СВЯТЫХ? ВЫНОСИ!

Sep 16, 2003 12:58


СВЯТЫХ? ВЫНОСИ!

Недавно, зайдя в свой любимый Интернет, с интересом почитал ряд рассуждений одного весьма неглупого молодого человека Олега Кашина (http://www.livejournal.com/users/kashin). Вот что он написал по поводу недавних саровских торжеств:

«Рискуя обидеть некоторых сугубо верующих юзеров, позволю себе всё же без всякой задней мысли (то есть не хотел бы, чтобы кто-то счел мои слова кощунственными) высказать сомнение и был бы рад, если бы кто-нибудь мне прояснил, обосновано ли оно. Итак.

Сейчас проходят торжества, связанные со столетием канонизации одного святого, - не будем трепать его имя всуе.

Сто лет назад - это 1903 год. Время, которое сложно назвать святым.

Страна уже свыклась с капиталистическим своим развитием, товарно-денежные отношения уже весьма уверенно вытесняют из сознания граждан традиционные православные дела с чудотворными образами и старцами-пророками, да и сам государь-император (он, как известно, и настоял на канонизации) - человечек более чем приземленный (впрочем, и он ныне в святых ходит).

Так почему же святой, канонизированный в несвятое время несвятыми людьми, вдруг сделался «самым почитаемым святым Руси»? Справедливо ли это? Есть ли для этого весомые основания?

У меня на этот вопрос по объективным причинам ответа нет.

И еще одно маленькое соображение - скорее для любителей совпадений.

Год канонизации этого святого был последним годом мирного развития царской России. Потом началась японская война, революция 1905 года, брожения и реакция, распутинщина, мировая война, революция и так далее. Кто знает, нет ли между канонизацией и тем, что было за ней, какой-нибудь связи?»

Речь, как, наверное, понимают читатели, идёт о преподобном Серафиме Саровском.

Если, не вдаваясь в подробности, в самых общих чертах охарактеризовать этого святого, то можно сказать, что он принадлежит к типу паразитических святых, очень популярных в Византии, а затем, по мере вживания русского сознания в роль Третьего Рима, - и на Руси.

Сам институт святых на заре христианства был задуман как христианская биографическая библиотека - «Жизнь замечательных людей»; знакомясь с биографиями выдающихся энтузиастов Церкви, верные должны были проникаться их подвижническим духом и правильно ориентироваться по жизни.

Но естественно, что благой замысел быстро приобрёл черты мракобесия и суеверия, и среди святых замелькали визионеры (побывавшие в аду и в раю и чуть ли не у негра в ж…), чудотворители, прорицатели и прочий боевой отряд общественно бесполезных и явно нездоровых личностей. Государственная машина Империи подкармливала и поощряла такой контингент, полагая, что чем бы христиане ни тешились, лишь бы поменьше задумывались об опасных общественных проблемах.

Так агиографию (это жанр жизнеописаний святых) заполонили мастера бессмысленного и человеконенавистнического подвижничества. Один годами стоял на столпе, другой неделями не ел, третий безвылазно сидел в пещере, считая пролетавших мимо бесов (вариант: аккуратно собирая в бутылочку слёзы, пролитые о своих грехах, для отчёта на Страшном Суде). В общем, всё, достойное тогдашней Книги рекордов Гиннеса по-церковному.

Не устояла перед этой заразой и Россия. Место старинных воинов, правителей и строителей заняли в святцах разные «василии блаженные», «убиенные царевичи димитрии» или даже просто погибшие от удара молнии подростки, как то стало с причисленным к святым неким Артемием Веркольским.

Надо отдать должное Святейшему Синоду: будучи порождением эпохи Просвещения, он не особенно усердствовал в выделке новых святых, а если и выдавал кого-то изредка на-гора, то с оглядкой. Такие святые Нового Времени, как Димитрий Ростовский или Митрофан Воронежский, были как-никак иерархами, т.е. церковными администраторами; Димитрий, к примеру, писал свои труды и обрабатывал чужие, а Митрофан поддерживал Петра Первого в его флотских начинаниях.

И вдруг ближе к концу Империи некий епископ Серафим (Чичагов) прослышал о своём тёзке по монашеству, обретавшемся где-то в тамбовских лесах, слухи о чудотворениях которого широко ходили среди странническо-паломнической публики, и загорелся мыслью непременно причислить его к лику святых! И правда: на камне молился тысячу дней, на воздухе стоял, травкой сныть питался - как русскому народу без такого обойтись!

Синод во главе с Победоносцевым встречает эту идею в штыки: вокруг Серафима Саровского (ум. 1833 г.) к тому времени уже столько всего было понакручено, что официальное объявление его святости станет хорошим поводом для новой массовой эпидемии мистического помешательства («прелести», как называется это по-церковному) - вдобавок обстановка в стране, где в первых рядах мистиков маршировала царская чета, вполне давала повод для таких опасений.

Но Чичагову удалось выйти со своей идеей на самый верх, и на его проекте появилась резолюция: «Быть по сему». Синоду ничего не оставалось, как взять под козырёк…

Так после длительного перерыва в русских святцах появилась архаическая фигура подвижника ради подвижничества. Очень удобная, кстати сказать, для тех власть имущих, кто, пальцем о палец не ударив в деле, скажем, народного здравоохранения, с умилением наблюдает ползущего из последних сил к «святым мощам» калеку, да ещё делится с окружающими соображениями: вот-де вера, каковой была всегда крепка Русь, и разве можно сокрушить такой народ и т.д., и т.п.

К счастью, революция надолго прервала ускоренное производство святых, развёрнутое в последние годы царского режима, а народу позволила заниматься более продуктивными делами. И только во время Горбачёва мракобесие взяло реванш: в 1989 г. была канонизирована некая Ксения Петербургская - сумасшедшая бомжиха, внушавшая такой суеверный ужас обывателям, что кое-кто десятилетиями после её смерти ходил на её могилку - задабривать «святую». По сравнению с ней Серафим Саровский - просто идеал общественника.

И пошло, и поехало. Несколько лет назад патриарх единоличным указом (!) повелел считать святой «старицу Матрону», к которой якобы в 41-м тайно приезжал сам Сталин советоваться: сдавать Москву или погодить, - тут уже вовсе святых выноси… «Тайный советник вождя» в модно-церковном варианте, так сказать…

Маразм крепчает. Вентилируется вопрос о прославлении во святых Корейши - обитателя жёлтого дома, принимавшего на досуге (от недостатка которого, понятное дело, не страдал) поклонников своего мистического таланта и «духовно утешавшего» их в таком вот духе: «Не бы праца на белды коломаца».

Кто следующий? Не достаточно ли?

Немного поподробнее о влиянии культа Серафима на события.

Только отгремели торжества в Сарове, как - правильно пишет Олег Кашин - началась японская война.

Ура, ничтоже сумняшеся воскликнул другой Серафим (Чичагов), с преподобным Серафимом мы победим любого супостата! (Возможно, он читал что-то из «пророчеств» от лица старца, где якобы предсказывалась победа над Японией. Сомнительно, конечно, учитывая полную изолированность этой страны в 1-й половине 19-го века.) И добился, чтобы в помощь порт-артурцам привезли огромную икону преподобного.

Но «помощь» опоздала. И Порт-Артур пал, а «супостат» оказался не побеждённым, а совсем даже наоборот.

Не сомневаюсь, что и в Первую мировую преподобного мобилизовали на дело поддержки «православного воинства». Успехов от такой поддержки было, сами знаете, как от козла молока.

Потом о «святом старце» забыли. На период «забывчивости» пришлись и ликвидация неграмотности, и победа над германцем, и победа над японцем, и покорение космоса…

Последний раз Серафим дал знать о себе в кульминацию перестройки.

Как чёртик из табакерки, появились откуда-то его мощи. Их с хоругвями и причитанием кликуш понесли через несколько областей в Дивеево близ Сарова. И там устроили (на полугосударственном уровне) пародийное воспроизведение саровских торжеств 1903 г.

Было это… летом 1991 г.

Комментарии излишни.

И ещё немного о новых «святых» и об их влиянии на нашу жизнь.

Спорят пожарные, спорит милиция - не говоря уж о специалистах: отчего погиб «Курск».

А по-моему, всё ясно. Ведь погибла лодка не от взрыва торпеды: просто никто после взрыва не смог спастись.

Дело в том, что, узнав о трагедии, собравшиеся на собор (так и хочется сказать - шабаш) преосвященные п…ры, только что причислившие к лику святых Николая Кровавого, пожелали морякам спасения и объявили, что будут за них непрестанно молиться. Тут уж просто не могло не быть места чуду.

И оно случилось: не всплыл почему-то спасательный отсек; не удалось почему-то пристыковаться к отсекам; не всплыли почему-то даже аварийные буи, чего просто быть не могло!

«Как представитель науки я решительно заявляю: это… подлинное чудо!», - остаётся только вспомнить фразу из старого фильма.

А Путину ничего не оставалось, как констатировать факт «утонутия» подлодки.

Чудо, правда, довольно мрачным оказалось. Но чудеса не выбирают. Выбирают тех, кого будут почитать за святых.

Случившееся печальное чудо наводит на мысль: новоиспечённые святые, равно как и их почитатели, не угодны Богу!

И вот теперь торжественное повторение Саровских Торжеств.

Впервые за сто лет глава государства посещает Саров. Да фактически не один, а в незримом сопровождении своего незадачливого святоши-предшественика, обретающегося ныне в чине святого! И ещё самого «папы Лёши» в неизменном колпаке и со всей своей мерзкой п…братией. Радость-то какая!

Вспоминая историю, остаётся только гадать, что ждёт Россию в ближайшие годы. Видимо, маразм Российской империи, только в двойном размере.

Про Ельцина в середине 90-х поговаривали, будто этот придурок твёрдо решил: идти на второй срок, чтобы остаться в истории вторым Ярославом Мудрым! Кем он остался, все знаем.

Глядя на физиономию Путина, сосредоточенно готовящегося к подвигам своего второго срока, хочу сказать ему: самое остроумное, что могли бы сделать вы, Владимир Владимирович, это… отказаться от второго срока! Иначе, боюсь, поздний Ельцин по сравнению с вами, покажется титаном государственной мысли.

Вас слишком часто видно рядом с патриархом. А, перефразируя одного политика, можно сказать: где патриарх (и его «святые»), там жди беды.

Впрочем, «благодеяния свыше» не преминули начаться. В разгар балагана в Сарове рвануло в Моздоке. Звоночек.

И напоследок - размышления журналиста «МК». Как раз о моздокских делах.

«В начале прошлого века, когда на Кавказе кровью устанавливали советскую власть, житель Моздока выловил из воды православную икону с ликом Девы Марии… Её назвали иконой Моздокской Божией Матери - потому что вскоре после этого события на Кавказе установился мир (то есть Советская власть быстро установилась. - М.С.).

Уже в наши дни, после начала первой чеченской войны, местные жители прошли с этой иконой крестным ходом вокруг Моздока. Во время войны здесь стреляли, над городом летали самолёты и вертолёты с полным боезапасом, было выпущено множество ракет… Но ни одна ракета, ни один самолёт не упали на город. До недавнего времени, когда шахидка взорвала военный автобус на подъезде к аэродрому, не было даже ни одного кровавого теракта. «Нас бережёт икона Моздокской Божией Матери», - уверяли жители.

Видно, даже у Бога иногда опускаются руки…»

Конечно, опустятся тут… «На дурака не нужен нож - ему с три короба наврёшь и делай с ним, что хошь».

Но Бог поруган не бывает. И у него свои виды на чудеса.

М.М. САЯПИН

P.S. По последним сведениям, Путин всё-таки проявил остроумие, хотя и несколько другого толка: заявил, что вообще-то Россия могла бы вступить… в организацию Исламская Конференция! (Надоело, видимо, неотлучное сопровождение своей особы «папой Лёшей» на всех мероприятиях - чуть ли не в походах в тот самый «сортир», где должны кого-то вот-вот «замочить».) Конечно, с одной стороны, замена попов на мулл - это обмен шила на мыла. Но с другой стороны, в строгом исламе святых нет, так что и поводов гневить Бога… в смысле - Аллаха - будет меньше…

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200337/?37_1_2

200337, М.М. САЯПИН, ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Previous post Next post
Up