти лицемеры с маской преданности общему делу не понимают, какое такое дело творят вообще. Карьерист как символ свободного общества давно описан беспринципным приспособленцем, фальшивым, меняющим взгляды в зависимости от личных целей, оправдывающим любые средства ради ублажения эго. Цель оправдывает средства - этот постулат иезуитов допускает любые безнравственные поступки, оправдывая их «благой задачей».

Гуманисты отмечали, что все благие цели и идеалы в социуме часто приводят к моральному злу, ибо весь прогресс, достигнутый убогим разумом сапиенса, обращен против человека, а не во имя его. Они утверждают, зло становится главной движущей силой общественного прогресса, что свидетельствует о его противоречивости и антигуманности.

По Чернышевскому, эгоизм лежит в основе всей сущности и деятельности человека, ибо тот всегда «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия». Лермонтов размышляет: «Сам черт не разберет, отчего у нас быстрее продвигаются те, которые идут назад?» Да потому что орлы одиноки, а бараны пасутся стадами. Есть только одна нравственность - правда и одна безнравственность - ложь. Правда уже так затерялась, что ни одна ищейка не найдет. А ложь поддерживают все - гуру, лжепророки, СМИ, храмы, депутаты, психологи. Если вы скажете истину, вас распнут. Если будете врать похлеще барона Мюнхгаузена - объявят гением. Шекспир говорил, что «место дворняжки истины - в собачьей конуре, а жирная болонка ложь греется у камина и источает зловоние».

Человек есть жалкий и хлипкий пучок воспоминаний, надежд, кусок прошлого, ходячий циркуль, вялый и аморфный гамадрил. Он влачит себя по жизни и похож на того страшненького мальчика из анекдота, которому мамаша повесила на шею котлету, чтобы хоть собаки играли. Он тащится по дорогам с мыслью: где-то что-то дают - или тюль, или в морду. И однажды он замечает, что поезда здесь не ходят ни с юга на север, ни с севера на юг, поскольку просто забыли положить рельсы.

Индийский мыслитель Ошо говорит, что, не проделав над собой настоящую тяжелую работу, человек так и проживет жизнь, не узнав, что она такое. Это существование называется растительным, человек был овощем, капустой и цветной капустой. Отличие лишь в том, что капуста - это необразованные люди, а цветная капуста - получившая образование в колледже, но разница между ними невелика.

Пьяные мечтами и надеждами, мы стучимся в свою собственную дверь, думая, что это чужой дом. Мы никогда не найдем дверь извне, рай и ад построен каждым из нас, мы никогда их не покидали и носим с собой. Бог, которого ищут, внутри нас, он есть наша глубочайшая суть. Бог во мне, сказал Будда. Тот, настоящий, Бог, которого мы потеряли.

Но не дано это знать тому, кто выбрал грядку с овощами, капустой и цветной капустой.

Наталья ЕРМОЛАЕВА

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200250/?50_1_2

Наталья ЕРМОЛАЕВА, 200250, ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Previous post Next post
Up