ЧЕСТЬ

Jul 29, 2003 12:47


ЧЕСТЬ

Здравствуйте, Юрий Игнатьевич!

Благодарю Вас за то, что Вы, несмотря на огромную занятость, нашли время ответить на моё письмо про ”Курск”.

Теперь, в порядке обмена мнениями, к Вашим замечаниям.

1. Я в «Дуэли» не цензор, я в ней главный редактор.


Я совершенно не призывал вас кромсать ножницами статьи. Или отказывать в публикациях. Но редактор всегда цензор. Именно поэтому газета отличается от забора. Тем более, что претензии к Вам я высказывал, в первую очередь, за Ваши слова. А редактор всегда может попросить любого автора, тем более постоянного, просто выбирать выражения. Не вижу здесь ущемления свободы слова. Помнится в “Дуэли” была Ваша статья про бранные слова. Не во всём с ней согласен, но основная идея верна. Я рос среди серьёзных мужчин. Горные рабочие, геологи, оленеводы, рыбаки, охотники ... Многие с большими сроками за спиной. Многие воевавшие. Но все с биографиями. И каждый - личность. Так вот, разговор серьёзных мужчин, как бы жёсток он ни был, никогда не превращается в “базар”. Потому что существует граница. И оба собеседника о ней знают. Оскорбление есть переход этой границы. Всё, разговор окончен. Начинается бой. За оскорблением немедленно следует удар - удар ножом, выстрел. Смотря по ситуации. Должен следовать. Если не последовал, это значит только одно - человек проиграл бой. Мёртвые ответить не могут. Поэтому оскорбление мёртвых допускается только в случаях крайних. Как-то: Иуда, Власов, Ельцин... Потому что это тоже вызов. Вы готовы биться с теми, кто на их стороне. Но мы-то с Вами на одной стороне. И моряки “Курска” по Дому Правительства не стреляли. Никому не запрещено высказать своё мнение. Глумиться-то зачем?

2. Вы плохо представляете себе честную смерть. Это результат осознанного риска человека во имя своей чести. А гибель человека из-за неосторожности, глупости, разгильдяйства - тоже «честная смерть»?! Забулдыга, выбежавший на проезжую часть дороги и погибший под колёсами, - принял «честную» смерть?

...А моряки «Курска», они что - дали честное слово народу России утопить «Курск» и честно погибли, исполняя своё слово?

К сожалению, Юрий Игнатьевич, я слишком хорошо знаю, что такое смерть вообще, и честная, в частности. На мой взгляд, Вы путаете святое с праведным. Забулдыга в Вашем примере принял смерть глупую. Мир праху его! Такую же смерть приняли двое рабочих в Воркуте, решив лихо скатиться на совковых лопатах со снежника (такой мини-ледник). Естественно, что они не смогли затормозить и их просто размазало по камням внизу. Но дело в том, что в любой обстановке большинство людей гибнет именно по неосторожности, глупости и разгильдяйству. Своему или других. Водитель на Байкале решил переключить передачу на очень крутом подъёме. 66-й не вытягивал. Типичная неосторожность, глупость и разгильдяйство. Однако он не сиганул из кабины, а вытолкнул впавшую в ступор от страха женщину с ребёнком, сидевших рядом. А сам улетел с обрыва. Он не давал честного слова ни женщин выталкивать, ни в обрывы улетать. Более того, останься он в живых, получил бы сполна за машину. Он и так получил сполна. Но погиб честно. Как мужик.

Ни я, ни мои товарищи риска не любим вообще. Наша работа связана с повышенным риском. И мы всегда стараемся делать так, чтоб он был как можно меньше. Тот, что остаётся, - неизбежные издержки в том Деле, которое мы делаем. Честь для меня - сделать Дело и не потерять ни людей, ни матчасть. Или свести потери к минимуму. И во имя этой чести я риска избегаю. И других заставляю. Но иногда риск неизбежен. Поверьте, в такие моменты о чести никто не думает. Есть задача. Её надо решить. Всё.

Переправа через реку. Молодой вездеходчик сошёл с брода. Вездеход подвсплыл и его понесло, закручивая. Опять же неосторожность, глупость и разгильдяйство. Ниже по течению вездеход садится на камни. Вода его захлёстывает. Люди спасают амуницию и продовольствие. Иначе сезон сорван. Рабочего сбивает водой с машины. Плавать он не умел. Да и не больно поплывёшь в ватнике и сапогах-болотниках. Да ещё в ледяной воде бурной реки. Он вообще никому никаких слов не давал. И честь его никоим образом не страдала. Так он что, не честно погиб?

Крёстный моей бабушки служил во время войны в дальнобойной артиллерии. Если верить его письмам, ближе 12 км. к передовой не приближался. Однажды во время боя снаряды стали ложиться слишком близко. Последовала команда: ”Расчёт, в укрытие!”. Все укрылись, а он (мужик хозяйственный, из староверов) решил прибрать позицию, чтоб потом стрелять ничего не мешало. Видать, бой был серьёзный и другого времени не было. Прямое попадание. От него вообще ничего не осталось. Не просто неосторожность, а прямое нарушение приказа. Виноват сам. Но разве его смерть не была честной смертью солдата?

Я вообще не согласен с Вашей формулировкой.

Под неё подходит любая глупая выходка, имеющая целью доказать, что не “слабо”. Но это крайний вариант.

Альпинист сознательно рискует во имя своей чести. Возможно, “так лучше, чем от водки и от простуд”. Но водкой и простудами альтернативы не исчерпываются. Если человек сознательно рискует жизнью во имя своей чести, это его глубоко личное дело. Я не могу его осуждать. Но и восторгов у меня это не вызывает. Другим-то что с его чести? Многие годы геологам в труднодоступных районах выдавали, в качестве личного оружия, револьверы системы Наган. Рабочие втихаря сотворили брагу, напились, стащили наган и удумали играть в карты, в “русскую рулетку”. По Вашему определению, люди сознательно шли на риск во имя своей чести. “Карточный долг” и прочее псевдогусарство. Но столь благородный порыв не был понят и вызвал репрессии. Отнятие игрушек, выливание браги и грубое физическое воздействие на особо возмущённых. Как не был понят и сознательный риск студента, гулявшего по краю 200-метрового обрыва, с целью демонстрации личностно-волевых качеств. То есть, во имя чести.

О “честном слове”: Гастелло не давал честного слова разбить самолёт и погибнуть. И Матросов погиб не потому, что он обещал на амбразуру лечь. Я думаю, о чести они вообще не думали. Они врага били. Но и солдат, убитый шальной пулей во время обеда в промежутке между боями, погиб не менее честно. Была проявлена разная степень героизма. Это да. А к честности это отношения не имело. Дезертир перед расстрелом мог всем в лицо плевать. Но его смерть - собачья. Даже если он сознательно шёл на риск, потому что дал жене честное слово вернуться живым.

3. Вы пишете, что они «погибли на боевом посту». А у них что - был выбор? Вы уверены, что они остались бы в лодке, если бы у них была возможность из неё удрать?

У упомянутого Вами майора была возможность удрать с мест боёв, такая же возможность была и у воевавших с ним чеченцев. Вот их смерть - честная. Не важно, за что они умирают (за убеждения или за деньги), но они дали честное слово и они это слово выполнили. Вы можете их ненавидеть, но отказать им в честности может только тот, кто не имеет понятия о чести.

Удрать из лодки действительно трудно. Об этом даже анекдоты сложены. Лётчик-камикадзе тоже не мог покинуть самолёт после взлёта. Но садился в самолёт он добровольно. Космонавту некуда бежать. А выбор был. Они его сделали, когда службу избрали и заступили на этот боевой пост. Даже и матрос срочной службы, тем более в наше время, имел массу возможностей, чтобы в лодку не попасть. Можно было “закосить”, побежать в Комитет солдатских матерей, к правозащитникам... Кстати, Вы чохом отказали в честной смерти всем погибшим подводникам всех времён вообще. Я с Вами здесь не согласен.

Про честность противника в Чечне я разговора не заводил. Но если неважно, за что человек умирает, тогда все эти памятники “Вованам от скобящей братвы” поставлены исключительно честно погибшим людям. Они сознательно рисковали жизнью во имя чести (“чтоб не западло”) и денег. Но последнее значения не имеет. Какой-нибудь Вася Иванов, принявший ислам и погибший Махмудом в бою с бывшими товарищами, тоже входит в эту категорию. Он же слово дал. Я думаю, Вы сделали майору плохой комплимент.

4. Столь громогласные вопли по поводу моряков «Курска» неслучайны. Не так давно в Сибири во время учений погиб подполковник. Его солдат выдернул чеку из гранаты, запал сработал, а солдат растерялся. Офицер выбил у него гранату из рук и накрыл своим телом. Он дал честное слово, что обучит солдат, а не убьёт их, и честно погиб, исполняя слово чести. Так над его смертью телевидение изгалялось, как могло, а над смертью моряков «Курска» стенает вместе с Вами. С чего бы это? Не потому ли, что Вы (пусть и бездумно) исполняете заказ - добиться, чтобы вся российская армия погибла так же «честно», как и моряки «Курска»?

Ну зачем же Вы так, Юрий Игнатьевич? Ни вопить громкогласно, ни стенать я вообще не склонен. Доступ к телевидению имею с большими перерывами, о чём не особо жалею. Про подполковника этого, к сожалению, не знал. Только честного слова обучить и не убить он не давал. Он давал присягу. Ещё Советскую. Я тоже. И я помню её наизусть. “Не щадя своей крови и самой жизни” там было. А про обучить и не убить - ни слова. По своему опыту предполагаю, что речь идёт об упражнении в метании гранаты из окопа. Офицер стоял в окопе рядом с солдатом. Только чудо господне могло спасти его при взрыве. Погибни они вдвоём, его честь вряд ли пострадала бы. Сбежать он, кстати, тоже не мог. Не успеть. Но он не забился в ужасе, а как мужчина, принял решение спасти щенка, которому ещё жить, создавать семью, детей заводить. Из этого я делаю вывод, что этот Человек, способный в последние секунды думать о другом, вряд ли бы сбежал. Даже и будь такая возможность. И то, что телевидение изгалялось над этим Человеком, меня не удивляет. Твари невыносим вид того, кто её выше.

Шумиха же и возня вокруг “Курска” имеет несколько причин. Военным нужно было поднять секретную торпеду (торпеды), политикам скрыть причину аварии и сделать себе рекламу. Кто-то хотел под шумок пропихнуть побольше финансирования, чтоб уворованый процент был побольше. А СМИ действовали как всегда. Как и должны действовать. Это же падальщики. Беда, гибель людей, кровь - это для них лучшие и самые ходовые темы. Но это не значит, что все, кто переживает по поводу гибели “Курска”, заодно с телевидением. Или с теми политиками.

А российскую армию, если она суть сборище продажных подонков, так что её жалеть? Туда и дорога. А если всё же нет, то давайте хотя бы выбирать выражения и не чесать всех под одну гребёнку.

Это моё письмо я прошу Вас опубликовать. Но не в разделе “Поединок”. Я не веду поединков с товарищами. Мы высказали каждый своё мнение о моральной проблеме. Надеюсь, что никаких личных обид это не вызвало.

С уважением,

Сергей Сычугов

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200330/?30_4_2

Сергей СЫЧУГОВ, ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ, 200330

Previous post Next post
Up