ИЗ ФРОНТОВОГО ДНЕВНИКА

May 06, 2003 12:55


ИЗ ФРОНТОВОГО ДНЕВНИКА

НАША АНЕЧКА

19 января 1942 года. Взяли станцию Шаховскую. Вывороченные рельсы. Перевернутые вверх колесами вагоны. Разрушенные, сожженные дома... Жители нам рассказывали, что Гитлер собирался со ст. Шаховской въезжать на белом коне в Москву.

Мы нарушили его план.

Наша стрелковая Курсантская бригада получила почетное звание I-ой Гвардейской стрелковой бригады и награждена орденом Красного Знамени. В честь этого получили усиленную порцию водки. Мороз нипочем, настроение бодрое. 25 января 1942 г. вступили в Смоленскую область. Впереди нас прошли минеры и оставили на столбике доску: «Деревня Красные Кресты. Мин нет!» Деревни не было. Но кресты стояли и много крестов, только не красные, а берёзовые. На крестах висели простреленные каски с черепом и двумя косточками. Здесь прошла дивизия «Мертвая голова».

Холодище невыносимый. Даже положенные сто граммов не согревали. С ходу наступаем на Барсуки и Петушки. Первую деревню взяли. Наши танкисты заняли и Петушки, но некому было закрепить достигнутое... Как у Твардовского:

Пусть форсит артиллерист
В боевом расчете,
Отстрелялся - поклонись
Матушке-пехоте...

Петушки снова у врага. Этот узел переходит из рук в руки. Большие бои. Потери с обеих сторон. Наша Аня - так мы называли свою санитарку - очень много выносила раненых с поля боя. Возвращаясь за следующим раненым, она попала в плен. Фашисты решили с ней немедленно расправиться, привязали к дереву и приготовились расстреливать. Наши бойцы, прорвав оборону врага, снова взяли деревню Петушки. Уложив фашистов, спасли нашу Аню. Около горла в её шею прошла пуля. Сделав перевязку, отправили в госпиталь. Мы всегда восхищались её красотой. В ней было всё красиво: как тушь черные волосы, толстая коса, красивые руки, которые проворно перевязывали раны.

После госпиталя в её черные волосы (она была еврейкой) вкрались седые пряди, и коса её стала пестрой. Но она нам ещё больше нравилась, и бойцы её теперь звали «наша Анечка», она с нами идет на Запад.

ПЕРВОЕ МАЯ

Мы в Смоленской области. Из-за большой распутицы машины на станции не шли, а поэтому единственный тягловой силой для артиллерии служили наши лошадки.

Расположились в лесу. Единственный пункт снабжения продуктами на станции Погорелое-Городище в 25-30 км от нас. Оттуда наши солдаты принесли в вещмешках на каждого бойца скудный паёк: по два сухаря, пять кусочков сахара, немного масла, крупы, соли.

Хуже было лошадям. Фураж нам сбрасывали под обстрелом вражеских зениток самолёты У-2, но груз чаще приземлялся на нейтральной полосе, где и оставался. Кони от голода начали падать.

Враг тоже не мог наступать в такую распутицу и методически вёл огонь по нашей позиции из тяжёлых орудий, но снаряды, хлюпая, падали в болото и чаще не взрывались.

Однако, несмотря на наши полуголодные желудки («кишка кишке протокол пишет», - шутили тогда солдаты), в тот весенний первомайский день мы старались не унывать. Кругом всё было зелено, на берёзах распустились клейкие листочки, весело щебетали птицы, ласково грело солнце. Мы выбрали под берёзами небольшую поляну. Все в сборе. Старшина Черняев принёс трофейную гармонь. Настроение бодрое, праздничное. В 12 часов пришёл командир майор Тращилов и политрук Завьялов. Открылся митинг. Много было сказано бойцам хороших слов, зачитали благодарности. А потом заиграла гармонь, началась весёлая, задорная пляска. Особенно в этот день веселилась наша любимица - санитарка Анечка.

Так в 1942 году мы встретили первый фронтовой Май. Незабываемый праздничный день!

Н. М. БЕЛЯВЦЕВ, бывший командир орудия, инвалид Отечественной войны

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200318/?18_1_5

первая полоса, Н. М. БЕЛЯВЦЕВ бывший командир орудия ин, 200318

Previous post Next post
Up