ВООБЩЕ-ТО ВОЖДЬ...

Jul 29, 2003 12:45


ВООБЩЕ-ТО ВОЖДЬ...

О книге Эдуарда Лимонова «В плену у мертвецов»

Говорят, что если перед играющим духовым оркестром кто-то станет есть лимон, то музыка тотчас прекратится из-за специфических спазм у духовиков. Эдуард Вениаминович Савенко, известный у нас и за рубежом как Лимонов, сегодня и выступает в роли того самого лимонного провокатора. В серии «Ж.Z.Л.» (Жизнь Запрещенных Людей) вышла новая книга Лимонова. Возможно, молодым издательством «Ультра Культура» серия создана специально под эту книгу.

Лимонов был и остается соцреалистом, хоть сам себя никогда так не классифицировал. Как отмечал его друг и гражданский защитник Александр Проханов, творческий метод Лимонова заключается в том, чтобы создавать для своего рассказчика-героя особые жизненные ситуации, которые достойны места в тексте. Какой была в застойном СССР социальная проблематика, фактура человеческих событий - «хлеб» писателя-репортера? По сравнению с бурной современностью РФ - никакой. Вот и соцреализм был «никаким». За соцпроблемами истинному соцреалисту тогда нужно было ехать на Запад. Сегодня же - в российскую тюрьму.

Лимонов предстает в своей последней книге и канонически преданным Христом, и неукротимым Эдичкой, что сотрясает своими бурными секс-воспоминаниями стены Лефортово, но самая ценная его ипостась все же - писательская, соцреалистическая. Он ведет репортаж из застенка, где он погружен в новую среду общения. Рассказы чеченских боевиков о зверствах, учиненных над их семьями и прочий «эксклюзив», узнанный от сокамерников, делают книгу новой уликой для доказательства инакомыслия Лимонова. Однако, что нельзя не отметить, инакомыслие это вовсе не носит ультимативного политического оттенка. Лимонов - не политик, не заговорщик, он просто писатель-реалист. Ему интересна социальная реальность, он всегда описывал именно ее.

НБП - вовсе не политическая организация, что становится ясно к середине книги, а просто очередная жизненная авантюра, новый ареал обитания и почитания писателя Лимонова. Прелюбодействующие с ним в книге девочки из партии - что это как не поддразнивание ровесника-обывателя, которым вряд ли может в таком возрасте (59) похвастать подобными приключениями? Лимонов не забывает подчеркнуть, что все его последние подружки годятся ему в дочери, а то и во внучки. Он бравирует стойкостью своего духа и плоти, своей титанической жизне- и любве-обильностью. Какой тут заговор, какая тут государственная угроза? Обыкновенный «живчик». Просто охранные учреждения, по старой памяти «пасущие» стиляг-тунеядцев, от чисто бытовой раздраженности и утомленности авантюрами Лимонова записали его в террористы - чтобы под присмотром был, мало ли что выкинет. Поэтому самыми внимательными его читателями становятся отныне сотрудники ФСБ.

Но тюрьма - довольно серьезное испытание для любого. И Лимонов стойко проходит его: «качается», не дает себе угаснуть, постоянно пишет. Его мускулистый стиль не изменился - здесь мат соседствует с эстетизмом, ярчайшие политические деятели ХХ века зачастую получают маргинальные, сленговые эпитеты. Для него нет идеологических авторитетов или приоритетов, есть просто вдохновляющие вспышки реальности - герои революций, исторические персонажи и образы: здесь нет деления на левых и правых, это просто «священные монстры» Лимонии - вкусовщина, проще говоря. В этой книге нет заговора или новой идеологии, способной противостоять тому порядку, который автор время от времени (политически неквалифицированно) критикует. Зато здесь есть убийственный, откровеннейший соцреализм застенка, который будет интересен широкому читателю и малоприятен власть предержащим.

Тюрьма - лучшая трибуна для человека с именем. В тюрьмах ковались не только характеры революционеров, но и теоретические основы революций. Лимонов же использует ситуацию, сильно привлекшую к нему общественное внимание, не для создания революционной теории, а все для тех же жизненных репортажей и для «проживания» нового образа. Каждый воюет доступным ему оружием. Оружие Лимонова - его слово и наблюдательность, его въедливая заинтересованность подробностями новых, открывающихся ему миров.

Помимо прочего Лимонов - приемное дитя русской демократии. Он являет собой тот самый либеральный, сексуально распущенный, привыкший к свободе слова Запад, на который столь долго равнялись реформаторы. Но сейчас правят бал уже не реформ-, а реставраторы, и они поменяли символы: посему не обессудьте те, кто привык свободно изъясняться. «Дело Лимонова» не только новая страница в истории нашей литературы. Ведь этот писатель как-никак еще и председатель НБП, оппозиционной партии. И если писатель Лимонов в любом случае выигрывает, то оппозиция в его лице может только проиграть - и если его вдруг оправдают, и если осудят. Ну что это за лидер партии, о котором первое что вспоминают это «тот, что с негром…» - который сам о себе пишет подряд любые фривольности, забывая, что он не порнозвезда, а вождь вообще-то? Лимонов-политик - лишь костюм, необходимый для продолжения авторской авантюры, временный камуфляж, гарантирующий плотный контакт повествователя с реальностью. Возможно, именно из-за своевременного переодевания читать его так же интересно, как в конце 80-х.

Дмитрий ЧЕРНЫЙ

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200330/?30_5_2

Дмитрий ЧЕРНЫЙ, ПОЕДИНОК, 200330

Previous post Next post
Up