А МЫ - НАШИ?
До коих пор,
уважаемые коллеги, будем предаваться
тому, что в числе разного прочего и
лишило совет- ский большевизм (в
отличие от китайского, кубинского) стратегической
перспективы? Да, кремень-большевик
Жданов - великолепный образец Человека.
Не то что Шостакович - маленький такой,
патологически трусливый интеллигентик.
(Ну, было, было, чего отрицать.) Не то что
монашка-блудница Ахматова. И т.д. (список
намозолил глаза и навяз в ушах).
И
все-таки. Когда, условно говоря, Жданов
указывает Шостаковичу и Ахматовой, как
надо, а как не надо писать музыку и
стихи - начинается мощнейшая и
глубочайшая, по сей день не
распознанная онтологическая фальшь. В
порядке расплаты за нее Шостаковича
сменяет Ростропович, Ахматову -
Ахмадулина и Казакова, а рядом Зощенко
расцветает Жванецким.
Можно ныть: «Недопытали,
недовешали... Вот ужо они у нас еще
потащат пешедралом Соловецкий камень
откуда взяли!». Может быть, и впрямь
потащат (и даже успеют дотащить). Но всё
одно не нам, а им смеяться последними, -
пока мы, именно мы, не осознаем наконец,
что критика оружием в сравнении с
оружием критики - в стратегической
перспективе ничто и даже меньше чем
ничто. Запреты, вульгарная травля с
привлечением госресурсов - такое же
оружие, как за версты заметные костры
из книг или бульдозер, сгребающий
холсты.
(Замечу, что есть
книги, которым место в кострах - притом
публичных и не импровизированных. Но
таких книг всё же гораздо меньше, чем в
наши дни то может показаться. К примеру,
писания писательницы-предательницы
гитлеровки Зинаиды Гиппиус заслужили
государственную, исключающую
вкусовщину казнь вместе с «наследием»
Дмитрия Мережковского, ее супруга-подельника.
Но совсем ни к чему будет швырять в те
же костры всё то, на что у нас не первый
десяток лет чешутся руки это сделать.
Нет уж, пусть шестидесятничество
вместе с В. Сорокиным и прочей
мерзостью будет не вдруг, но навеки
отторгнуто беспредельным презрением поумневшего
общества.)
Кубинская
социалистическая революция прекрасно
обошлась без акций «вразумления»
немалочисленных на Кубе мастеров кисти,
имевших дерзость «изображать
реальность не в формах самой
реальности», если не вовсе променявших
последнюю на недвусмысленные
абстракции. То же о композиторах,
предпочитающих принцип «двенадцати
соотнесенных лишь между собой тонов», т.е.
по Геббельсу и Атанору «мерзопакостные
атональные гармоники». Ни Фидель, ни
Рауль Кастро, ни Че Гевара не унизили
себя чтением моралей-оргвыводов
великому Лео Брауэру. Или не столь
именитому Гарольду Граматхесу,
сочинившему в руганной-переруганной (советскими
музнадзирателями - невесть зачем) «сериально-пуантилистической»
манере Оду на слова Хосе Марти - и
здорово, добавлю от себя, это сочинение
у него получилось! Оптимистично,
революционно, глубоко и т.д. На Кубе
понимали: враг - не суверенность
искусства, границы которой
простираются гораздо дальше, чем то
может показаться с точки зрения
банальной эрудиции... По всему видно -
знали про сапоги, что они ни Шекспира,
ни даже Малларме не выше. Однозначно
избрать сапоги - остаться в итоге босым.
Неумное до пошлости, в
безнравственность перерастающее,
занятие - сравнивать сапоги с Шекспиром
или Гильеном.
Не потому, конечно,
кубинская революция выстояла, что «барбудос»
не поссорились со своими «Шнитке» и «Эрнстами
Неизвестными». (Смешно было бы даже
предположить такое. Хотя сознание, что
спорный - или могущий показаться таким -
товарищ лучше законченного,
озлобленного врага, тоже имело место...)
А потому что у нее внутренняя тенденция
к перерождению в пламенную
реакционность (тупую, тупиковую и в
итоге бессильную - но дьявольски
живучую) была несравнима с таковой у
СССР. Соображения мои на этот счет мне
блестяще подтвердил С.Г. Кара-Мурза,
подробнейше («Советская цивилизация»,
т. 2) рассказав о Кубе, где он
неоднократно бывал не как турист. Едкие
слова И. Северянина о «мечте о
равенстве и братстве с грозящим брату
кулаком» - никак не про кубинскую,
неожесточившуюся революцию. (Впрочем,
не пытайтесь объяснять это «евтушенкам
всех стран», по меткому выражению того
же Кара-Мурзы.) Крест ожесточения,
страстного состояния - но это уже
другая тема - облегчив ношу кубинцам и
даже вьетнамцам, довелось нести России...
Теперь в засасывающей трясине НМЛ она
вымучивает два (красный и серо-буро-малиновый)
фундаментализма - это уже не крест, это
просто пара камней на собственную шею.
Следом за с Атанором
(оба - в № 45 «Дуэли» за с.г.) у А. Лаптева
все еще проще. Книга издана массово?
Оружие врага! - и говорить больше не о
чем. Пусть книга даже кажется патриотической
- этого не может быть, потому что этого
не может быть никогда, т.к. вожделенные
«ссылки на живых политиков» наверняка
убраны податливым честолюбцем-автором
«по просьбе спонсора». Ну, какой в наше
время Патриотизм без упоминания
Ельцина и/или Путина собственной
персоной! Ура традиционным русским и
советским героям - ату всех этих, от
Дюма и до Толкиена: не наши они, не наши,
не наши... Да нешто кто спорит! А сами-то
мы - наши? Вот в чем вопрос вопросов - а
не в том, в конце концов, что мы
читаем и/или слушаем. Кто слушает (читает)
- мы или не мы!
Впрочем, о советских
героях - даже в виду неизбежного (скорее
всего, он уже пошел) вала переизданий «Двух
капитанов» - спорить не буду. Хотя и тут
не всё однозначно: права Влада Селина -
даже для главных героев «Тихого Дона»
мог бы значить и поменьше диктат
гормонов. (Вроде бы не просто «Унесенные
ветром»...)
А что до
традиционных русских... Есть Добрыня
Никитич - но есть и Онегин, Печорин,
Базаров, Обломов; по мне, их квартет
куда опасней «ливерпульской четверки».
(Последней лично я - закрывая тему - не
поклонник, однако таланты ее, особенно
в мутную эпоху владов сташевских,
признаю.) Есть Раскольников, после
революционного порыва разбивший лоб в
православном покаянии - это нам (еще раз
да еще много-много раз) нужно? Плавали -
знаем. Есть чеховские герои -
одушевленная никчемность и ни крохи
сверх того. Есть - Островом Свободы в
море свиных рыл и невоинских шинелей -
Тарас Бульба. (И есть Архип Осипов,
русской классикой нагло обойденный.)
Есть капитан Тушин, за каким-то... «уравновешенный»
юродивым дебилом Каратаевым.
Алексею Максимовичу
спасибо, конечно, и за Павла Власова, и
за Данко. У того же Толкиена, кстати,
Феанор получился очень похожим. А вот
стоило ли связываться с Климом
Самгиным аж на 4 (четыре!) тома ПСС? Уж
лучше бы придумал Арагорна, сына
Араторна. Или Гэндальфа, но Красного. Да
на базе творчески переосмысленного
наследия отечественных кикимор!
В общем, считаю своим
долгом напомнить, что с «комплексом
полноценности перед Западом» (Востоком,
Югом...) не всё так просто, как некоторым
из нас того бы хотелось. Упрощения в
духе тех (двусмысленных, по-моему)
рисунков Рауля Еркимбаева, где суровые
юноши-патриоты без долгих слов
каблуками и дубинками «метелят» панков
и наркоманов с иудейско-кавказскими
фейсами, разумнее всего оставить
потерянным 90-м.
В.Ю. ГОРБАТЫЙ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200305/?05_7_3