ДИКТАТУРА НИЯЗОВА: ЗЛО ИЛИ БЛАГО?

May 22, 2007 12:52


ДИКТАТУРА НИЯЗОВА: ЗЛО ИЛИ БЛАГО?

Уход из жизни многолетнего президента Туркмении С.А. Ниязова и выборы нового президента вызвали многочисленные отклики в российских и зарубежных средствах массовой информации. Владимир Добров лично знал туркменского вождя и потому имеет полное право высказать свое мнение. Тем более, что его преемник подтвердил, что основы ниязовской политики останутся неизменными.

С Сапармурадом Атаевичем мне довелось встречаться в 1990 и 1991 годах. Он тогда был Первым секретарем Компартии Туркменистана и депутатом Верховного Совета СССР, в аппарате которого я работал. Ниязов несколько раз возглавлял советские парламентские делегации, выезжавшие за рубеж, мне поручалось сопровождать их в качестве советника. Не будучи в фаворе у Горбачева, он тем не менее  являлся членом Политбюро ЦК КПСС, куда в то время  входили все руководители компартий союзных республик. Когда я спросил, почему его так не любит главный "перестройщик" и близкие ему лица, последовал ответ, который я привожу по своим  дневниковым записям: "Вопреки нажиму Горбачева я категорически отказываюсь создавать в своей республике народные фронты, демократические партии и другие оппозиционные движения. Безобразий у нас действительно много. Но эффективно бороться с ними можно, лишь  активно  используя партийные и советские структуры, а также народный контроль. А у нас все это пытаются сломать. Горбачев требует от руководителей республиканских компартий создания оппозиционных партий и фронтов, настаивает на повышении численности оппозиционеров... Это то же самое, что снабжать выпущенных из тюрем бандитов и грабителей оружием, которое они немедленно пустят против вас же в ход. Не выдержал как-то и передал Горбачеву список наших туркменских руководителей, которых  с помощью народного контроля привлекли  за злоупотребления  к уголовной ответственности. Там было девять фамилий. Спрашиваю его: "Привлекли ли кого-нибудь из высокопоставленных лиц за нарушение законов там, где есть оппозиция?" Он промолчал. Сказать было нечего. Как раз там, где оппозиция шумела больше всего, больше всего и было безобразий и злоупотреблений со стороны властей, которые вызывали справедливое возмущение людей".

Когда Туркмения стала независимой, Ниязов продолжал решительно бороться с коррупцией, воровством и бюрократизмом чиновничества, причем не делал исключений для своего окружения и "своих" людей, как это происходит, например, в сегодняшней России. Он не допустил разворовывания и расхищения в своей республике общенародной собственности и всячески противодействовал формированию олигархических групп, обогащающихся  за счет широких слоев народа. Именно поэтому туркменский вождь, как и белорусский президент А. Лукашенко, заслужил почетную ненависть  продажных говорунов и писак, обслуживающих интересы этих паразитических групп..

А вот еще один фрагмент моих дневниковых записей 1991 года. Ниязов знал мое отношение к Горбачеву и, видимо, разделял его. Потому разговор у нас получился довольно откровенным.

" - Почему вы не убираете Горбачева?  Допускаю, что его выдвиженцев в высшем руководстве мало волнует судьба партии и страны. Но ведь он потянет за собой в политическую могилу и все государственное руководство, всех членов Политбюро...

- Понимаю Вас и разделяю эти опасения. Но тут должны действовать деятели  с более солидным политическим весом. Украинцы, белорусы, прибалты, в конце концов. Меня, руководителя маленькой азиатской республики, могут и не понять.

- Но вы же коммунист, в конце концов, а коммунист обязан рисковать и своим постом, и жизнью, когда речь идет о судьбе его дела. А сейчас именно такой момент. Угроза буржуазного переворота и развала страны становится все более реальной. Ведь в руководстве остались люди, отвергающие то, что происходит. Например, тот же Лигачев или Бакатин (тогдашний министр внутренних дел. - В.Д.). Почему бы Вам не поддержать их открыто в противовес Горбачеву?

- Лигачев, при всем моем уважении к нему, против Горбачева не выступит, они из одной команды. Бакатин настроен даже хуже Горбачева, вы, видимо, здесь просто плохо осведомлены. Все дело в том, что нет лидера, за которым можно было бы пойти. Мое же выступление  воспримут как попытку защитить себя, свой пост, все знают, что мне уже активно ищут замену.

- Выходит, надо ждать полного развала. К этому ведь идет...

- Ну почему же? Думаю, те, кому это положено, примут необходимые меры".

Ниязов, конечно же, лучше знал реальный расклад сил в руководстве партией и страной. Его опасения по поводу Бакатина полностью оправдались. Как известно, этот деятель передал американцам секретную схему подслушивающих устройств в новом здании их посольства в Москве, в результате чего спецслужбам США удалось арестовать ряд наших разведчиков за рубежом. Знал Ниязов и о планах введения в стране чрезвычайного положения и создания ГКЧП. Увы, надежды на то, что это спасет страну, не оправдались.

Помню, с какой теплотой и сочувствием туркменский руководитель относился к простым людям. Он, выходец из самых "низов", всего добился своим трудом, рано стал круглой сиротой, работал и выдвинулся на заводе и потому хорошо знал жизнь простого народа. Вспоминаются его слова, сказанные явно в пику Горбачеву: "Надо держать связь не с элитой, не с теми в творческой интеллигенции, кто тебе в рот смотрит, чтобы попросить что-нибудь для себя, а с простыми людьми. От них быстрее правду услышишь и дельный совет получишь". Весьма актуально не только для Туркмении, но и нынешней России.

Все огромные природные богатства Туркмении, особенно крупнейшие запасы газа, в отличие от нашей России работают на интересы большинства населения. Здесь, по сути, сохранена советская система поддержания низких цен на жилье, коммунально-бытовые услуги, предметы первой необходимости. Доходы от экспорта природных ресурсов шли на строительство школ, театров, больниц, библиотек, других общественных сооружений. Ниязов сохранил политическую и социальную стабильность в стране, не допустив развязывания в республике конфликтов на национальной почве, он проводил взвешенный внешнеполитический курс, дружественный по отношению к России. "Мы не мыслим себя вне России", - это ведь его слова. Хотя те же американцы, влиятельные деятели арабского мира толкали его к совсем другому. Если в Туркмении при Ниязове, как нас уверяют со всех сторон, была "жестокая диктатура", то такая диктатура служит интересам подавляющего большинства трудового народа. Это лучше, чем диктатура олигархических групп, жирующих за счет разорения  страны и ограбления народа. Исходя из главного, начинаешь по-иному смотреть и на второстепенное, на то, с чем трудно смириться. Например, на то, что допускалось по отношению к русскоязычному населению. Тут допускались очевидные проявления  национализма,  несправедливости и даже жестокости. Другой вопрос, правда, несет ли прямую ответственность за это Ниязов или те дураки и подхалимы, которые хотели обратить на себя внимание вождя тупым или льстивым усердием в выполнении его указаний... Лично мне кажется, что здесь было именно дурацкое усердие. Хорошо помню наши беседы. Не было у туркменского лидера ни малейшего намека на такой национализм, напротив, в его словах чувствовалось искреннее уважение к русскому народу. В любом случае, однако, руководитель должен отвечать за действия своих подчиненных и вину здесь, пускай даже косвенную, с Ниязова снимать нельзя...

«Туркменбаши довел до грани обожествления свой "культ личности" и, - звучит последний, повторяемый дружным хором и со всех сторон аргумент. Тут, конечно, трудно возражать. Но мне почему-то вспоминается эпизод нашего возвращения из поездки в Йемен в 1990 году. Когда спускались с трапа самолета, подъехавшие к самолету на черной "Волге" помощники Ниязова стали на глазах у всех целовать ему руки. Сапармурат Атаевич отвернулся, посуровел и стал по-туркменски выговаривать им что-то явно неприятное. Но меня поразило выражение  лиц распекаемых, на них было написано неподдельное, искреннее блаженство от прикосновения к вождю, резких слов в свой адрес они как бы и не слышали.

Увы, культ вождей и лидеров, обожествление их начинается с самых низов, потому и противостоять ему крайне трудно, хотя, конечно, вины с самих лидеров это не снимает. Но, честное слово, просто смешно слышать разносные обличения "культа Туркменбаши" в российских средствах массовой информации. Очень часто те, кто обличает "чужой" культ, исподволь создает у себя свой, отечественный. Ведь это факт, что в российских СМИ, особенно на основных телеканалах, доминируют президент Путин и его близкие соратники, влияние оппозиции как в средствах массовой информации, так и в политической жизни  минимально. Не говоря уже о том, что она в своем большинстве управляется той же президентской Администрацией... От чего ушли, к тому и пришли. Опять все решает вождь, опять все смотрят ему в рот. Опять солидные мужи важно разглагольствует об "отсутствии  Путину реальной альтернативы" - как они точно также солидно разглагольствовали об ее отсутствии при Брежневе, Горбачеве и Ельцине. Понятно, что все делается по указке сверху, понятно, что нити снова тянутся в Кремль, где сидят все нынешние кукловоды. Понятно всем, но не нашей наглой и развязной журналистской братии, кичащейся своей мнимой "свободой" и крикливо обличающей ниязовский  "тоталитаризм". Поистине,  "прежде чем указывать на других, вымой свой палец".

Впрочем, есть существенная разница между грубым культом Ниязова и "мягким" Путина, хотя любой культ принижает сознательность массы, а значит, и мешает обществу идти вперед. Культ Ниязова подпирала его реальная забота о простых людях, их устойчивом материальном обеспечении и высоком духовном уровне на основе многовековых национальных традиций. За культом Путина ничего реального, то есть полезного для простого человека, не стоит. Напротив, при нем продолжается  прогрессирующее разрушение государства и деградация нашего народа.  Высокие путинские рейтинги - это мыльные пузыри, которые усиленно надувают оказавшиеся на политических верхах разного рода карьеристы, приспособленцы и делатели больших денег.  Им нужен свой Президент, и Путин эти ожидания вполне оправдывает. Впрочем, мыльные пузыри рано или поздно лопаются.  Хотелось бы, конечно, чтобы поскорей.

В.Н. ДОБРОВ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200721/?21_3_2

В.Н. ДОБРОВ, ПОЛИТИКА, 200721

Previous post Next post
Up