ПОГОНОНОСИТЕЛИ

Jul 15, 2003 12:52



Коль завелась измена, спасут ли мужество и честь?

Недавно высокопоставленный чиновник в Генштабе Вооруженных Сил России заявил: «У нас не осталось стратегических интересов на Балканах, а на выводе миротворцев мы экономим 25 млн. долларов в год». По мнению вице-президента Академии геополитических проблем генерал-полковника Леонида ИВАШОВА, это сомнительная логика. Принятое решение - скорее очередная глупость геополитического масштаба. Стратегические интересы России на Балканах присутствуют уже не одно столетие, не исчезли они и сегодня. По мнению генерала, во власти практически не осталось людей, способных мыслить стратегически и видеть эти интересы, просчитывать последствия на десятки лет вперед.

Активный участник борьбы за интересы России на Балканах (в бытность начальником Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ) вспоминает события недавних лет. Ему обязана Россия тем впечатляющим броском десантников на Приштину в период позорной войны НАТО против Югославии. Русские взяли ключевой объект в Косово и всему миру показали, что несмотря ни на что, даже в безнадежных ситуациях могут побеждать, проявляя мужество и отвагу.

Перед вводом нашего десантного батальона военно-политический блок НАТО попал в сложное и неприглядное положение. В Европе уже началось брожение, недовольство по поводу агрессии против суверенной Югославии, общественность оказывала сильное давление на правительства, а в СМИ нарастал поток информации о том, что эта война бесчеловечна. Стали прорываться информационные сводки о потерях, а в Германии оппозиция в лице ХДС/ХСС вообще поставила вопрос о прекращении финансирования участия страны в этой авантюре. Словом, все складывалось не в пользу НАТО.

В этих условиях Россия получила шанс стать центральной фигурой в урегулировании югославского кризиса. Европейцы и даже американцы с надеждой смотрели на нас, полагая, что Россия сможет развести стороны, участвовавшие в конфликте. Мы постоянно вели переговоры с американцами, кроме того, неофициально были в тесном контакте с министерствами обороны Германии, Греции, Швеции, Финляндии.

Нам удалось добиться от американцев многого. С делегацией США, которую возглавлял генерал Фогписсон (посредниками выступали финны, они сыграли положительную роль), было решено, что «присутствие по безопасности» - такое название носила послевоенная операция в Косово - будет осуществляться следующим образом. Силы, участвовавшие в войне против Югославии, будут располагаться вдоль границы Косово с Албанией и Македонией. Им определили коридор не более 50 километров. Эти силы должны были блокировать границу между Албанией и Македонией и СРЮ с целью фильтрации беженцев, предотвращения прорыва боевиков. На остальной территории союзной Югославии должны были разместить свои войска нейтральные государства и страны НАТО, не принимавшие активного участия в агрессии. Мы работали по этому вопросу с Украиной и другими странами СНГ, с исламскими государствами. Россия добилась, чтобы силы безопасности Югославии лишь частично вывели свои подразделения, мы говорили - не более 50%, а американцы - не менее 50%. Американцы просили, чтобы и в других, не натовских секторах были их подразделения. Мы пошли на это, дали согласие на присутствие медицинских, а также инженерных подразделений для восстановления разрушенных мостов и коммуникаций. Словом, «мяч» был полностью на нашей стороне, натовцы, пусть и медленно, но склонялись к нашей позиции.

В конце мая 1998 г. состоялась итоговая встреча делегаций заинтересованных сторон в Кёльне. В ней участвовали
В.С. Черномырдин, президент Финляндии Ахтисаари и первый заместитель госсекретаря США Строуб Тэлбот. В каждой делегации были военные представители. От Минобороны РФ по настоянию маршала И.Д. Сергеева в состав делегации были включены я и генерал В.М. Заварзин, представитель России в Совете «Россия - НАТО». Что касается МИДа РФ, то считаю, что оно несколько снизило свое участие в переговорном процессе, откомандировав лишь одного, да к тому же третьеразрядного дипломата В. Ивановского, который при этом отнюдь не симпатизировал сербам.

Когда я доложил Черномырдину, что по семи важнейшим пунктам договора мы получили от американцев согласие, он сказал Ивановскому:

- Посмотри, как военные далеко продвинулись!

Дело было вечером, а на утро во время переговоров Черномырдин стал вести себя непонятно. Складывалась странная ситуация. Тэлбот вдруг предложил вернуться к документу, в котором мы уже согласовали большую часть, за исключением нескольких вопросов. Я возразил:

- Зачем возвращаться, если мы уже о многом договорились и закрепили договоренности?

Черномырдин же, как ни странно, поддержал противоположную сторону, принялся настаивать на возвращении к американскому проекту. Объявили перерыв. Виктор Степанович заявляет: пусть, мол, американцы откроются, все выложат, мы все обсудим и тогда дадим бой. Зачем, когда их позиция полностью ясна? Она же изложена в их проекте итогового документа.

- Ну, я уже пообещал...

Тогда я его жестко предупредил, что никаких изменений обсужденного документа мы предпринимать не будем, потому что я уже доложил министру обороны, а министр - президенту. У меня есть соответствующая директива министра обороны, а у Виктора Степановича - аналогичная директива главы государства.

Он, насупившись, спросил:

- А что ты обращаешься через голову?

Что значит - через голову? Я ответил на это, что подчиняюсь министру обороны страны, ему докладываю, от него получаю директивы и указания.

Стали опять работать с документом. Тэлбот настойчиво проталкивает свой вариант, Черномырдин по большинству позиций не сопротивляется. Ахтисаари держит нейтралитет. Когда я возражал, что мы этот вопрос уже решили однозначно,
С. Тэлбот настаивал на новом обсуждении. Ситуация складывалась непонятная. К тому же я заметил, что во время переговоров человек из окружения Черномырдина что-то вполголоса говорил ему про рейтинг.

Между тем сдача позиций продолжалась. Я не выдержал и говорю:

- Виктор Степанович, летим в Москву. У нас есть директива президента, и вы не имеете права ее изменять.

А он твердит:

- Пусть американцы все выложат, а потом мы соберемся и примем решение. А президенту я уже докладывал.

Мы с генералом Заварзиным настроились на серьезную дискуссию с главой делегации и решили, что в случае сдачи позиций потребуем возвращения в Москву. Но вдруг, когда Тэлбот уже дошел до конца текста, представлявшего к этому времени собой по сути чисто американский вариант, Черномырдин заявил:

- Уважаемый президент Ахтисаари, уважаемый Строуб Тэлбот, российская делегация согласна с представленным вами документом.

Мы с Заварзиным были просто ошарашены таким поворотом. Я встал и заявил, что это не документ, а ультиматум американской стороны, что военная часть российской делегации не будет участвовать не только в его подписании, но и обсуждении и что мы покидаем это собрание.

Черномырдин бросил мне вдогонку:

- Вашей подписи тут и не требуется.

Таким образом, в результате предательства Черномырдина (иначе я это назвать не могу) был принят американский документ, и это тогда, когда Россия играла главную роль на переговорах и все надеялись на ее силу и твердость!

И сербы держались, потому что Россия была на их стороне. Складывался некий баланс. С одной стороны - НАТО, мощная военная машина, зашедшая в политический тупик. С другой стороны - Россия, Сербия и многие страны мира, включая Китай. На Россию весь мир смотрел с надеждой. И после того, что сделал Черномырдин, в каком положении оказалась наша страна? Мы в одночасье стали никем, скатились на третьи роли. Мы предали сербов, а раз предали народ, близкий нам и по духу, и по вере, то кто нам теперь поверит, что мы не предадим арабов, казахов, да кого угодно? Мы потеряли лицо, нас перестали уважать.

Некоторые говорят: зато, мол, с  Западом наладили отношения, экономические связи и прочее. Я говорю с полной ответственностью, что это не так. Нас перестали уважать как партнеров, мы приобрели репутацию, более подходящую не державе, желающей считаться великой, а уличной девке. И в стратегическом отношении мы потеряли важнейший плацдарм.

Чтобы как-то поправить дело, нужно было что-то делать, но что?

Позже в Кёльне собиралась «восьмерка» по выработке резолюции № 1244. Министр иностранных дел И.С. Иванов держался очень твердо. Там разные были моменты... М. Олбрайт настойчиво дожимала партнеров по переговорам. Время уже одиннадцать ночи, она говорит:

- Игорь, мы не уйдем, пока не договоримся.

Иванов встает, забирает портфель и заявляет:

- Желаю вам успеха.

И вся российская делегация уходит.

Резолюция Совета безопасности №1244 более-менее выправила ситуацию. Но из процесса урегулирования положения в Косово мы все-таки выпадали. 9 июня я встретился с генералом Фоглиссоном, который вместе с Тэлботом прилетел в Москву. Во время встречи сказал ему, как будто ничего не произошло:

- Мы согласовали семь пунктов, давайте пойдем дальше.

- Нет, господин генерал, - услышал в ответ, - ситуация кардинально изменилась, у нас есть свое предложение для России.

- Какое?

- Мы  разрешаем  вам  одним батальоном участвовать в американском секторе.

Естественно, российская делегация отказалась обсуждать вопрос в такой постановке, поскольку она противоречила резолюции СБ. После перерыва американцы говорят:

- У нас есть другое предложение. Мы предлагаем вам двумя батальонами быть в мобильном резерве генерала Джексона.

Тогда я беру слово:

- Вы не изучили резолюцию Совета Безопасности ООН. А там сказано, что члены ООН и международные организации осуществляют присутствие по безопасности в Югославии. Так вот, не НАТО, а мы как постоянный член Совета  безопасности имеем приоритетное право на это присутствие.

- Что вы имеете в виду?

- Имею в виду точное выполнение резолюции №1244.

Переговоры были прерваны. Мы с коллегами из МИДа стали готовить доклад Б.Н. Ельцину о том, что нас пытаются вышвырнуть из балканского процесса и что следует предусмотреть возможность одновременного с американцами ввода наших подразделений. Замминистра иностранных дел завизировал, доложили
И.С. Иванову, и министр обороны И.Д. Сергеев поехал с этой запиской к Ельцину. Через полтора часа Сергеев вернулся и тут же позвонил мне. По его бодрому голосу я понял, что все в порядке. Действительно, президент одобрил наши выводы и предложения.

Батальон российской бригады в Боснии по приказу Москвы начал выдвигаться из Косово. Для натовцев это не было неожиданностью, поскольку комбриг установленным порядком уведомил командира дивизии «Север» - американского генерала. Мы должны были войти одновременно с НАТО, но натовцы постоянно пытались нас обманывать.

По окончании переговоров в Москве, не договорившись ни о чем, американская делегация во главе с Тэлботом вылетела в Вашингтон. Но во время полета над Европой на борт поступила команда возвратиться в Москву, сковать переговорным процессом военно-политическое руководство России и, что называется, под шумок обеспечить упреждающий ввод натовских войск в Косово.

Министр иностранных дел Иванов поздно вечером привез всю команду С. Тэлбота в Министерство обороны. Последний потребовал (именно так!), чтобы переговоры с ним вели министр обороны, министр иностранных дел, начальник Генштаба и другие высокопоставленные военные. Никаких переговоров на самом деле не было. Просто Тэлбот, украдкой поглядывая на часы, вел неспешный светский разговор.

На вопросы же Иванова и Сергеева, когда войска НАТО планируют войти в Косово, американцы без запинки отвечали, что не ранее чем через сутки. При этом генералы изображали разговор по «мобильнику» с Пентагоном и подтверждали сказанное Тэлботом: да, через сутки. Между тем российская военная разведка четко докладывала о начавшемся продвижении натовских частей. Вскоре пустопорожнее времяпрепровождение российским министрам стало очевидно, и они оставили американцев, но те уезжать из Минобороны отказались.

А в кабинете министра обороны РФ обстановка накалялась. Постоянно поступала информация о продвижении натовцев и нашего батальона, который под Белградом возглавлял генерал-лейтенант Заварзин. Как только передовые части НАТО пересекли границу Македонии с Косово, наш батальон в соответствии с планом пересек административную границу Сербии с Косово и рванул на Приштину. В. Заварзин периодически докладывал о движении батальона.

Находившийся в кабинете министра обороны глава МИДа И. Иванов пытался задержать ввод российских подразделений в Косово. И его понять можно: он опасался возможного столкновения с натовцами. Но было решение президента, были приказ министра обороны и директива Генштаба. И была объективная настоятельная необходимость вернуть России роль активного игрока в мировой политике.

Ситуация складывалась сложнейшая. Министра обороны И. Сергеева и тогда, и загодя, еще на стадии решения вопроса, тоже больше всего волновало: а не ударят ли натовцы по нам? Мы приводили аргументы в пользу того, что без решения Совета НАТО они удар не нанесут. А чтобы такое решение не состоялось, нужно было работать с отдельными членами НАТО. И даже если решение об ударе примут, у нас оставалось время для реагирования. Мы убеждали, что есть и еще вариант: летим в Белград (я хорошо знал настроение сербских военных: они были готовы развернуть войска в южном направлении), и натовцы встанут перед угрозой наземной операции, которой они страшно боялись. Этот аргумент стал решающим.

Между тем Тэлбот, еще находясь в стенах Минобороны РФ, получил информацию о том, что СNN показывает ввод российского батальона в Приштину Он потребовал от И. Иванова объяснений...

Однако дело уже было сделано. Наш батальон вошел в Слатину, занял круговую оборону, приготовился к бою. В этот же район шла английская бригада. Вдруг генерал Заварзин доложил мне, что англичане предлагают ему встречу. Я, в свою очередь, доложил И.Д. Сергееву, получил согласие и поставил задачу Заварзину:

- Встречайся, но на своей территории, англичан должно быть не более пяти человек, чтобы не допустить даже тени провокации или чего-то подобного. По завершении встречи доложить.

Время проходит, Заварзин молчит. Потом докладывает:

- Нормальные мужики, их беспокоят меры безопасности. Командир бригады и еще пять человек - его заместители - просятся переночевать у нас. У них личный состав - сплошь непальцы, англичане плюнули на них, а о себе заботятся. Как быть?

Закончилось тем, что англичане провели первую ночь в расположении нашего батальона, и это был первый, но исключительно важный шаг к последующему взаимодействию. Леонид ИВАШОВ, генерал-полковник, газета «Честь и Родина», №18, 2003 г.

А если завтра война?

Сегодня избирателя на мякине не проведешь: после целой череды предательских уступок США в вопросах разоружения каждый отлично понимает, что любой договор о сокращении или сдерживании означает разоружение России в одностороннем порядке. Пентагон плюет на все договоры с более слабым партнером.

Ратификация Договора о СНП была справедливо воспринята нашими читателями как новая угроза национальной безопасности. В многочисленных звонках в редакцию буквально на другой день после публикации итогов голосования по СНП люди спрашивали: да есть ли в нынешней Думе защитники Отечества и как они отстаивают в мягком депутатском кресле его обороноспособность и безопасность? Право же, результаты проделанной нами весьма кропотливой работы для конкретного ответа на этот вопрос оказались удивительными. Если считать формально, по наличию погон на депутатских плечах, то есть, и даже немало: более шестидесяти человек. Но это - с учетом таких погононосцев, как Жириновский или Карелин, а также полицейских чинов из налоговых органов и пр. От них уж точно никто не ждет защиты Отечества. Иные, может, и боевое оружие первый раз только на думских стрельбах в руки взяли.

Нет, мы решили выяснить, сколько же в этой Думе высших офицеров, присягавших на верность еще социалистическому Отечеству, дослужившихся в Советской, а потом и в Российской армии до крупных звезд, по долгу службы обязанных Родину беречь. Это, впрочем, справедливо и для всего офицерского состава - капитанов и майоров, которых в Думе тоже немало. Но вот - полковники, генералы, маршал... Как они выполняют свой воинский долг, следуют присяге, которую, как известно, они приносят Родине на всю жизнь? Ведь нигде не сказано, что на время депутатской деятельности действие воинской присяги приостанавливается? Нигде.

И вот перед вами список из 39 высших офицеров - депутатов Госдумы. Он легко делится на две, увы, неравночисленные части. В одной - патриоты, которые выступили против договора с Америкой. Их мало. И, как легко заметить, большинство из них принадлежит к партии коммунистов.

А вот другой список. В нем тоже немало известных и заслуженных людей. Скажем, маршал В.Г. Куликов, авторитетный военачальник, воспитанный Советской Армией, не знающий страха защитник СССР в годы войны с фашизмом. Или Герой Советского Союза каперанг
В.П. Лушин. Или известный своими патриотическими настроениями вице-адмирал В. Ф. Дорогин... Словом, много достойных людей в погонах.

Но почему же от голосования к голосованию они оказываются по другую сторону от народа, который поклялись защищать? Это ведь не первое голосование, когда национальные интересы, оказывается, приносятся в жертву кремлевским установкам. Вспомним: в этом списке почти нет таких героев, которые отважились бы восстать против распродажи русской земли, против диктатуры Чубайса, против того, наконец, что в результате всех этих реформ погиб страшной смертью солдат Отечества - ветеран Великой войны, примерзший к полу своей холодной квартиры! Трудно поверить, что это не всколыхнуло души генералов и маршалов всей России, не возмутило их!

По целому ряду принципиальных голосований как раз этих 20-30 офицерских голосов и недостало, чтобы отвратить многие нынешние беды. Но офицеры выполняли команды штатских чиновников из правительства и Кремля - в нарушение присяги и долга защищать свою страну.

Так что же это за оружие такое - депутатское кресло? Какие мины подкладывает под него власть, если даже герои-генералы становятся безвольными пешками? Мало того - бьют по своим тылам, по народу, вскормившему и воспитавшему их? Уважение к прошлым заслугам перед Родиной многих людей из этого списка не позволяет публично упрекать их в трусости. Но неужели в депутатском кресле страшней, чем на борту истребителя, на капитанском мостике боевого корабля или на пограничной заставе? Раздвоение думского офицерского состава страшит: что будет с Родиной, если завтра - война? Что происходит с армией, если высший состав уже сегодня утратил волю к победе? Жанна КАСЬЯНЕНКО

За СНП - 32 офицера

Аслаханов А.А. - генерал-майор милиции (ОВР)

Багишаев З.А. - полковник (ОВР)

Баскаев А.Г. - генерал-полковник МВД (Нардеп)

Безбородов Н. М. - генерал-майор (РР)

Войтенко В.П. - генерал-полковник (Нардеп)

Воробьев Э.А. - генерал-полковник (СПС)

Воротников В.П. - генерал-майор (Нардеп)

Гуров А.И. - генерал-лейтенант МВД (Единство)

Дорогим В.Ф. - вице-адмирал (РР)

Зеленов Е.А. - полковник (РР)

Клинцевич Ф.А. - полковник (Единство)

Ковалев Н.Д. - генерал армии (ОВР)

Коржаков А.В. - генерал-лейтенант (ОВР)

Коробов М.Л. - полковник (Единство)

Крюков В.А. - полковник (ОВР)

Кузин В.В. - полковник (Нардеп)

Куликов А.С. - генерал армии (независ.)

Куликов В.Г. - Маршал Советского Союза (ОВР)

Лисиненко Н.И. - генерал-полковник (Единство)

Лушин В.П. - капитан 1-го ранга,

Герой Советского Союза (Единство)

Майтаков Г.С. - капитан 1-го ранга (РР)

Мусатов М.И. - полковник (ЛДПР)

Николаев А.И. - генерал армии (Нардеп)

Новиков А.В. - полковник (ЛДПР)

Овчинников Н.А. - полковник МВД (Нардеп)

Орлов В.И. - генерал-майор (Нардеп)

Сафиуллин Ф.Ш. - полковник (РР)

Стрельченко С.Г. - полковник (Единство)

Табачков В.Н. - полковник (Единство)

Тетерин В.Н. - полковник (Единство)

Уткин О.О. - полковник (Единство)

Чайка В.В. - генерал-лейтенант (Нардеп)

Против СНП - 7 офицеров

Алкснис В.И. - полковник (РР)

Волков В.Н. - полковник (КПРФ)

Куликов А.Д. - полковник МВД (КПРФ)

Маевский Л.С. - капитан 2-го ранга (КПРФ)

Родионов И.Н. - генерал армии (КПРФ)

Салий А.И. - полковник (АПГ)

Севастьянов В.И. - полковник (КПРФ)

«Советская Россия»,
22 мая 2003 г.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200328/?28_3_2

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА, «Советская Россия» 22 мая 2003 г., 200328

Previous post Next post
Up